«А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» —
скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых
популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде
современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала
фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как
идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали
богатство и высокий статус.
Вот, например, наличники из города Злынки в богатой
лесами Брянской области. В царское время здесь жило много
крестьян-отходников: летом они уходили на сезонные заработки,
а зимовали дома. С работой в период «отпуска»
у них было плохо, поэтому на помощь приходили местные
предприниматели — держатели спичечных заводов. Брянские
«спичечные короли» заказывали резьбу у свободных резчиков.
Мастеров здесь было предостаточно, и такой объём работы
им ничего не стоил. В итоге на фасадах
появлялась необычная многоярусная резьба в пять-семь слоёв.
От декоративных элементов на таких домах почти
не оставалось живого места. Зато сразу становилось понятно,
что у владельца спичечного завода неплохо идёт бизнес.
Как делали наличники?
В негласной «гонке наличников» участвовали даже крестьяне,
которые вдохновлялись домами своих господ и просили резчиков
соорудить для них «что-нибудь эдакое». А для дворян эталонами
чаще всего служили казённые здания в стиле классицизма.
При желании в резьбе можно было зашифровать свою биографию,
но далеко не все подходили к вопросу настолько
осмысленно. Обычно порядок действий выглядел так:
1) пригласить резчика;
2) заказать у него наличник побогаче или наоборот
попроще — тут уж как получится;
3) полностью довериться вкусу мастера.
За творческими идеями хозяева домов не ходили дальше
границ своего населённого пункта. Процветала оседлость,
и вологодский крестьянин, скорее всего, даже
не подозревал, что наличники в Томске могут выглядеть
как-то иначе. Резчики обычно тоже не отличались
изобретательностью. Вдохновлялись разве что местными церквями
и пользовались одними и теми же лекалами. Как
правило, на село хватало двух-трёх, поэтому отличия между
наличниками часто были невелики.
Гораздо реже хозяин дома самоотверженно украшал свой дом
наличниками без помощи мастера. Получалось не всегда. Как
правило, такие здания — далеко не самые интересные
с точки зрения художественной ценности. Если, конечно, хозяин
сам не резчик. Бывало, что мастера по резьбе превращали
свои дома в свои же визитные карточки, — получались
настоящие жемчужины. Но таких примерно 15 штук
на 20 тысяч.
А вот ещё из серии «не такие, как все». Иногда
пока ты смотришь в наличник, наличник смотрит
в тебя. И это почти не шутка — декор
в виде человеческих лиц делает своё дело. В камне такое
встречается довольно часто, а вот в случае с деревом
есть чему удивляться. Наличники с резными портретами можно
пересчитать по пальцам.
Приглядитесь к лицам, вырезанным на фасаде этого дома.
Если показалось, что вы уже видели что-то похожее,
то вы не ошиблись. Легенда гласит, что дом украшает
образ Николая II, а женские портреты на наличниках
изображают его дочерей. Зачем и почему — история
умалчивает, но на то она и легенда.
Вот вам ещё один редкий пример наличника с человеческими
лицами родом из Улан-Удэ. Если присмотреться, все портреты
здесь разные. По легенде, это изображения артельщиков, которые
украшали дом резьбой.
Оригинальных вариантов стало больше уже в наше время.
На фото ниже — дом 2000-х годов с одними
из самых странных наличников России. Случайных деталей тут
нет. Гербы Москвы и МГУ — память о родном городе
и университете, где училась хозяйка дома. Деревянные резные
лыжи — намёк на одно из спортивных увлечений
супругов. Фигурки в виде женских туфелек — напоминание
об истории их знакомства (спасибо вовремя застрявшему
в эскалаторе каблуку). А ещё наличник украшают мифические
существа с барельефов окрестных храмов — всё это важные
образы для Владимирской земли, где стоит дом. Найти его можно
в Суздале.
Как формировался «язык» наличников?
