Туту.ру Путеводитель Туту журнал Внутренний туризм Как мы строили Норильск «на ледяной планете»

Как мы строили Норильск «на ледяной планете»

Автор Сергей Абдульманов

60–65% территории России занимает вечная мерзлота. Она бывает разная: где-то это много относительно сухой земли, а где-то прямо линза льда (до 95% воды), причём глубиной до нескольких километров. В районе Норильска можно грубо сравнить её с замёрзшим океаном.

И вот посреди этой красоты мы вдруг нашли очень ценные полезные ископаемые. Медь, никель, золото, палладий и ещё кучу других слов, без которых не бывает современного ИТ и космоса. И, наверное, мы бы их так и оставили валяться, если бы не ещё одно обстоятельство: прямо рядом с ними нашёлся практически бесконечный источник энергии — гора угля. Причём некоторые из углей в этой горе были коксующимися, то есть позволяли получать металлы из оксидов прямо на месте.

Земляне высадились в эти места строить город. Практически как на снежную планету. И это оказалась очень суровая планета: холод до −56 градусов Цельсия, разрушающий конструкции, ураганный ветер и снег, который всё заметает. Ну и ко всему этому тут есть длинная полярная ночь, если вам не хватает сложностей.

Строить на линзе льда ничего нельзя. Тепло от здания означает, что его фундамент просто разорвёт при подвижках льда. Но тогда, конечно, про сюрпризы с мерзлотой мы не знали, и потому первое поселение — позже его назовут Аварийным посёлком — разрушилось через полгода.

Современный город стоит на скальных выходах как на островах: есть центральный жилой остров, есть Оганер — остров с больницей, есть Талнах — добывающий район, отдельно есть аэропорт, есть Надежда — ещё один комбинат, есть остров Дудинка — порт в 90 километрах от центра. Есть кусок скалы — можно строить. Нет скалы — нельзя строить.

В общем, сейчас будет рассказ про удивительно прекрасный и уютный Норильск.

 В этой стороне видно кустарник, так что тут не совсем ледяная пустыня, как многим представляется. Но в основном лес вокруг Норильска быстро свели для хозяйственных нужд.
В этой стороне видно кустарник, так что тут не совсем ледяная пустыня, как многим представляется. Но в основном лес вокруг Норильска быстро свели для хозяйственных нужд.

Дороги

Коротко — началось с того, что местный купец торговал металлическими товарами вроде ружей и чайников в обмен на меха. И вдруг нашёл пирит (точнее, халькопирит). Вместо крика «Золото, ура, золото!» он подумал: «Чёрт. Пирит. Хотя, если задуматься — это же медь!»

Пропустим несколько десятков лет истории поселения и сразу перейдём к началу города. Коротко — первой и на тот момент главной проблемой стали дороги. Тогда было даже не до особенностей грунта. Всё было куда проще и банальнее: любую тропинку заносило снегом практически мгновенно. Причём «заносило снегом» — это не то, как вы в тёплой Москве или тёплом Архангельске представляете. Это вот примерно так:

 1946 год. Из собрания Елены Кривец
1946 год. Из собрания Елены Кривец

Снег мог быстренько накидать слой от 6 до 30 метров. Верхний снег давил на нижний, всё это слёживалось и уплотнялось, и вы получали нечто похожее на пенобетон по консистенции. Расчищать это руками было не то что сложно, а практически нереально. На практике, бывало, использовали взрывчатку для снятия завалов, проходили караваном и забывали про дорогу до следующего раза.

Это значило, что 8 километров можно идти час, а можно неделю. Причём добавьте к этому морозы, дефицит любых ресурсов (с деревьями тут тоже некоторые сложности) и ласкающий внутренние органы ветерок, и вы примерно поймёте суть проблемы.

Всё, что больше 500 метров, — это недостижимо далеко. Поэтому первые поселения размещали прямо там же, где добывали руду. И первые скальные площадки использовали полностью под оборудование: либо для добычи, либо для обогащения. Всё нужное завозилось один раз в год летом, когда реки стояли без льда и по болотам и ручьям можно было дотащить материалы и довести людей до города.

