С 30 марта Россия открыла наземную границу с Казахстаном и Монголией впервые с 2020 года, а с 11 апреля ограничения отменил и Казахстан. Теперь путешествовать между странами можно на машине. Есть нюансы, которые очень важно соблюдать, чтобы не нахватать штрафов. Рассказываем, к чему нужно быть готовым, если решили пересечь границу на автомобиле.
На российско-казахстанской границе 14 погранпереходов:
Самые большие — Петропавловский и Оренбургский. Обычно там плотный трафик и длинные очереди.
Между Россией и Казахстаном установлен безвизовый режим и упрощённая процедура въезда. Попасть на казахстанскую территорию можно по российскому паспорту (с заполнением миграционной карты) или по заграннику (просто штамп).
Кроме того, потребуются:
На всякий случай также заранее купите стикер RUS на стекло. Стоит он недорого, а от ненужных разбирательств на дорогах избавит.
Российский полис ОСАГО не котируется в Казахстане, поэтому машину нужно застраховать. Это можно сделать заранее онлайн или прямо на границе в одном из ларьков. Там же продают казахстанские симкарты и обменивают деньги. Средняя цена страховки — 1500-2400 ₽, количество водителей не важно. Потребуется паспорт и документы на машину.
Казахстанский полис автострахования оформляется на две недели или на месяц. Если покупать его онлайн, придётся ждать несколько дней. Лучше всего позаботиться об этом заранее или, по крайней мере, на российской стороне границы: путешественники предупреждают, что сразу на выезде из КПП может стоять патрульный автомобиль, и на всех, кто без страховки, сразу составляют протокол. Штраф за первое нарушение — около 2000 ₽, за повторное — примерно 8000 ₽.
Тут всё просто, главное — следовать указателям и выполнять требования пограничников. На въезде дают талон, в нём указано количество человек в машине и время въезда на территорию погранпоста. На паспортном контроле первым проходит водитель, затем пассажиры. Сотрудники могут спросить о примерных сроках поездки, цели и месте пребывания в Казахстане — достаточно назвать любой город на маршруте. После этого в талон ставят штамп.
Далее — досмотр автомобиля. Обычно просят открыть двери, багажник, капот, бардачок и багажный бокс на крыше (если есть). Затем ставят ещё один штамп в талон — его нужно сдать на выезде на нейтральную территорию.
На казахстанском пропускном пункте то же самое: следим за указателями и выполняем требования пограничников. На въезде дают талон, в нём номер машины, количество человек в салоне и время въезда на территорию погранпоста. Пока движется очередь из автомобилей, нужно взять и заполнить миграционные карты. В них указывают серию и номер российского паспорта, фамилию и имя, дату рождения, гражданство, цель прибытия в Казахстан.
Затем снова нужно пройти паспортный контроль. Вопросы задают те же самые, затем фотографируют и ставят дату и штамп в миграционную карту. Её нужно сохранять вплоть до выезда — это подтверждение легального пребывания на территории Казахстана. Далее — поверхностный досмотр авто, штамп в талоне и въезд в страну. Вся процедура занимает от получаса до полутора часов.
Полиции на казахстанских дорогах много, штрафуют жёстко. Перед поездкой обязательно ознакомьтесь с особенностями местных ПДД здесь и здесь.
Главное, что нужно запомнить: на трассах с разделительной полосой максимальная скорость — 110 км/ч, для всех остальных дорог — 100 км/ч, в населённых пунктах — 60 км/ч. Нештрафуемый порог — 10 км/ч. Также перед знаками STOP обязательна полная остановка — дорожные полицейские в Казахстане очень щепетильно относятся к этому. Обязательно ездить с включённым ближним светом или ходовыми огнями.
В Казахстане свой бензин из собственной нефти. Лучшие заправки — КазМунайГаз и Газпромнефть. Топливо гораздо дешевле, чем в России: литр АИ-92 в среднем стоит 28 ₽, АИ-95 — 33 ₽.
Расстояние между населёнными пунктами очень большие, а заправки встречаются не часто. Следует иметь это в виду и подготовить запасную канистру.
Автор Игорь Хворостянов