Конечно, язык наличников существовал не всегда, ведь это
украшение появилось на Руси сравнительно недавно, в конце
XVII века. Если очень коротко, на то было две
главные причины:
1. Началось промышленное производство оконных стёкол. Оконные
проёмы расширились, и появилось место, где можно разгуляться
с декором. До этого большинство окошек были очень
маленькими, и вместо стёкол часто использовали слюду. Те, кто
не мог себе этого позволить, вставляли в оконный проём
промасленную тряпку, мешковину, рыбий или бычий пузырь. Бедняки
в холодное время года прикрывали окно льдинкой, а летом
и вовсе оставляли его открытым.
2. На рубеже XVII–XVIII веков в Россию активно
проникали западные архитектурные веяния. Так вышло, что
по периметру «окна, прорубленного в Европу» уже вовсю
красовались наличники. Идею обрамлять оконные проёмы узорами нам
подарили итальянцы. Правда, на западе так украшали только
каменные здания, а в России наличники постепенно
захватили более доступный материал — дерево.
Забавно, что при этом в зарубежной архитектуре вообще нет
слова «наличник». Там у каждой составной части оконного
обрамления своё название (например, верхушка наличника —
фронтон). Это логично, когда мы говорим про камень: кирпичные
детали делают независимо друг от друга, а потом наличник
собирают как конструктор. А вот в случае с деревом
нужен более целостный подход. Деревянное обрамление изготавливают
в виде монолитной конструкции, поэтому его удобнее назвать
одним словом — «наличник». В некоторых регионах России
наличникам придумали локальные названия: ветреники, голяшки,
воконники, заоконники, облипы — вариантов много, но все
об одном и том же.
Мода на резные наличники шагала по стране плавно.
На первых порах деревянным кружевом покрылось богатое тогда
Поволжье. С одной стороны, там много леса,
с другой — рядом есть большая вода, поэтому корабельные
резчики всегда под рукой. За Поволжьем подтянулись другие
части страны, и во второй половине XIX века наступил
настоящий бум резных наличников. Вот почему так вышло:
Резчики открыли для себя всю прелесть работы с лобзиком.
Так удобнее, быстрее и качественнее.
Деревянные суда стали заменять на пароходы, и бывшие
корабельные резчики начали работать с домами. Свободных рук,
привычных к лобзику, стало больше.
Ряды богатеющих активно пополнялись, и люди хотели держать
окружающих в курсе своего благосостояния. Одним
из простых способов было заказать роскошную резьбу.
Как мог бы выглядеть ваш наличник сейчас?
Дружеский совет: смиритесь с тем, что тягаться
с резчиками России XIX века нам бессмысленно.
Мы значительно отстаём от них по уровню
насмотренности: с деревянной архитектурой имеем дело гораздо
реже, чем с монолитными домами и панельками.
Допустим, вы всё-таки решили украсить свой дом резными
наличниками или вам просто интересно, как это могло бы
выглядеть сейчас. Задача: отразить в облике наличника своё
«я». Иван Хафизов советует использовать формулу «продолжение
локальной традиции + самореализация».
С чего начать? С прогулки по своему городу. Вам
повезло, если в нём есть наличники. Сфотографируйте 20–30
примеров и посмотрите, чем они похожи друг на друга.
Идеально будет, если получится вычленить какой-то стержень —
найти основу, вокруг которой будет строиться ваш декор. Например,
в подмосковном Егорьевске у многих наличников есть
характерные, похожие друг на друга «подолы». В нижней
части их обрамления часто помещают три массивные узорчатые
доски, причём средняя — длиннее других и украшена богаче.
Искать такие детали поначалу бывает сложно, но тут главное
начать.
Второй шаг — понять, что в этом мире вы любите
настолько, чтобы добавить эту деталь в дизайн наличника.
Допустим, это коты. Попытайтесь скрестить этот элемент
с традиционным для вашей местности обликом наличника.
То есть упрощённый план такой: берём классический «базовый»
наличник вашего города, мысленно приделываем к нему котов
и наслаждаемся результатом (ну, или переделываем заново).
Где смотреть наличники в России?