 Цветные здания критичны, иначе будет совсем грустно
Цветные здания критичны, иначе будет совсем грустно

Строительство

Строительство на мерзлоте работает так: вы ставите что-то на фактически лёд. Зимой всё хорошо, даже если вы топите печку — охлаждается это быстро. Весной температурный градиент уже не такой, и тепло постепенно начинает передаваться вниз под ваш дом. Сам дом работает и как теплоизолятор, и как обогреватель. К началу лета под домом уже достаточно тепло, чтобы слои мерзлоты стали расходиться. Что они, собственно, и делают. «Хрясь» — говорит фундамент. Тут говорят, что у мерзлоты «отрицательная устойчивость» — она не просто неустойчива, а конкретно оказывает разрушающее действие, «всасывает» конструкции.

Ещё один неприятный сюрприз — заземление. С производства оно втыкается в землю и бросается в ближайший пруд. Летом всё хорошо, а зимой пруд промерзает насквозь и заземление перестаёт работать. Это наблюдение тоже стоило кому-то жизни.

 Первый аэродром был на озере. Зимой садились как обычно на лёд, в короткое лето, пока льда нет, — меняли шасси и приземлялись на воду.
Первый аэродром был на озере. Зимой садились как обычно на лёд, в короткое лето, пока льда нет, — меняли шасси и приземлялись на воду.

 Первые опыты строительства, не очень удачные
Первые опыты строительства, не очень удачные

Для строительства города даже на скальном основании пришлось заново изобретать очень многое. Первое и главное — фундаменты. Изначальная версия была такая: расчищаем котлован от мерзлоты до твёрдого каменного основания и строим на нём. Это работало примерно до появления конца проспекта Ленина, где котлованы пришлось делать глубиной до 16 метров. Кстати, как раз там он поворачивает, хотя не должен был.

Вторая версия — бурение свай. Здесь было два базовых подхода: сваи до скалы и сваи в грунт достаточно глубоко. Первое было дорого, но надёжно, второе — дешевле и проще, но, как выяснилось позже, дома почему-то разваливались. Это «почему» связано с тем, что сваи вообще-то должны быть развязаны с теплом дома. Под домом должно оставаться продуваемое пространство примерно с этаж размером, чтобы воздух охлаждал сваи. Всё хорошо работало, пока в доме, например, не прорывало горячее водоснабжение. Сваи до скалы оказались более надёжными на случай таких ЧП. А за время эксплуатации проблемы случались чуть чаще чем раз в 20 лет.

Вот улица, где дома справа построены по принципу свай до основания, а слева — на шляме в мерзлоту:

 Как видите, слева (ближе к нам) дома не сохранились.
Как видите, слева (ближе к нам) дома не сохранились.

Кстати, на этой же фотографии видно, как построен город. Основа генерального плана — максимальное использование скального основания. Застройка достаточно компактная, местами прямо стены из домов.

 Скальный выход на Талнахе
Скальный выход на Талнахе

Это сделано для того, чтобы защитить город от ветра и снега. Дома стоят так, чтобы ломать поток ветра и практически сталкивать вторичные потоки в такой сложной интерференциональной картине, чтобы они взаимогасились. Не везде получилось идеально, конечно, но снегом дворы заносит постепенно и сверху, а не сразу за час из окружающей ледяной пустыни.

Город от снега надо чистить два раза в день. Если пропустить смену, то снег начнёт слёживаться и дальше будет сложно. Снег собирают с улиц погрузчиками и другой техникой и вывозят камазами за город. Ситуаций, когда нужно откопать дом, засыпанный по второй-третий этаж, из-за такой частоты уже меньше. Но всё равно где-то пару раз в год бывает нужно, особенно на Талнахе (это район на горе, там дома не так защищают от ветра).

 Обратите внимание на форму зданий, здесь минимум выступающих частей. Сразу в проекте предусматриваются двойные окна и укреплённые кровли.
Обратите внимание на форму зданий, здесь минимум выступающих частей. Сразу в проекте предусматриваются двойные окна и укреплённые кровли.

 Выступающим частям не везёт
Выступающим частям не везёт

Или вот мост на Талнах. Через него лежит автомобильная дорога, железная дорога и пульпопровод для руды. Кстати, транспортировка руды — это одна из главных задач тут, и магистральный пульпопровод оказался оптимальным вариантом.

