Одна из крупнейших немецких корпораций, Siemens, известна всем не только своими телефонами и бытовыми приборами, но также тем, что занимается и разработками в сфере машиностроения. Поезд «Сапсан» (в оригинале «Velaro Rus»), созданный ею специально для нашей страны, обладает возможностью развивать скорость до 350 км/ч, но при эксплуатации в России имеет ограничения. На отечественном железнодорожном полотне Сапсан разгоняется максимум до 250 км/ч. Даже с учетом этого факта «Сапсаны» пролетают расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга всего лишь за четыре часа.
Каждый, кто знает цену времени, согласится с тем, что куда приятней прибыть в удобное время на перрон, без лишней суматохи разместиться в уютном салоне и провести время в стремительно мчащемся поезде, вместо того, чтобы прозябать в пробках до аэропортов, ожидать регистрации и быть зависимым от погоды, особенно капризной в условиях северного климата. Стоит также отметить, что, путешествуя на «Сапсане», вы прямиком оказываетесь в центре города, какое бы направление вы не выбрали, а ведь это гораздо удобнее, чем выбираться из области на такси или переполненном автобусе.
За годы работы этих высокоскоростных поездов люди привыкли к ним и совершенно забыли о том, что впервые восемь составов «Сапсанов» очутились в депо Санкт-Петербурга в конце не такого еще далекого 2008 года. Поезда Velaro изначально планировалось использовать на маршрутах Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород, что, собственно, и было воплощено в жизнь. Составы относятся к типу поездов с распределенной тягой, говоря простым языком - они имеют несколько движущих вагоны локомотивов. «Сапсаны» бывают односистемной и двусистемной модификации, которые различаются своей приспособленностью под разные типы сети питания.
Сама по себе конструкция Velaro имеет предшественника, это модификация поезда ICE 3, представитель многообразного портфеля проектов компании Siemens, являющейся, пожалуй, одним из лидеров среди разработчиков скоростных составов с распределенной тягой. Для того чтобы «Сапсаны» могли выручать спешащих на деловую встречу в соседний город людей или доставлять друг к другу с невероятной скоростью влюбленные сердца, инженеры Siemens изменили конструкцию Velaro, адаптировав колесную базу для российских железных дорог. Для соблюдения стандартов ширина колеи была доведена до 1,52 метра, но кроме этого были внесены различные усовершенствования в системы обогрева и охлаждения, внутреннего и наружного наблюдения, а также системы безопасности пассажиров.
Начало производства было положено в июне 2007 года, когда была инициирована сборка первого вагона со знакомой нам всем обтекаемой кабиной. Естественно, после сборки были произведены испытания на специальных экспериментальных железнодорожных кольцах и полигонах. Когда все подготовительные работы завершились и «Сапсаны» получили сертификацию для использования на территории России, они начали осуществлять перевозку пассажиров. Это произошло в конце 2009 года. Половина поездов была предоставлена для эксплуатации с сетью постоянного тока, другая же для двухсистемной эксплуатации на постоянном или переменном токе. Первый вариант сети был организован для рейсов из Москвы в Санкт-Петербург, расстояние между которыми равно 645 км, второй вариант отводился для маршрута Москва – Нижний Новгород, в 436 км длиной. При этом как различается система питания, так различается и максимальная скорость движения на этих направлениях. От Москвы до Санкт-Петербурга «Сапсан» может ехать на максимальной скорости в 250 км/ч, а до Нижнего Новгорода лишь на скорости 160 км/ч.
Высокоскоростные поезда, нагроможденные техническими компонентами, имеют при этом удивительное количество пространства для того, чтобы пассажиры и персонал могли беспрепятственно перемещаться по салону. Это обеспечивается благодаря удивительным инженерным решениям, расположившим все тяговые мощности «Сапсана» под вагонами и на их крышах. Но кроме удобства пассажиров разработчики позаботились и о самом важном человеке – машинисте. Примечательно, например, что того, чтобы он мог спокойно справляться со своей работой, стекло кабины имеет возможность изменять прозрачность, становясь матовым. Не обошли стороной инженеры и более насущные потребности. В вагонах «Сапсана» располагаются 13 санузлов, из которых один предусмотрен специально для пассажиров с ограниченными возможностями. Также, если вы захотите перекусить во время поездки, к вашим услугам в центральном вагоне есть бистро. Рядом с ним, в том же вагоне, располагается и купе начальника поезда, рядом с которым находится рабочее место сотрудников охраны состава.
Неважно, отправитесь ли вы в путешествие холодной зимой или жарким летом, «Сапсан» подготовлен к любым природным условиям. Превосходная система климат-контроля, осуществляющая вытяжку воздуха оборудованием, находящимся под вагонами, и поставляющая свежий отфильтрованный воздух, забираемый в районе крыши, сделает дорогу приятной в любое время года. Также следует отметить, что климатическая система распределяет воздух по салону особым образом, направляя его в том числе на стены, или подогревая его у пола.
На протяжении поездки пассажиры Сапсана могут наслаждаться видами через окна, которые созданы из изолирующего и травмобезопасного стекла. Размер большинства окон составляет 1,31 на 0,66 метра. Чтобы вы не страдали от яркого солнечного света, окна оснащены защитными жалюзи. Также для удобства в салоне имеются крючки для одежды и гардеробы. Над сидениями находятся багажные полки. В нескольких вагонах можно найти даже автоматы, чистящие обувь.