В целом практически везде — вот карта
с фотографиями на сайте виртуального Музея резных
наличников Ивана Хафизова. Вариантов действительно много,
но надо с чего-то начинать, поэтому вот несколько
идей.
Центральная Россия
Кимры, Талдом или Ногинск — там можно посмотреть
деревянный модерн.
Егорьевск — город, в котором (почему-то) крайне мало
заборов. Наличники смотреть очень удобно.
Гжель. Лучше исследовать наличники не только в этом
селе, но и в окрестных деревнях. Среди них есть
очень впечатляющие, кружевные.
Борисоглебск в Воронежской области — в городе
очень узнаваемые наличники с двойными полуколоннами
по бокам.
Злынка в Брянской области — те самые
многослойные наличники «спичечных королей» из начала
статьи.
Поволжье
Это просто кладезь для любителей деревянных наличников. Резьба
сильно отличается от города к городу, но почти везде
очень богатая. Подойдут Нижний Новгород, Казань, Кинешма, Ижевск,
Городец и другие города.
Сибирь
Здесь промахнуться с наличниками очень сложно, они есть
практически во всех крупных городах. Много леса = много
резьбы. Томск, Иркутск, Омск и Тюмень — базовый набор,
с которого стоит начать. В Томске, например, можно
увидеть объёмную, воздушную резьбу натурального цвета: наличники
здесь не такие яркие, как везде. Этим
и примечательны.
В России есть два главных мифа про резные наличники.
Первый — про то, что все они похожи друг на друга.
Второй — про то, что двух похожих наличников
не найти. Чем дольше вглядываешься в них, тем больше
понимаешь: правда ни там и ни там.
Украшение домов деревянными резными наличниками — один
из способов говорить с миром. С нами сегодня был
Иван Хафизов, в памяти которого таких «высказываний» уже
больше 20 тысяч. Все они совершенно о разном.
Прислушиваться к ним Иван начал от скуки — поводом
стала не слишком увлекательная командировка в Энгельс
в 2007-м. Вечерами он наматывал километры по городу
и фотографировал разноцветные обрамления окон. Энгельсом дело,
разумеется, не кончилось. С тех пор Иван ездит
по стране и «собирает» наличники, как этнографы собирают
сказания по сёлам. В его виртуальном музее —
единственном в своём роде — собрана энциклопедия резных
наличников.
Комментарии
Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
19.09.2023 12:01Дмитрий:
Полезность:
10
Прежде всего, сразу обозначу что труд Ивана крайне значим и не оценим для записи культурной традиции России. Иван профессионал своего дела.
Но всё же к статье добавлю.
В ней крайне слабо, практически совсем не затронута главная причина появления и тенденции возникновения и развития резьбы наличиников. Вплоть до 40-50хх годов ХХ в России существовало так называемое двоеверие (по другому Нородное православие). Его суть, грубо - в народную культуру вносили традиции, верования, привычки, приметы в которые верил простой человек. Зачастую это имело глубокую историю ведущую к языческим верованиям. Это с определеными оговорками описано у академика Б. Рыбакова. Плюсом современные российские этнографы и антропологи могут много, долго и главное очень интересно, рассказать об этом. Это крайне важно, поскольку помня истоки мы сохроняем идентичность и свои традиции. Значит хроним себя как народ и нация.
Получается что в статье не раскрыт ни сам язык наличников, ни их настоящее значение, ни истоки и причины их появления.
Иван глубоко знаком с культурологической составляющей, это безусловно очень ценно и важно.
Но исторические, смыловые нагрузки не освещены.
Про 17-18 век. Безусловно, это время зарождение наличников в России. Но прежде всего в камне. Русское узорочье тому яркий пример. И процесс формирования заказа на форму наличников, смысловую нагрузку, немного иной,нежели описан в статье. Много статей на тему взаимоотношений заказчиков и исполнителей, прежде всего в каменном строительстве. Но в деревянном зодчестве ситуации были схожими. К примеру очень хорошая в этом плане книга Очерки истории приказа каменных дел.