Чтобы мост не сдвинулся с места, один из берегов дополнительно укреплён вот такими штырями. В штырях жидкость-хладагент. Она конденсируется в радиаторе сверху, стекает вниз. Там отбирает теплоту грунта, испаряется, попадает наверх в радиатор. Теплоприток от грунта выносится наверх в атмосферу, но из-за испарения хладагента температура внизу держится ниже атмосферной. Если правильно подобрать двухфазный хладагент, то всем будет счастье. Естественно, полсезона такая штука не работает, поэтому ещё можно использовать требующие внешнего питания морозильные установки для грунта. Примеры термостабилизаторов есть вот тут. Примерно так же можно стабилизировать дороги.

Первые теплотрассы и вообще все коммуникации прокладывали поверху, вот примерно так, как в Дудинке:

Сейчас их уже иначе изолируют, и потому они прячутся внизу. Это, кстати, позволило высадить деревья в центре Норильска — ивы растут над теплотрассами. Ну и да, холодная вода должна быть чуть тёплая, если вы хотите, чтобы она дотекла холодной. Например, идти вплотную с трубой ГВС под общей изоляцией.

 Охладительное озеро ТЭЦ, оно же было первым аэродромом: до строительства полосы в Алыкеле садились прямо на лёд.
Охладительное озеро ТЭЦ, оно же было первым аэродромом: до строительства полосы в Алыкеле садились прямо на лёд.

Снег и ветер

Снег представляет огромную проблему и для дорог и железной дороги. До появления тяжёлой техники чистить его вообще было чуть ли не бесполезным делом, а вот после появления — хотелось всё же как-то уменьшить нагрузку.

 Фото: VFL.Ru
Фото: VFL.Ru

Более поздний опыт строительства железных дорог на вечной мерзлоте показывает, что нужно либо снимать грунты и замещать их, либо придумывать что-то ещё, чтобы держать грунт в замёрзшем основании: например, солнцезащитные козырьки и так далее. А вот главная особенность железной дороги в Норильске — ветровые щиты. Оказалось, чтобы снег не заваливал полотно, можно строить очень высокую стену (что нерентабельно), а можно строить ускорители для ветра. Фактически из диагональных щитов формируется такая воронка, которая усиливает ветер на нижнем уровне дороги. Вот как выглядел первый такой забор:

 Один из первых прототипов «Деда Снегодуя» Михаила Потапова. Фото: Таймырский телеграф
Один из первых прототипов «Деда Снегодуя» Михаила Потапова. Фото: Таймырский телеграф

Сейчас используются другие формы, но принцип тот же: ветер на полотне должен быть быстрее, чем окружающий ветер, чтобы с него сметало снег.

Щиты стоят не везде, а преимущественно там, где образуются такие длинные конусы из снега, которые замечательно подбрасывают машины. Остальная дорога чистится машинами, потом посыпается реагентом. Если вдруг ветер становится слишком сильным, дорогу могут перекрыть.

Самое интересное с аэропортом: если у вас сегодня вылет, а дорога перекрыта, ДПС организует караван вахтовок с трактором впереди. Ну то есть в отапливаемые машины на больших колёсах садятся люди, впереди пускается трактор — и всё это ползёт в аэропорт. Самолёт ждёт всех этих людей, соответственно. Кстати, в Игарке вот, например, самолёт ждал слишком долго и немного примёрз. Пришлось пассажирам его толкать. Этот случай до сих пор вспоминают с некоторой гордостью, потому что не каждому доводится заводить самолёт «с толкача».

 Дорога перекрыта
Дорога перекрыта

Из-за сильных ветров время от времени объявляют актировки — освобождение от учёбы по погоде. Дальше зависит от класса актировки и медианной массы школьника. Иногда уносит только лёгких учеников по 3-й класс, иногда целых 11-классников, а пару раз за 10 лет город закрывают вообще на всех. Наш сотрудник Никита, например, как-то не учился из-за ветра 2 месяца подряд. Правда, они всё равно пробирались в школу вопреки всему и углублённо занимались в кабинете информатики. Но не уроками.

Почти у каждого есть история, как его перекинуло на середину дороги во время актировки или выкинуло из арки дома. А самая крутая задокументированная — про летающую собаку. Там пёс просто улетел. Через неделю нашли его на остановке в 5 километрах, голодного, но живого. Повезло, что в городе, за стеной из домов.

