Туту.ру Путеводитель Туту журнал Внутренний туризм Санкт-Петербург: другой взгляд на привычные туристические места

Санкт-Петербург: другой взгляд на привычные туристические места

Кто не бывал в Санкт-Петербурге? Если кто не бывал — повезло. Потому что маршрутов и обязательных мест для первого визита — полно. Кто бывал — тоже повезло, потому что главные громадины вроде Исаакиевского собора, Эрмитажа и Спаса на Крови позади. Теперь можно гулять и осваивать арт-пространства. Однако обстановка заставляет тянуться и к классике. Хорошо, что классика научилась предлагать себя в обновлённом виде. Рассказываем, как заново открыть для себя Казанский собор, Главный штаб Эрмитажа, Манеж и даже киностудию «Ленфильм».

Казанский собор открыл смотровую площадку

И в первый, и в следующие визиты в Петербург мы гуляем по Невскому. И проходим мимо Казанского собора. Ну, может быть, в первый раз заходим туда. В этом году собор предлагает главную, но пока почти секретную туристическую новинку города. Казанский кафедральный собор — действующий, тут находится Казанская икона Божией матери — и к ней стоят длинные очереди. А ещё это мемориал в честь победы в Отечественной войне 1812 года, о чём напоминают установленные перед собором памятники полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову. Похоронен Кутузов тут же в соборе.

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: Дина Бабаева
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: Дина Бабаева

Внешне Казанский храм похож на собор святого Петра в Риме и это не случайно. Его и строили по приказу Павла I с 1801 по 1811 год с оглядкой на римский образец. Но если колоннада собора в Риме образует замкнутый круг, то колоннада Казанского — полукруглая. Храм как будто «обнимает» город и делает его достойным объектом для открыточных фотографий с противоположной стороны Невского проспекта.

С лета 2022 года оценить махину собора можно с ранее недоступного туристам ракурса — с новой смотровой площадки на восточном крыле колоннады. До купола отсюда — рукой подать.

Купол Казанского собора — вид со смотровой площадки на колоннаде. Фото: Дина Бабаева
Купол Казанского собора — вид со смотровой площадки на колоннаде. Фото: Дина Бабаева

Ещё отсюда можно рассмотреть барельефы на колоннаде, которых снизу почти не видно.

С площадки открывается панорамный вид на Невский проспект. Слева — Малая Конюшенная улица, справа — воды канала Грибоедова и купол базилики Святой Екатерины, а по центру — дом Зингера.

 Вид на Невский проспект и дом Зингера со смотровой площадки Казанского собора. Фото: Дина Бабаева
Вид на Невский проспект и дом Зингера со смотровой площадки Казанского собора. Фото: Дина Бабаева

Те, у кого хорошее зрение (или профессиональная камера), могут получше разглядеть стеклянный купол здания. С 2010 года в нём находится петербургский офис «ВКонтакте», и попасть сюда могут только сотрудники.

В ноябре 2022 года на первом и втором этажах здесь после реставрации открылся «Петербургский Дом книги». При этом на втором появилась игровая площадка для детей и кафе. Цокольный этаж реставрируют и обещают открыть весной 2023-го.

 Лестница на смотровую площадку на колоннаде Казанского собора. Фото: Дина Бабаева
Лестница на смотровую площадку на колоннаде Казанского собора. Фото: Дина Бабаева

Как попасть

В отличие от давно существующей и популярной смотровой на Исаакиевском соборе, площадка Казанского совсем небольшая — вместить может одновременно не больше 15 человек. Подняться сюда получится только в сопровождении гида. Ведь наверх ведёт узкая служебная лестница, на которой едва разойдутся двое. Пользуются ею служители храма и устраивать здесь столпотворение из гостей города не планируют.

Режим работы

Экскурсии водят ежедневно с 12:00 до 17:00 каждые полчаса. Максимум в группе — 15 человек, если к старту экскурсии уже больше — придётся подождать, если меньше — всё равно проведут.

Билеты

Билет стоит 250 рублей, и купить его можно в лавке экскурсионной службы прямо при входе в собор со стороны Невского проспекта.

Главный штаб показывает чердак

Прогулка по Невскому традиционно завершается на Дворцовой площади. На неё попадают через триумфальную арку Главного штаба. Арке, увенчанной скульптурой «Колесница славы», почти 200 лет — и это один из образцов стиля ампир авторства итальянца Карла Росси.

Сейчас Главный штаб, здание справа от арки, если идти от Невского, — часть музейного комплекса Эрмитажа с полотнами Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Анри Матисса, Пабло Пикассо и скульптурами Огюста Родена.