А поскольку тема наличников вполне имеет интрес в современном обществе, я бы советовал авторам статьи дополнить её, выпустив серию таких статей с дальнейшем освещением этого вопроса дав максимально полное представление о наличниках. В конце концов, культура России неимоверно обширная, всеобъемлющая и глубокая. Чем больше мы и глубже мы о ней говорим, тем сильнее и больше хочется её изучать. Ну и ездить по стране.
Культурологический аспект про наличники освещён. Авторам статьи я бы посоветовал осветить этнографический, антропологический и исторический аспекты. Тем более есть множество интересных причин почему наличники везде такие разные.
04.09.2023 18:13Нинель:
Полезность:
00
Спасибо.Статья очень познавательная,интересная.Прекрасно,что распространяется такая информация.Отдельное спасибо,специалисту, и компании.
04.09.2023 19:04:
Нинель, благодарим за комментарий!
30.08.2023 10:25Надежда:
Полезность:
00
Спасибо за интересные статьи! очень познавательно, много нового для себя! СПАСИБО!
30.08.2023 15:46:
Надежда, спасибо за комментарий!
28.08.2023 11:34Елена:
Полезность:
10
В Киржаче, есть музей наличников. Очень интересно о наличниках рассказывает директор музея-меди в Киржаче, они собирают наличники по округе и в других городах, реставрируют и читают, кто и что было в доме где они "жили"
27.08.2023 19:02Юлия:
Полезность:
10
Хорошая статья. Ещё в Липецке активно занимаются составлением каталога наличников, ищут тех, кто помнит старых мастеров, составляют каталог
27.08.2023 16:24Татьяна:
Полезность:
20
Замечательные фото и статья, очень интересно!
28.08.2023 10:07:
Татьяна, рады, что вам понравилось!
27.08.2023 13:23Лена:
Полезность:
00
Считаю, что указание на то, что Ваня - только автор фото - совершенно неправильное! Ваня - человек, рассказавший всю эту информацию автору текста! А его роль здесь сведена до минимума. Именно Ваня - знаток! Именно Ваня - профессионал.
28.08.2023 13:50:
Мы ни в коем случае не отрицаем, что Иван — профессионал! Именно его проект — Музей виртуальных наличников — вдохновил нас написать этот текст, и сделали мы это на основе интервью с Иваном. Как раз поэтому в тексте автор несколько раз упоминает его работу.
26.08.2023 17:36Екатерина:
Полезность:
20
Какая же красота! Спасибо за интересный рассказ. Всегда с удовольствием читаю Ваш блог😊
28.08.2023 10:09:
Екатерина, спасибо, что читаете и комментируете!
26.08.2023 11:40Ирина:
Полезность:
00
Восторг! И сделано, и снято, и написано - всё с душою. Спасибо!
28.08.2023 10:08:
Ирина, благодарим!
26.08.2023 11:37Назик:
Полезность:
00
Интересная статья, спасибо!
28.08.2023 10:11:
Спасибо!
26.08.2023 10:52Анна:
Полезность:
00
Благодарю авторов за интересную статью о русском зодчестве! Напомнили детство, проведенное в деревне! Всех благ!
28.08.2023 10:12:
Анна, спасибо за комментарий!
26.08.2023 00:34Евгений:
Полезность:
00
Захватывающая статья, было очень приятно читать. Отбросило в начало 2000-х, «Вокруг света»
28.08.2023 10:07:
Евгений, спасибо!
25.08.2023 23:13Марина:
Полезность:
00
Очень интересно.. Спасибо большое за Ваш труд!
28.08.2023 10:07:
Марина, спасибо за комментарий!
25.08.2023 22:11Алёна:
Полезность:
10
Большое спасибо, Иван Хафизов и Елизавета Короткова за интереснейший материал! И Вам, tutu.ru, спасибо, что такое находите и публикуете! Дельное, доброе и интересное.
28.08.2023 10:10:
Алёна, спасибо, что делитесь впечатлениями!
25.08.2023 20:57Елена:
Полезность:
00
Очень интересный материал, благодарю
28.08.2023 10:05:
Елена, спасибо!