Кстати, тут надо сказать про остановки. Транспорт в Норильске останавливается очень часто, чуть ли не каждые 100 метров. Это уже не вопрос выживания, а комфорта. Остановки же нужны тёплые. Сейчас строят новые закрытые с отоплением, а в прошлой итерации городской среды решили интереснее. Предложили остановочные павильоны строить предпринимателям с правом открыть там магазин, аптеку или ещё что-то такое. Если внутри можно стоять в тепле — вот вам место. Люди вложились, такие остановки работают до сих пор.

 Вот эта штука за остановкой — отапливаемая аптека, а сейчас перед ней строится отдельная отапливаемая остановка.
Вот эта штука за остановкой — отапливаемая аптека, а сейчас перед ней строится отдельная отапливаемая остановка.

По той же причине тут много проходных магазинов: если можно срезать 50 метров через магазин и двор, жители это сделают.

А ещё местные жители быстро и очень коротко говорят. Потому что лишний раз открывать рот на морозе — застудить зубы. Вообще, дышать тоже лучше через ткань.

Для домиков вдали от города без снегозащиты понадобились специальные туннели до дороги, чтобы в них можно было попасть. Если вы не хотите махать лопатой пару дней, когда приезжаете домой, — нужен туннель от дороги до него. Вот так это выглядит, пока снега мало:

Ночь

Следующая проблема — полярная ночь. Полгода темно, холодно и страшно. Потом лето.

Летом проблема с полярным днём решается просто: шторы! Да, обычные круглые часы будут вас подводить, и вы в какой-то момент потеряетесь, 7 утра или 7 вечера. Но это мелочи по сравнению с зимой. Зимой сначала будет просто мрачно. Потом будет не хватать витамина D. Потом, примерно на третий-четвёртый год, придёт полярная депрессия. Дети, которые рождаются и растут в таких условиях, отличаются своим набором заболеваний.

 Это надо есть, чтобы оставаться здоровым
Это надо есть, чтобы оставаться здоровым

Соответственно, нужно менять диету (к счастью, тут всегда было много рыбы, богатой как раз нужными кислотами), добавлять много ламп в квартиры, строить зелёные уголки, в детсадах закалять детей, строить комнаты инсоляции и зелёные уголки чуть ли не с пальмами, отправлять людей «на континент» в отпуск, назначать специальные медкомиссии для регулярного осмотра детей и взрослых, состыковывать систему обучения в школе с системой летних лагерей на морских курортах и так далее.

Ну и без света ночью очень грустно, а в серую пургу — ещё и очень мрачно. Поэтому дома тут цветные и с подсветкой. Так что ночной Норильск на фотографиях местами выглядит интереснее центра Москвы по свету.

Естественно, в таких условиях прямо напрашивалось нечто вроде города под куполом с искусственным солнцем. Такие проекты несколько раз даже предлагались, но в итоге их так и не реализовали. Самые большие всепогодные пространства сейчас — это торговый центр и спортивная арена с полем для мини-футбола внутри. Дети, кстати, там тренируются бесплатно.

 Скальный выход на Оганере, синее здание — больница. До неё минут 15–20 от центра города, и да, если вам плохо, на скорой сюда. Тут как раз предполагался комфортный купол когда-то в будущем, но район так и не развился.
Скальный выход на Оганере, синее здание — больница. До неё минут 15–20 от центра города, и да, если вам плохо, на скорой сюда. Тут как раз предполагался комфортный купол когда-то в будущем, но район так и не развился.

Производства сами по себе тоже создают проблемы для города. С одной стороны, без них города бы вообще не было, с другой стороны — диоксид серы. А жителям этим дышать. Понятно, сначала просто дышали как пойдёт. Потом Норникель шаг за шагом годами вкладывался в программу уменьшения вредных выбросов. Сейчас почти норма, в следующем году ожидается примерно как в Москве. Тут логика очень простая: в город нужно привлекать специалистов, поэтому шаг за шагом убирается всё то, что может помешать.

Логистика

Раньше еда доставлялась в навигацию (когда реки свободны ото льда), то есть только летом. Запасли всё нужное в июле, потом год едите до следующего июля. Если надо что-то срочное — есть авиация, но в магазинах сухая картошка, яичный порошок, много тушёнки и сгущёнки. Сложность была с детьми: им нужны свежие продукты. Решение — теплицы. Да, это жутко странная идея в −40, да, это много энергии, но это всё равно было куда практичнее, чем подвоз по воздуху. Теплицы остались и сейчас, но, что гораздо важнее, в Дудинку теперь можно отгружать контейнеры круглый год из-за круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Так что более-менее свежие продукты, фрукты, яйца и всё остальное нужное в Норильске есть постоянно.

