Туту.ру Путеводитель Туту журнал Внутренний туризм Как полетать на воздушном шаре

Как полетать на воздушном шаре

Автор: Елизавета Короткова

Фестиваль воздухоплавания — это когда десятки воздушных шаров взлетают с одного поля одновременно. А вы в этот момент летите в одном из них или смотрите на массовый старт с земли.

Один из самых известных в России проходит в Переславле-Залесском — в паре часов езды от Москвы. Небо над городом несколько раз в год выглядит так:

Чисто технически где-то на этом фото есть Дарья Мурушкина из Переславля. Она пилот воздушного шара, и её обычный «рабочий день» летом начинается в четыре утра.

Дарья участвует в соревнованиях по воздухоплаванию, летает на фестивалях и берёт с собой пассажиров. А вообще, полетать на воздушном шаре в России можно не только на фестивале и не только в Переславле.

Как жить, если вы аэронавт?

Умение вставать ни свет ни заря летом для пилота реально важно. Есть две причины летать рано утром. Во-первых, это красиво:

Во-вторых, безопасно. Дело в том, что в середине дня летнее солнце прогревает одни части рельефа лучше других. Получается, какое-нибудь поле уже прогрето хорошо, а лес рядом — ещё не очень. На границе между холодным и тёплым возникают коварные термические потоки, куда шару лучше не попадать. Зато рано утром с этим проблем нет: атмосфера ещё спокойная и воздух прогрет плюс-минус равномерно. Летними вечерами, когда земля снова остывает, тоже летают — ровно по той же логике. Часа за три-четыре до заката — самое то.

Чисто технически летать можно в любой сезон. Главное, чтобы ветер был меньше 5 м/с и чтоб без низкой облачности, дождя, грозы или густого тумана. Зимой с погодой везёт реже. Зато воздух тогда холоднее — это значит, больше подъёмной силы и места для манёвра. Разноцветные шары на белоснежном зимнем фоне — вообще особый жанр:

Впервые Дарья Мурушкина полетела в семь — тогда ещё как пассажир. Потом выросла и вслед за отцом стала пилотом Федерации воздухоплавания Ярославской области. Аэронавты оттуда уже больше 20 лет летают на тепловых аэростатах (так воздушные шары называются по документам) и проводят с ними фестивали. Всего в Федерации сейчас шестеро пилотов.

 Знакомьтесь, вот ещё одна воздухоплавательница из Переславля — Ксения Романова. Раньше они с Дарьей учились в одном классе, а теперь летают вместе. Ксения «‎заразилась»‎ от подруги воздухоплаванием ещё в школе. Сначала пилотом стал её отец, а потом и она сама. Сейчас за сезон с мая по сентябрь она делает около 100 полётов
Знакомьтесь, вот ещё одна воздухоплавательница из Переславля — Ксения Романова. Раньше они с Дарьей учились в одном классе, а теперь летают вместе. Ксения «‎заразилась»‎ от подруги воздухоплаванием ещё в школе. Сначала пилотом стал её отец, а потом и она сама. Сейчас за сезон с мая по сентябрь она делает около 100 полётов

Чтобы стать пилотом теплового аэростата, надо окончить специальную лётную школу: пройти курсы теории и практики, а потом сдать экзамен. Например, в школе пилотов «Аэровальс»‎ весь курс занимает 250 часов: из них 136 на теорию (метеорология, навигация, лётные характеристики и другие предметы) и 114 на практику (полёты на тренажёре, сборка аэростата, отработка полётов на разных высотах и в разную погоду). В конце получают пилотское удостоверение — и в небо.

Как устроен воздушный шар?

Воздушный шар считают одной из самых безопасных придумок человечества, на которых вообще можно летать. Если шар и спускается против воли пилота, то делает он это как большой парашют. Вертикальная скорость при приземлении аэростата — 1–2 м/с. Это в два раза плавнее, чем приземление парашютиста.