25.08.2023 20:01Анастасия:
Полезность:
00
Прекрасная познавательная статья!Спасибо большое!
28.08.2023 10:12:
Анастасия, спасибо!
25.08.2023 19:39Ольга:
Полезность:
00
Спасибо. Получила истинное удовольствие и гордость за русскую культуру. Жаль, что минимализм сейчас захватил все стороны жизни.
28.08.2023 10:31:
Ольга, спасибо вам!
25.08.2023 19:29Игорь:
Полезность:
00
Красота!
25.08.2023 18:54Мария:
Полезность:
10
С удовольствием любовалась деревянными кружевами, как тонко, нежно и душевно! У нас в городе тоже немного осталось такой красоты, обожаю 😍. Автору и фотографу огромное спасибо, интересно и познавательно!
28.08.2023 10:20:
Мария, спасибо за отзыв! Стало интересно, в каком городе вы живете
25.08.2023 18:18Кира:
Полезность:
10
Мне кажется, нужно ещё рассказать о волонтерском движении "Том Сойер фест". Оно существует во многих городах. Ребята за свой счёт реставрируют дома.
Например, Кимры сегодня, восхитительный деревянный модерн, - это целиком заслуга Том Сойер феста.
И, кстати, недавно они выпустили путеводитель по Кимрам симпатичный.
В марте 2018 года мы провели на Туту.ру опрос. Выяснилось, что четверть пользователей (26%) путешествует всего 1 раз в году. Что делать, если хочется чаще выбираться в новые места, но просто не хватает времени? Рассказываем, как продлевать отпуск и путешествовать круглый год.
По Трудовому кодексу РФ, работающие россияне имеют право на 28 дней оплачиваемого отпуска ежегодно.
Материал устарел
Катание на лыжах и сноуборде — дорогой вид отдыха. Примерно треть бюджета отпуска в горах «съедают» траты на ски-пасс. Мы составили рейтинг стран Европы, где пропуск на склоны и подъемники стоит дешевле всего. А заодно узнали, как туда добраться и чем заняться помимо катания.
Мы сравнивали горнолыжные курорты с общей длиной трасс от 40 км. Для рейтинга взяли с
Обновлено 26 сентября 2023
Открытие границ 2023
Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется.
Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом те
Поездки по России
Въезд в Россию для иностранцев
Поездки за рубеж для россиян
Авиасообщение
Ж/д сообщение
Автобусное сообщение
Советы путешественникам
Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.
В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.
Тесты или QR-коды для поездок по Ро
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое
необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра
выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое.
Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы –
водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем
связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Комментарии
Прежде всего, сразу обозначу что труд Ивана крайне значим и не оценим для записи культурной традиции России. Иван профессионал своего дела.
Но всё же к статье добавлю.
В ней крайне слабо, практически совсем не затронута главная причина появления и тенденции возникновения и развития резьбы наличиников. Вплоть до 40-50хх годов ХХ в России существовало так называемое двоеверие (по другому Нородное православие). Его суть, грубо - в народную культуру вносили традиции, верования, привычки, приметы в которые верил простой человек. Зачастую это имело глубокую историю ведущую к языческим верованиям. Это с определеными оговорками описано у академика Б. Рыбакова. Плюсом современные российские этнографы и антропологи могут много, долго и главное очень интересно, рассказать об этом. Это крайне важно, поскольку помня истоки мы сохроняем идентичность и свои традиции. Значит хроним себя как народ и нация.
Получается что в статье не раскрыт ни сам язык наличников, ни их настоящее значение, ни истоки и причины их появления.
Иван глубоко знаком с культурологической составляющей, это безусловно очень ценно и важно.
Но исторические, смыловые нагрузки не освещены.
Про 17-18 век. Безусловно, это время зарождение наличников в России. Но прежде всего в камне. Русское узорочье тому яркий пример. И процесс формирования заказа на форму наличников, смысловую нагрузку, немного иной,нежели описан в статье. Много статей на тему взаимоотношений заказчиков и исполнителей, прежде всего в каменном строительстве. Но в деревянном зодчестве ситуации были схожими. К примеру очень хорошая в этом плане книга Очерки истории приказа каменных дел.