С посёлками за пределами агломерации сложнее. Летом туда возят лодками и баржами, а зимой — фурами по зимнику (колея на льду реки и по берегу). В основном это продукты и топливо, но иногда бывает и караван с мебелью и бытовой техникой (такое было, когда оленеводов переселяли в посёлки в новые домики несколько лет назад).

 Бензовоз приехал в посёлок Новый на Таймыре, жители разбирают топливо
Бензовоз приехал в посёлок Новый на Таймыре, жители разбирают топливо

Выходить надо минимум втроём, потому что идти по зимнику опасно. Нужно брать с собой дополнительное топливо: ситуация, когда вас заметает метелью на несколько недель — вполне ординарная, хоть и неприятная. Хотя был случай, когда водитель вышел за зажигалкой к соседней машине и потерялся в пурге. Ещё можно провалиться под лёд — это случается там, где он истончается на повороте реки из-за локальных особенностей течения. В этой ситуации и нужны две другие фуры: если получится подсунуть 15-тонную пустую ёмкость под машину сбоку или сзади, то можно будет её выдернуть. Можно застрять по весне, тогда машину придётся везти на барже по частям. Летом водители разбирают каждый узел машины (пожалуй, кроме форсунок, их отправляют в проверенные сервисы), потому что ломаться на Таймыре тоже не стоит. Запчасти тоже возят с собой, как и инструменты. Ну и есть вертолёты до посёлков, плюс авиация МЧС — обычно для эвакуации больных и раненых, но они же могут доставить и что-то сверхважное в посёлок в крайнем случае. Вот рассказ Юрия Ионина, одного из водителей. А вот короткое видео, как они вытаскивают машину из-подо льда.

 Раньше тут была пассажирская железная дорога от Дудинки (порта) до центрального района Норильска. Особый вид выезда — ягодные электрички, рейс до середины маршрута с остановкой в тундре на 4 часа. Пассажиры выходят, собирают ягоды, заходят обратно.
Раньше тут была пассажирская железная дорога от Дудинки (порта) до центрального района Норильска. Особый вид выезда — ягодные электрички, рейс до середины маршрута с остановкой в тундре на 4 часа. Пассажиры выходят, собирают ягоды, заходят обратно.

С портом в Дудинке тоже есть особенность. Ледоход. Когда лёд начинает рушиться и идти по реке, он сносит вообще всё, что только есть в порту. Технику заранее эвакуируют повыше, краны перегоняют в безопасную зону, но всё равно он там может много чего незапланированно поломать.

Порт восстанавливают каждый год. Крупную дорогую технику перегоняют наверх, краны поднимают, но всё равно какую-нибудь конструкцию внизу сносит.

Потенциал туризма

Понятное дело, поездка в Норильск — это обычно работа, а не отдых. Город делает очень многое, чтобы вахтовики хотели остаться. Тут по-своему уютно и удобно: горячий душ с любым напором, кафе столичного уровня, аквапарк (понятно, что он вряд ли окупится, но он важен для комфорта), малое футбольное поле внутри здания, охота, рыбалка, обновляемые экспозиции в музеях, кино и вообще всё то, что должно быть в современном городе.

Но однажды тут задумались даже про туризм как таковой. То есть поначалу идея казалась феерически странной. Но основной аттрактор очень простой: тут можно круглосуточно загорать в условиях полярного дня ночью. Прямо серьёзно: это один из наиболее здоровых загаров из возможных, потому что спектр очень даже комфортный. Увы, дальше идеи всё же не пошло.

А так туризм в Норильске есть. Город стал открытым (но паспортный контроль в аэропорту ещё сохранился). Приезжают родственники переехавших в гости, приезжают туристы смотреть такое выживание пополам с урбанистикой (например, из Японии), приезжают для промышленного туризма по добывающим объектам, ездят в этнотуризм к малым народам Севера.