Чуть больше года назад завершили реставрацию чердака арки. И теперь прямо под «Колесницей славы» гуляют туристы.

 Стропила свода над аркой Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Стропила свода над аркой Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Главный экспонат — сам чердак. В нём хорошо видны оригинальные конструкции XIX века: деревянные балки стропильной системы и зенитный фонарь.

/> Конструкция зенитного фонаря на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Конструкция зенитного фонаря на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Зенитный фонарь — это застеклённый проём в кровле. Фонари обеспечивают естественное освещение помещения: лучи солнца проникают вертикально или слегка под наклоном. Зенитные фонари есть в нескольких залах Эрмитажа. И в них хранятся произведения искусства, которым противопоказаны прямые солнечные лучи.

Экспозиция на чердаке арки Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Экспозиция на чердаке арки Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Ни стропила из лиственницы, ни кирпичные стены за два века почти не утратили прочности. Тем не менее, чтобы снизить нагрузку для сохранности, в ходе работ по консервации своды укрепили металлическими конструкциями. А для удобства туристов на чердаке проложили пешеходные трапы с перилами, лестницами и стеклянными мостками.

Всё же чердак — это тоже часть экспозиции Главного штаба. Тут есть стенд с артефактами XVIII — XX веков, которые нашли во время реставрации здания.

 Артефакты, найденные при реставрации Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Артефакты, найденные при реставрации Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Росси возвёл Генштаб в Немецкой слободе, где жили русские морские офицеры и иностранцы — голландские и немецкие моряки, купцы, строители. На небольшом стенде представлены разнообразные находки археологов, которые рассказывают об их быте.

Здесь можно увидеть китайский фарфор. До 1710 года фарфор в Европе делать не умели, а когда научились в Мейсене, это ещё долгие годы было государственной тайной. Поэтому изделия из фарфора очень высоко ценились. Например, если на балу появлялась дама с фарфоровым украшением, всё внимание было приковано к ней. Фарфоровые тарелки, представленные на стенде, часто служили украшением дома.

Белые трубки на стенде — курительные трубки из гаудской глины, такие любил император Пётр. Их завозили в город по его указу огромными партиями, потому что гаудская глина — очень хрупкий материал. Трубки постоянно бились.

На другом стенде на чердаке представлены забытые в Эрмитаже вещи посетителей. Так авторы экспозиции хотели показать, по каким предметам учёные будут изучать наш быт.

 Артефакты XXI века — вещи, забытые посетителями Эрмитажа, выставка на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Артефакты XXI века — вещи, забытые посетителями Эрмитажа, выставка на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Ещё один необычный объект чердака — медиа-инсталляция «Птица Будущего». Её для выставки создала студия «ARKI — кинетическая архитектура». На подвесную конструкцию проецируются произведения импрессионистов — так авторы показывают независимость искусства, которое всегда стремится двигаться вперёд.

 Медиа-инсталляция «Птица Будущего» на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Медиа-инсталляция «Птица Будущего» на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева

Как попасть

Оказаться на чердаке можно в рамках экскурсии по выставке «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности». 

Режим работы

Экскурсии проводят в 15:00 по средам, четвергам и пятницам.

Билеты

Билеты лучше покупать заранее на сайте: день в день в кассе Главного штаба есть риск, что билетов не достанется. Стоит 1000 рублей, скидки и льготы не предусмотрены.

Манеж работает с отражениями

От Главного штаба и Эрмитажа традиция велит идти по Адмиралтейской набережной или Александровскому саду к Медному всаднику. А современность диктует заглянуть в Манеж. До реконструкции Манеж был просто выставочным залом, после — превратился в культурное пространство, подходящее для концертов, мультимедийных представлений, конференций и дискуссий с художниками.

Осенью 2022 года здесь открылась выставка «Зерцало», посвящённая раннему провинциальному портрету XVIII — XIX веков. Когда первый раз читаешь название, представляется скучный выставочный зал с портретами на стенах. Но не в новом Манеже. С помощью зеркальных инсталляций, игры света и теней и разнообразного зонирования обычная выставка картин превратилась в настоящее путешествие во времени.

В аванзале посетителей встречает подвесная конструкция, похожая на церковь или колокольню. Пустоты в конструкции — это про «время, которое всё поглощает, и даёт нам возможность прикоснуться лишь к фрагментам, в том числе фрагментам, выраженным в живописи», — говорит экскурсовод.

 Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева
Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева

Как бы продолжая купольную тематику, но уже на полу по кругу расставлены зеркальные пластины — отсылка к зерцалу. Почему зеркала? Чтобы увидеть себя со стороны без прикрас, настоящим.