Фотограф Елена Лисейкина
Фотограф Елена Лисейкина

Как шутят пилоты, ломаться в аэростате практически нечему. Вот есть корзина, а по углам у неё четыре газовых баллона. Топлива в них всегда с запасом: если лететь планируют один час, то газа берут, как на четыре. По специальным шлангам газ поднимается в горелку, которая закреплена над корзиной:

Газ сгорает, горелка делает громкий «пыш»‎, и тёплый воздух поднимается в оболочку — за счёт этого шар летит.

Оболочка крепится к корзине на стропах. Ткань купола огнеупорная, влагоотталкивающая и очень плотная. То есть если в аэростат вдруг врежется какая-то сумасшедшая птица, то он не лопнет. А если шар вдруг всё-таки что-то травмировало, то с небольшим «ранением»‎‎ ещё можно будет лететь. Своими оболочками шары могут безболезненно соприкасаться друг с другом. На языке аэронавтов это называется «‎воздушный поцелуй»:

Оболочка, вообще, самая дорогая часть шара. На ней ведь можно что-то эффектно прорекламировать: чем ярче и качественнее дизайн, тем дороже аэростат. Самый маленький одноцветный шар без рисунка на момент написания статьи (в мае 2024 года) стоит примерно два миллиона рублей. Маленький — то есть там поместится не больше четырёх человек. Ксения чаще всего летает как раз на таких — объёмом 2550 кубометров. Эти шары идеально подходят для пар.

Как проходит полёт?

В воздушном шаре ни руля, ни штурвала — только горелка. С её помощью пилот управляет аэростатом. Оболочка греется от горелки — шар летит вверх. Оболочка охлаждается — летит вниз. Если вообще не поддавать тепла, аэростат начнёт спускаться. Вверху оболочки есть специальный клапан: если за него потянуть, то воздух из купола выйдет резче и шар сядет быстрее.

Направление «вверх-вниз» регулирует сам пилот: если нет цели ставить рекорды, то обычно выходит от 300 метров до километра. А направление «вправо-влево» — только ветер. В целом воздушный шар ведёт себя как большой парус и почти полностью зависит от ветра: двигается не быстрее его скорости. Поток ветра для шара — что-то типа дороги, с которой нельзя свернуть. Куда ветер, туда и шар. А пилот в это время подстраивается и управляет высотой — на разной бывают разные направления потоков ветра.

Так что очень важно хорошо подготовиться к полёту и проанализировать погоду заранее. Обычно всё происходит примерно так:

1. За несколько дней до старта нужно проверить газ в баллонах и всё оборудование, глянуть прогноз погоды и получить разрешение на полёт от авиадиспетчера. К каждой территории прикреплено своё диспетчерское управление — заявку на полёт подают в электронном виде.

2. В день вылета проводят предполётный брифинг. Это общий сбор, где пилоты окончательно решают, лететь не лететь. Если погода лётная, то самое время определить направление ветра и хотя бы примерно продумать маршрут. По карте оценивают, где именно будут стартовать и в каком направлении лететь. Точку взлёта определяют чётко, а точку посадки — приблизительно.

Привычка постоянно смотреть погоду — профдеформация аэронавта. Погоду мониторят даже в отпуске, когда лететь никуда априори не надо. Просто так. Для души. Чтобы понимать: «Эх, вот сейчас бы полетел!». Ну или наоборот.

3. Когда определили точку взлёта и направление, можно выезжать на место. Оболочка шара хранится в специальной относительно компактной сумке.

Корзину, баллоны, горелку и вентилятор везут отдельно. Всё это умещается в обычный автомобильный прицеп.

4. Дальше все части, как конструктор, собирают в один большой тепловой аэростат. Раскладывают корзину, закрепляют в ней баллоны, стойки и горелку. Горелку перед полётом обязательно проверяют — смотрят, выходит ли из неё пламя.