Вот, кстати, пост про оленеводов, а вот про наше сложное путешествие по самым северным местам Евразии, куда добираются в основном такие отчаянные путешественники, как мы. Но мы там разведывали возможности туризма, потому что там будет промежуточная база перед Арктикой и поток всё же возможен. Кстати, там же мы встретили Бабича Бизоса, самого путешествующего человека на планете и по совместительству милого дедушку.

А ещё для иностранных туристов тут рай по российской клюкве. Медведь в квартире жил? Жил. Даже гулял на поводке. Вот история Айки. Уазик с дыркой в полу из шоу «Топ жир» есть? Есть. Очень удобный способ ловить рыбу. Бивень мамонта и икра — в ассортименте. Люди выживают при температурах ниже −20? Пожалуйста. Ещё раньше через город ходили олени, но это мелочи, привычно.

Ещё туристам тут показывают «подземные города» — туннелей шахт под городом невероятное количество. Ещё сейчас туристы могут посмотреть теплицы, мясной комбинат с оленьим мясом, Дудинку, шахту (редко, но будет больше экскурсий). Есть выезды на плато Путорана и просто по окрестностям.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
  • 27.02.2024 16:26 Валентина:
    Полезность: 0 0

    Уважаемая редакция! Пишет вам Валентина. Хочу оставить отзыв об истории про город Норильск. Читая вашу статью, у меня было такое чувство, что я посмотрела интересный фильм. Заметила, что автор необычно излагает мысли, и в то же время приятно, что они не лишены чувства юмора. И хотя, по его словам, край суровый, все-таки чувствуется какая-то романтика, когда мысленно переносишься в этот город. Еще очень помогают в этом фотографии. Делаешь вывод, что все непостижимое настолько удивительное. Вроде бы сам город не столько отличается от других городов, если не знаешь историю его основания, что делает его особенным. Сделала вывод, что благодаря силе и мудрости, человечество может адаптироваться к любой сложности, даже если не сразу, но потом обязательно найдет выход. И сможет покорить и обуздать то, что кажется неподвластным. Размышляя над этим, я подумала, откуда у человека такие способности? Весь этот потенциал вложил в нас Создатель, потому что человек является венцом Божьего творения.
    Рада, что у меня есть возможность поделиться своими размышлениями по поводу этой статьи! Спасибо автору за такую интересную статью.

  • 14.02.2024 15:19 Инна:
    Полезность: 0 0

    Ну нет в Норильске леса и тайги, есть лесотундра!

  • 11.01.2024 17:15 Геннадий:
    Полезность: 0 0

    Всегда была мечта побывать зимой в Норильске и на плато Путорана. Но теперь уже,вряд ли((

  • 02.01.2024 18:21 Андрей:
    Полезность: 6 0

    Живу в Норильске 52 года. Диву даюсь, эту статью писал человек зная о Норильске либо по журналам, либо по фильмам. Писать об этом городе нужно тому, кто прожил в нем хотя бы часть жизни. В коментах пишут что готовы приехать и лицезреть город, так сказать причаститься таинств Норильских! Вэлком! Но не летом приезжайте, а с началом полярной ночи в декабре.

  • 28.12.2023 19:53 Валерий:
    Полезность: 2 0

    Кто допустил ТАКОГО ПИСАКУ к публикации? Абсолютная безграмотнось в изложении истории моей малой Родины и жизни этого замечательного города и норильчан!

  • 28.12.2023 18:45 Светлана:
    Полезность: 2 0

    Работала в Талнахе с теплотой вспоминаю уютный городок.красивые виды на горы величественные даже.белые ночи....полюбила этот край.суровый и прекрасный

  • 28.12.2023 04:45 Тагир:
    Полезность: 3 0

    В статье много неточностей, скорее всего написана несколько лет назад.Сейчас в городе устанавливают теплые остановки с подогреваемыми скамейками,с зарядками для телефонов,мониторами!Колонны в Алыкель формируются на автовокзале и трактора находятся на определенныхх участках, зубы не мерзнут.Сейчас в городе проживает более 20 тысяч вахтовиков и т.д.
    Я 37 лет прожил в Норильске.

  • 28.12.2023 04:14 Владимир:
    Полезность: 3 0

    Очень приличная статья. Сам с семьёй поехали лет на десять. Вышло почти тридцать. С теплотой вспоминаю Норильск. Считаю его Родиной. Почти полтора десятка лет живëм в Новосибирске. Но Норильск забыть невозможно! Какие-то прошедшие трудности на Севере теперь вспоминаются с улыбкой. Огромное спасибо и городу, и поклон людям, остающимся там. Счастья и здоровья!