А поскольку тема наличников вполне имеет интрес в современном обществе, я бы советовал авторам статьи дополнить её, выпустив серию таких статей с дальнейшем освещением этого вопроса дав максимально полное представление о наличниках. В конце концов, культура России неимоверно обширная, всеобъемлющая и глубокая. Чем больше мы и глубже мы о ней говорим, тем сильнее и больше хочется её изучать. Ну и ездить по стране.
Культурологический аспект про наличники освещён. Авторам статьи я бы посоветовал осветить этнографический, антропологический и исторический аспекты. Тем более есть множество интересных причин почему наличники везде такие разные.
Спасибо.Статья очень познавательная,интересная.Прекрасно,что распространяется такая информация.Отдельное спасибо,специалисту, и компании.
Нинель, благодарим за комментарий!
Спасибо за интересные статьи! очень познавательно, много нового для себя! СПАСИБО!
Надежда, спасибо за комментарий!
В Киржаче, есть музей наличников. Очень интересно о наличниках рассказывает директор музея-меди в Киржаче, они собирают наличники по округе и в других городах, реставрируют и читают, кто и что было в доме где они "жили"
Хорошая статья. Ещё в Липецке активно занимаются составлением каталога наличников, ищут тех, кто помнит старых мастеров, составляют каталог
Замечательные фото и статья, очень интересно!
Татьяна, рады, что вам понравилось!
Считаю, что указание на то, что Ваня - только автор фото - совершенно неправильное! Ваня - человек, рассказавший всю эту информацию автору текста! А его роль здесь сведена до минимума. Именно Ваня - знаток! Именно Ваня - профессионал.
Мы ни в коем случае не отрицаем, что Иван — профессионал! Именно его проект — Музей виртуальных наличников — вдохновил нас написать этот текст, и сделали мы это на основе интервью с Иваном. Как раз поэтому в тексте автор несколько раз упоминает его работу.
Какая же красота! Спасибо за интересный рассказ. Всегда с удовольствием читаю Ваш блог😊
Екатерина, спасибо, что читаете и комментируете!
Восторг! И сделано, и снято, и написано - всё с душою. Спасибо!
Ирина, благодарим!
Интересная статья, спасибо!
Спасибо!
Благодарю авторов за интересную статью о русском зодчестве! Напомнили детство, проведенное в деревне! Всех благ!
Анна, спасибо за комментарий!
Захватывающая статья, было очень приятно читать. Отбросило в начало 2000-х, «Вокруг света»
Евгений, спасибо!
Очень интересно.. Спасибо большое за Ваш труд!
Марина, спасибо за комментарий!
Большое спасибо, Иван Хафизов и Елизавета Короткова за интереснейший материал! И Вам, tutu.ru, спасибо, что такое находите и публикуете! Дельное, доброе и интересное.
Алёна, спасибо, что делитесь впечатлениями!
Очень интересный материал, благодарю
Елена, спасибо!
Прекрасная познавательная статья!Спасибо большое!
Анастасия, спасибо!
Спасибо. Получила истинное удовольствие и гордость за русскую культуру. Жаль, что минимализм сейчас захватил все стороны жизни.
Ольга, спасибо вам!
Красота!
С удовольствием любовалась деревянными кружевами, как тонко, нежно и душевно! У нас в городе тоже немного осталось такой красоты, обожаю 😍. Автору и фотографу огромное спасибо, интересно и познавательно!
Мария, спасибо за отзыв! Стало интересно, в каком городе вы живете
Мне кажется, нужно ещё рассказать о волонтерском движении "Том Сойер фест". Оно существует во многих городах. Ребята за свой счёт реставрируют дома.
Например, Кимры сегодня, восхитительный деревянный модерн, - это целиком заслуга Том Сойер феста.
И, кстати, недавно они выпустили путеводитель по Кимрам симпатичный.