Оболочку аэростата расстилают по полю как большой ковёр и стропами цепляют к корзине. На ней можно немного отдохнуть перед полётом:

Потом наступает звёздный час вентилятора, который всё это время зачем-то ехал с нами. Его направляют в оболочку, которую постепенно наполняют холодным воздухом.

Когда оболочка становится похожа на горизонтальную каплю, можно и горелку подключать.

За счёт горячего воздуха капля становится вертикальной — шар готов ко взлёту. Вот тут видно сразу несколько промежуточных этапов процесса:

5. Когда все пассажиры в корзине, пилот поддаёт жару горелкой и шар взлетает. У аэронавта с собой рация, смартфон с картой и GPS, высотомер (измеряет высоту), вариометр (измеряет скорость изменения этой высоты). Главная задача пилота по ходу дела — следить, как шар «дружит» с ветром. А то воздушные массы могут перемещаться не только по горизонтали, но и по вертикали — от этого шар может резко подняться или опуститься.

Да и вообще, ветер — штука коварная. Он поменялся в процессе, и вот шар уже летит куда-то в сторону леса. Тогда пилот старается посадить аэростат как можно скорее, чтоб не унесло слишком далеко.

Тот же Переславль не зря называют Залесским. Лесов в окрестностях города реально много, поэтому, если неправильно выбрать точку взлёта, с полями для посадки будет сложновато. Лётная зона здесь, хоть и не самая простая, но очень зрелищная: тут и почти идеально круглое Плещеево озеро, и леса те самые, и древние храмы.

6. А теперь посадка. Чтобы посадить шар мягко, пилот постепенно охлаждает оболочку. В хорошем случае посадка ощущается как лёгкое касание земли. В плохом — пассажиров просят сгруппироваться и корзина ещё пару десятков метров едет по полю, эпично качаясь, как корабль под парусами на волнах. Пилоты говорят, что такие приземления самые весёлые и больше всего запоминаются.

Иногда (редко) приходится заходить на посадку несколько раз. У Дарьи однажды такое было: на высоте дул слабый ветер, а внизу — сильный. В итоге, снижаясь, шар ускорялся настолько, что раз за разом пролетал точку приземления. Сесть в итоге получилось только с третьей попытки.

Во время полёта за шаром всегда едет машина сопровождения. Аэростат, конечно, далеко не всегда летит над дорогой, но в большинстве случаев на поле посадки вас уже поджидает знакомая машина с прицепом.

Где полетать на шаре в России? Ну или хотя бы посмотреть

Полёты бывают индивидуальные (только для вашей небольшой компании) или групповые (с другими людьми в корзине). За «горелкой» в любом случае сертифицированный пилот. Полёт в группе обычно стоит от 8 тысяч рублей с человека за час полёта (в мае 2024 года).

Есть два способа полетать:

1. На одном из фестивалей воздухоплавания. Это более зрелищно — в небе больше аэростатов. Правда, суеты и людей вокруг тоже.

2. Самостоятельно вне фестиваля. Тут вы сами выбираете удобный день — например, отмечаете так день рождения или годовщину. Шаров может полететь и несколько. Например, в летний сезон в Переславле даже вне фестиваля летает по пять—восемь аэростатов одновременно.

Вот несколько мест России, где можно полетать на тепловом аэростате:

1. Переславль и Суздаль: фестивали «Золотое кольцо России», «Золотая осень на Золотом кольце», «Яблоки на снегу», «Весна в Переславле»

На самом деле это четыре сезонных интерпретации одного фестиваля, который проводит Федерация воздухоплавания Ярославской области. Чаще фестиваль делают в Переславле, реже в Суздале. Длится он три—четыре дня и повторяется раз в сезон. Зимний обычно проходит в январе, весенний — в апреле, летний — в июле, а осенний — в сентябре.

Можно не летать, а посмотреть на общий старт бесплатно. Места взлёта на фестивалях и все новости выкладывают в этом канале.