    28.12.2023 08:39 :

    Владимир, спасибо!

  • 27.12.2023 19:55 Валерий:
    Полезность: 1 1

    Автор конечно немного приврал. Ветродуев практически уже нет. Это когда олени ходили через город, кто помнит? Ночь длится всего 45 суток. Самое вкусное молоко было в детстве, Норильское, смесь натурального с молочным порошком. А сейчас завозят не поймёшь какое молоко.

  • 27.12.2023 18:13 Валерий:
    Полезность: 2 0

    Есть остров Дудинка...,автор в школе учился или как...

  • 27.12.2023 17:53 Нина:
    Полезность: 1 0

    Вы всё так интересно описали. Я с удовольствием со всем ознакомилась. Даже есть желание посмотреть жизнь наяву.

    27.12.2023 17:58 :

    Нина, спасибо! 

  • 27.12.2023 10:52 Александра:
    Полезность: 4 0

    Спасибо за статью. На фотографиях нашла родной дом). Родилась в Норильске. Как актировка, бежали гулять и в -50. Сейчас летаю туда в гости к детям и внукам. Прилетела буквально 20 дней назад. Очень люблю этот город! А какие там жили люди!!! К сожалению, контингент меняется не в лучшую сторону!

    27.12.2023 11:21 :

    Александра, спасибо за комментарий!

  • 27.12.2023 09:47 Юрий:
    Полезность: 1 0

    Я здесь прожил 26 лет. Горжусь Норильчанами!

  • 27.12.2023 07:47 Ольга:
    Полезность: 3 0

    30 лет прожила в Норильске. Многое повидала: и "черную пургу", и песцов под окнами, и мороз - 56, и многое другое. И вот пенсия, "материк". Только душа осталась там, в родном и горячо любимом Норильске. Дети остались там. А я не еду к ним. Знаете почему? Боюсь, что оттуда не вернусь.

  • 27.12.2023 04:23 Дмитрий:
    Полезность: 0 8

    Зачем в Заполярье и районах крайнего севера строить города? Вахтовые поселки,вот панацея.Закончилась руда,нефть,газ,все модули можно быстро свернуть бросить на крайний случай они себя уже 100 раз окупили.И не надо мудрить с домами,котельными,школами,детсадвми и т.д.

  • 26.12.2023 19:09 Юрий:
    Полезность: 7 3

    В этой статье слишком много вранья. Да и писал это видно человек не живший здесь никогда. Одно только упоминание о том что дороги обрабатываются реагентами говорит об этом. Никогда дороги здесь не обрабатывались реагентами а посыпались ранее граншлаком а сейчас посыпают мелкофоакуионной щебневой крошкой. Да и упоминание о том что здесь кто-то не учился целых два месяца из-за пург голимое враньё и такого вранья очень много. Вся статья больше смахивает на какую-то страшилку!!!!!

  • 26.12.2023 17:21 Валерий:
    Полезность: 11 1

    Прилетел в Норильск в феврале 1975 года . В Алыкель . Еще на ИЛ - 18 . Из Внуково , 6 часов полёта . Молодой романтик . Думал на один договор . И обратно домой . ( договор тогда был на 3 года ) . А уехали в июне 2019 года . Вот так как- то . И дети там родились . Север , он такой . Но народ в Норильске изменился . И в не в лучшую сторону . Вот так как -то .

  • 26.12.2023 16:45 Вадим:
    Полезность: 0 0

    Очень интиресно, хотелось бы побывать, когда сильные ветра

  • 25.12.2023 16:26 Алиса:
    Полезность: 8 0

    Здравствуйте! Очень интересная статья! Вот только в Норильске не говорят "Поехать на континент", а говорят "Поехать на материк". Немного перепутали.

    25.12.2023 17:38 :

    Алиса, спасибо за комментарий!

  • 25.12.2023 12:48 Сергей:
    Полезность: 5 2

    Жил там.
    Очень, очень, очень хорошо написано!

    25.12.2023 13:43 :

    Сергей, спасибо!

Показать еще

Похожие статьи

Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
Обновлено 26 апреля 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е