Всего в двух часах от Москвы есть место, где можно проснуться под крики осла и пойти смотреть работы великого итальянского мозаичиста. На центральной площади наливают латте на миндальном — и рядом коровье молоко из бидона. На окнах — резные наличники, в окнах — стеклопакеты.
На участках почти всё как на даче: растут привычные пионы, сирень и жасмин. А ещё диковинный маньчжурский орех
Таруса — небольшой город на Оке — живёт противоречиями. Местные очень хотят сохранить атмосферу любимого «медвежьего угла», но делают так много крутого, что в город едет всё больше туристов. А не делать местные не могут — люди такие собрались.
В Тарусе вообще всегда кто-то что-то творил и вытворял. Цветаева, Поленов, Рихтер, Ахмадулина, Заболоцкий. Как-то так вышло, что все эти именитые люди сконцентрировались в одной маленькой Тарусе. Разводили редкие деревья, выпускали скандальные альманахи, писали пейзажи и жалобы в газеты, сочиняли стихи.
Как добраться до Тарусы |
---|
От Москвы можно доехать автобусом утром и вечером. В пути чуть больше двух часов. От Калуги идёт больше автобусов — в дороге около часа. |
Вот например, Константин Паустовский. Изначально приехал сюда, чтобы работать подальше от людей. Купили половину деревенской избы, 26 кв. метров, через стенку — соседи. Воды не было, туалет — на участке, мылись в общественной бане.
«Халупа», — ласково говорил Константин Георгиевич
И тут гости как потянулись. Владимир Железников облюбовал стол в гостиной, написал за ним «Чучело». Булат Окуджава заезжал как к себе домой.
Здесь шли заседания альманаха «Тарусские страницы» (за который всем влетело)
В Тарусе Константин Георгиевич ударяется в общественно-социальную деятельность. В 1956 году он разворачивает борьбу за благоустройство города. В газету «Правда» летит письмо, где Паустовский пишет, что город красивый, но про него все забыли. Местные из ручья тащат в гору воду на коромыслах, два—три километра.
Быстро приехала делегация из Москвы, шесть дней шерстила Тарусу. Итог: провели водопровод, поставили подстанцию, построили асфальтовую дорогу из Тарусы в Калугу.
По городу стоят колонки — спасибо «Правде»
Любимая халупа Паустовского сейчас дом-музей. Внутри всё так же, как при жизни писателя, — даже стоит букет засушенных трав — подарок от Беллы Ахмадулиной.
А вот любимое кресло писателя:
На другом конце города — Дом литераторов. Внутри мозаика, произведения искусства. Пахнет ягодным компотом.
Можно посмотреть работы выдающихся современных художников: Марко де Лука, Вердиано Марци, Тойохару Кии. Один из них — Марко Бравура — уже больше 10 лет живёт в Тарусе с женой Даниэлой, творит, заведует мастерской.
Итальянцев в Тарусу пригласил Исмаил Ахметов, бизнесмен. При встрече представляется: «Исмаил, пенсионер».
Исмаил восстановил в Тарусе Дом творчества. Открыл в нём детскую школу искусств, отреставрировал фасад детской библиотеки. Помогает местной больнице.
«Да не делаю я никакие добрые дела, просто живу — и всё»
В Тарусе Исмаилу нравится близость к земле. Его день тут может начинаться так: убрать навоз, подоить коз, затем — заниматься школой. Главный принцип, по которому воспитывает детей и которому следует сам, — человек развивается, когда берёт на себя ответственность. Поэтому свой статус описывает как «ответственный за всё»: если надо, повар, художник, штукатур, водитель.
Дом литераторов появился на месте столовой
«Я как-то шёл вдоль Оки, увидел развалины. Спросил местных, что это. Сказали, дом каких-то литераторов. А оказалось — столовка. Но название уже прижилось», — вспоминает Исмаил.
На этом месте раньше была дача Цветаевых. Марина и Анастасия провели здесь детство. В советские годы появился дом отдыха. А потом здание пришло в упадок. Остался фундамент, колонны. Стены, крышу, полы и окна пришлось делать заново.
На восстановление ушло три года, но первый концерт устроили ещё до возведения крыши.
Сейчас концерты проводятся каждую субботу, летом — чаще. Можно записаться онлайн, только очередь длинная.
Перед концертом можно посмотреть коллекцию мозаики в Доме.
Тут её много. По сути — музей.
В будни Дом закрыт, но во всех окнах — туристы, выглядывающие, где вход и у кого ключи. Сначала планировали проводить только концерты по субботам, потом добавили экскурсии по записи. Исмаил говорит, что гостей у Дома уже «столько, сколько нужно».