Вне фестиваля полетать в Переславле тоже можно — только нужно заранее оставить заявку на сайте. Полёты бывают групповые, индивидуальные, корпоративные. В мае 2024 года часовой полёт в группе стоит от 9 тысяч рублей с человека, а индивидуальный, когда вообще вся корзина ваша, — от 26 тысяч рублей.

2. Рязань: фестиваль «Небо России»

Именно в Рязани состоялся первый в России фестиваль воздухоплавания. На «Небе России» аэростаты не просто летят, но и соревнуются между собой. Если заранее записаться по телефону, который указан на сайте, есть шанс оказаться в корзине.

Массовый взлёт со стороны разрешают посмотреть просто так. А ещё в безветренную погоду тут можно увидеть свечение аэростатов: в сумерках воздушные шары наполняют тёплым воздухом и подсвечивают горелкой — при этом все они остаются на земле.

Подробности про фестиваль можно найти тут.

3. Нижний Новгород: фестиваль «Приволжская фиеста»

На аэростате можно полетать и над столицей закатов — летний фестиваль в Нижнем обычно проводят в августе. Полёт в группе стоит от 15 тысяч рублей (в воздухе вы будете полчаса-час).

Индивидуальные полёты не во время фестиваля тоже есть. Вот список возможных сценариев с ценами.

4. Великий Новгород: фестиваль «Великий Новгород — сердце России»

В Великом Новгороде проводят фестивали сердец (это когда над городом летают только аэростаты в форме сердец). А вот здесь можно записаться на полёты вне фестивалей. Шар-сердце иногда бронируют специально, чтобы сделать предложение.

5. Пермский край: фестиваль «ПРОНЕБО»

Можно полетать в обычном варианте (по записи) или на привязи (спонтанно). И, как всегда, никто не запрещает просто поглазеть со стороны. Сюда приезжают на несколько дней, чтобы пожить в палаточном лагере, сходить на концерты и мастер-классы.

Подробности в этой группе.

Индивидуальные полёты вне фестивалей организуют аэроклубы по всей России. Например, Федерация воздухоплавания Ярославской области, клубы «Аэровальс» и «Аэронавт» — в Подмосковье. Piter Polet и «Небо Питера» — в Санкт-Петербурге, «Воздухоплаватели. Сибирь» — в Новосибирске, «Шары в небе» — в Красноярске, «Наше небо» — в Приморском крае.

Если надумали полетать, то вот несколько советов:

— Если едете из другого города, то лучше оставаться на несколько дней. Так в случае чего у вас будет больше шансов переждать нелётную погоду и, если будут места, полетать в другой день.

— Если хотите оказаться в одном из шаров на фестивале, то записываться нужно заранее. Лучше прямо очень заранее — обычно аэростатов гораздо меньше, чем желающих полетать.

— Просто посмотреть на взлёт с земли и пощупать оболочку шара на фестивале, можно бесплатно и без записи. Только нужно приехать на своей машине, чтобы оперативно добраться до поля взлёта.

— Если боитесь летать, а смотреть на шары с земли вам скучно, можно попробовать привязной полёт. Такие, например, организует Федерация воздухоплавания Ярославской области на праздниках и фестивалях. Шар привяжут к земле за верёвку, а вы в нём подниметесь. Никуда лететь по ветру не придётся — будете просто привыкать и смотреть, как оно устроено.

— В корзине наверху обычно не намного холоднее, чем на земле. Во многом потому, что от горелки идёт тепло. Но лучше всё-таки возьмите с собой что-нибудь накинуть (после заката может быть прохладно, да и комаров в полях никто не отменял).

В целом событий для любителей воздухоплавания в России много. Если вам интересно, можете заглянуть вот сюда. На сайте собраны все ближайшие активности, которые хоть как-то связаны с тепловыми аэростатами. Там и соревнования, и фестивали, и встречи воздухоплавателей.

А с нами сегодня были Ксения Романова и Дарья Мурушкина. Фото предоставлено Федерацией воздухоплавания Ярославской области.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 4 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.