Ранний провинциальный портрет — это про первые попытки показать на картине живого человека. До середины XVII века единственным регламентированным видом станкового искусства была иконопись. Изображения были строго подчинены канонам православной церкви: личность была не важна, изображался образ. Позднее художники начали пытаться запечатлеть человека «с натуры».

 Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева
Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева

На первом этаже экспозиции — портреты купечества. Лица всё ещё «плоские», как принято в иконописи. А задачу показать человека, черты его характера, его образ жизни — решают с помощью деталей. Белый платок в руках говорит о финансовой зависимости от родителей, супруга или супруги, книга — об образованности, свиток с молитвой — об отношениях с верой.

 Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева
Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева

Второй этаж отведён под изображения «высокого» сословия — знати и духовенства. Символов на картинах тут меньше. Зато портреты явно показывают достаток героев: на них вычурные наряды и дорогие украшения.

 Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева
Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина Бабаева

 Интерьер выставочного пространства «Манеж» в Санкт-Петербурге. Фото: Павел Одокиенко
Интерьер выставочного пространства «Манеж» в Санкт-Петербурге. Фото: Павел Одокиенко

 Посетители на выставке «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Павел Одокиенко
Посетители на выставке «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Павел Одокиенко

Как попасть

Выставка «Зерцало» открыта для посетителей до 8 января 2023 года.

Режим работы

Ежедневно с 11:00 до 20:00, а по средам — до 21:00.

Билеты

Билеты стоят 400 рублей. Бесплатно для детей и школьников, многодетных семей, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, музейных работников, студентов художественных учебных заведений, военнослужащих, посетителей с инвалидностью.

Ленфильм зовёт в интерактив

На Петроградской стороне города обычно смотрят Петропавловскую крепость, Музей артиллерии, Ботанический сад Петра. И мало кто знает, что тут до сих пор работает старейшая в России киностудия «Ленфильм».

В этом году в пятом павильоне киностудии запустили иммерсивный проект «Пропавшие в кинохронике» — о том, как снимали кино в годы Великой Отечественной войны. Создатели проекта — молодая команда «Невский баталист».

 Граффити на стене киностудии «Ленфильм». Фото: Павел Одокиенко
Граффити на стене киностудии «Ленфильм». Фото: Павел Одокиенко

«В основе — истории кинооператоров, актёров и режиссёров, сотрудников киностудии, фотокорреспондентов. Они стали рассказчиками и „проводниками“ для посетителей в мир нашего общего прошлого», — говорят авторы проекта.

 Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Павел Одокиенко
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Павел Одокиенко

Над экспозицией работали более 100 художников, скульпторов, постановщиков и бутафоров. По архивным кадрам и документам они воссоздали в натуральную величину элементы зданий, макеты техники и фигуры участников событий.

 Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева

 Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева

 Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева

15 эпизодов собраны в одну историю, которую рассказывает аудиогид.

В том же пятом павильоне Ленфильма есть зал виртуальной реальности. Тут дают VR-шлем и 15 минут вы летаете над Санкт-Петербургом под атмосферную музыку и стихотворения про город.

 Зал виртуальной реальности на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева
Зал виртуальной реальности на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева

Используются съёмки с квадрокоптера в панораме 360 — когда можно крутить головой и смотреть в любую сторону. «Полетать» над Питером хорошо в конце поездки, чтобы закрепить в памяти всё то, что увидели. Только теперь с высоты птичьего полёта: вот Манеж, Невский проспект с домом Зингера, купол Казанского собора, триумфальная арка Главного штаба, Дворцовая площадь, а вот и Ленфильм.

Как попасть

Чтобы попасть на выставку «Пропавшие в кинохронике» придётся подождать сеанса: начало сеансов в будни — каждые 20 минут, в выходные — каждые 10 минут. В VR-кинотеатре можно никого не ждать, достаточно купить билет и выбрать, что смотреть. Всего в проекте «История моими глазами» три фильма: «Полёт над Санкт-Петербургом», «Средневековый Выборг», тур по экспозиции «Поезд Победы» с аудиогидом, озвученным Екатериной Гусевой.

Режим работы

Ленфильм работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00, вход и касса закрываются в 19:00.

Билеты

Билет на выставку стоит — 300 рублей, в него входит аудиогид. Для студентов и пенсионеров — 200 рублей.

Цена билета в VR-кинотеатр зависит от количества фильмов, которые хочется посмотреть: 1 фильм — 300 рублей, 2 — 500, 3 — 700.

За раскрытие новых секретов известных туристических локаций Санкт-Петербурга благодарим туристический портал Visit Petersburg.

Фото: Павел Одокиенко

Автор: Дина Бабаева

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 5 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.