Коллекция мозаики продолжает расти, как и поток желающих её увидеть
Несколько лет назад набралось 300 работ. Сейчас больше. «Нет смысла считать», — говорит Исмаил.
Через калитку от Дома литераторов — отель Серебряный век. Тот самый, где вместо будильника — крики осла. На большой территории живут павлины, страусы и кролики. По вечерам к домикам приходят коты и ежи. В ресторане — хороший цветаевский пирог.
Вдоль забора на улице Шмидта висят картины.
Для Тарусы, в принципе, дело привычное. Что необычно, так это сад за забором. Что ни растение — эксперимент. Сибирский кедр, жасмин-рекордсмен, амурская сирень, шагающее дерево.
Причудливый сад в 1920-х годах разбил учёный-агроном Николай Петрович Ракицкий. Всё ради женщины. Музы и жены — Софьи Федорченко. Переезду семьи в Тарусу предшествовала трагедия. На книгу Софьи «Народ на войне» прилетает фельетон в газету. По тем временам — ужасное оскорбление. У Софьи обостряется туберкулёз, отнимаются ноги. И тогда Николай Петрович увозит жену из Москвы, подальше от людей.
На окраине города строит дом, окружает Софью произведениями искусства — Айвазовский, Поленов, Врубель, Брюллов (картины сейчас передали в тарусскую галерею). На окнах ставит яркие витражи, печь украшает изразцами, мастерит тёплый умывальник и туалет. На дом делает три печи — чтобы была горячая вода и Софья никогда не мёрзла. И разбивает сад.
Аллея чубушников.
Ель Энгельмана. Однажды упала и проломила крышу дома. Хулиганка.
Сибирский кедр у крыльца.
В общем делает жизнь красивой. И Софья выздоравливает.
Николай Петрович всю жизнь продолжал эксперименты. Вёз растения из разных частей страны. Обязательно искал «с изюминкой». Высаживал в непривычных условиях. А потом «не изнеживал»: если растение погибало — прощались. А на его место сразу попадал следующий куст.
Оставались самые стойкие. Например, маньчжурский орех с Дальнего Востока. Орех справился так хорошо, что заполонил всю Тарусу. Местные знают, если в городе упало дерево — упал маньчжурский орех. Зато из орехов получается хорошее варенье.
Николай Петрович был тем ещё модником: наденет белую шляпу, китель и идёт инспектировать растения
Жену Николай Петрович пережил на 20 лет, детей не оставил.
После смерти Ракицкого сад приходит в запустение. Полвека всё зарастает сорняками, дом разрушается. Выкупать участок никто не готов. Все сделки срываются, когда покупатели узнают, что ветхий дом нельзя сносить. Запрещено — объект культурного наследия.
Но свою хозяйку дом всё-таки нашёл.
Московский дизайнер Женя Жданова влюбляется в участок. В пандемию она приезжает в Тарусу, ищет дом на сайте объявлений.
Ей попадаются два фото: заросший сад и печь с изразцами
Десять минут ушли на раздумья. Уже через полчаса Женя была в саду, через сутки подписала сделку. И вот у Жени участок с зарослями малины, поваленными деревьями и заброшенным домом.
За год вместе с командой она реставрирует дом и мебель, на восстановление ботанической коллекции уходит ещё три года. В работе помогают архивы Ракицкого.
Женя не рассчитала бюджет на восстановление. Сейчас понимает, что вся эта работа никогда не окупится: «Но этот сад важен для города, для тех, кому не всё равно».
Весь год здесь проходят концерты и выставки, проводят чаепития и экскурсии. Можно записаться на среду, субботу и воскресенье. Но сделать Тарусу «модной» Женя боится: город избирателен к чужакам.
За здоровьем деревьев следит известное ландшафтное бюро МОХ. Каждую пару дней местные школьники помогают вырывать сорняки
В Тарусе собрались люди, которые хотят помогать. Говорят, что тут особая атмосфера. Есть что важного поделать.
Получается микс: маленькие домики, большие дела. Поросшие цветами тропы вдоль Оки, со шмелями, с ручейками, бродячими котами. Но ездят по ним — гости из больших городов.
Всё это пока не мешает Тарусе оставаться тихим городом художников. С мозаикой, ослами и бидонами молока на центральной площади.
Семейный экоотель с большой территорией. Бассейн, баня, спа, рыбалка, прогулки по Оке, рестораны. Остановиться можно в деревянных домиках и коттеджах.
Небольшой отель рядом с центральной площадью. До дома-музея Паустовского 5 минут пешком.
С нами сегодня были Исмаил Ахметов и Евгения Жданова. Текст Екатерины Кикиной.