Автор: Елизавета Короткова
Фото: Иван Хафизов
«А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали богатство и высокий статус.
Вот, например, наличники из города Злынки в богатой лесами Брянской области. В царское время здесь жило много крестьян-отходников: летом они уходили на сезонные заработки, а зимовали дома. С работой в период «отпуска» у них было плохо, поэтому на помощь приходили местные предприниматели — держатели спичечных заводов. Брянские «спичечные короли» заказывали резьбу у свободных резчиков.
Мастеров здесь было предостаточно, и такой объём работы им ничего не стоил. В итоге на фасадах появлялась необычная многоярусная резьба в пять-семь слоёв. От декоративных элементов на таких домах почти не оставалось живого места. Зато сразу становилось понятно, что у владельца спичечного завода неплохо идёт бизнес.
В негласной «гонке наличников» участвовали даже крестьяне, которые вдохновлялись домами своих господ и просили резчиков соорудить для них «что-нибудь эдакое». А для дворян эталонами чаще всего служили казённые здания в стиле классицизма.
При желании в резьбе можно было зашифровать свою биографию, но далеко не все подходили к вопросу настолько осмысленно. Обычно порядок действий выглядел так:
1) пригласить резчика;
2) заказать у него наличник побогаче или наоборот попроще — тут уж как получится;
3) полностью довериться вкусу мастера.
За творческими идеями хозяева домов не ходили дальше границ своего населённого пункта. Процветала оседлость, и вологодский крестьянин, скорее всего, даже не подозревал, что наличники в Томске могут выглядеть как-то иначе. Резчики обычно тоже не отличались изобретательностью. Вдохновлялись разве что местными церквями и пользовались одними и теми же лекалами. Как правило, на село хватало двух-трёх, поэтому отличия между наличниками часто были невелики.
Гораздо реже хозяин дома самоотверженно украшал свой дом наличниками без помощи мастера. Получалось не всегда. Как правило, такие здания — далеко не самые интересные с точки зрения художественной ценности. Если, конечно, хозяин сам не резчик. Бывало, что мастера по резьбе превращали свои дома в свои же визитные карточки, — получались настоящие жемчужины. Но таких примерно 15 штук на 20 тысяч.
А вот ещё из серии «не такие, как все». Иногда пока ты смотришь в наличник, наличник смотрит в тебя. И это почти не шутка — декор в виде человеческих лиц делает своё дело. В камне такое встречается довольно часто, а вот в случае с деревом есть чему удивляться. Наличники с резными портретами можно пересчитать по пальцам.
Приглядитесь к лицам, вырезанным на фасаде этого дома. Если показалось, что вы уже видели что-то похожее, то вы не ошиблись. Легенда гласит, что дом украшает образ Николая II, а женские портреты на наличниках изображают его дочерей. Зачем и почему — история умалчивает, но на то она и легенда.
Вот вам ещё один редкий пример наличника с человеческими лицами родом из Улан-Удэ. Если присмотреться, все портреты здесь разные. По легенде, это изображения артельщиков, которые украшали дом резьбой.
Оригинальных вариантов стало больше уже в наше время. На фото ниже — дом 2000-х годов с одними из самых странных наличников России. Случайных деталей тут нет. Гербы Москвы и МГУ — память о родном городе и университете, где училась хозяйка дома. Деревянные резные лыжи — намёк на одно из спортивных увлечений супругов. Фигурки в виде женских туфелек — напоминание об истории их знакомства (спасибо вовремя застрявшему в эскалаторе каблуку). А ещё наличник украшают мифические существа с барельефов окрестных храмов — всё это важные образы для Владимирской земли, где стоит дом. Найти его можно в Суздале.
Конечно, язык наличников существовал не всегда, ведь это украшение появилось на Руси сравнительно недавно, в конце XVII века. Если очень коротко, на то было две главные причины:
1. Началось промышленное производство оконных стёкол. Оконные проёмы расширились, и появилось место, где можно разгуляться с декором. До этого большинство окошек были очень маленькими, и вместо стёкол часто использовали слюду. Те, кто не мог себе этого позволить, вставляли в оконный проём промасленную тряпку, мешковину, рыбий или бычий пузырь. Бедняки в холодное время года прикрывали окно льдинкой, а летом и вовсе оставляли его открытым.
2. На рубеже XVII–XVIII веков в Россию активно проникали западные архитектурные веяния. Так вышло, что по периметру «окна, прорубленного в Европу» уже вовсю красовались наличники. Идею обрамлять оконные проёмы узорами нам подарили итальянцы. Правда, на западе так украшали только каменные здания, а в России наличники постепенно захватили более доступный материал — дерево.
Забавно, что при этом в зарубежной архитектуре вообще нет слова «наличник». Там у каждой составной части оконного обрамления своё название (например, верхушка наличника — фронтон). Это логично, когда мы говорим про камень: кирпичные детали делают независимо друг от друга, а потом наличник собирают как конструктор. А вот в случае с деревом нужен более целостный подход. Деревянное обрамление изготавливают в виде монолитной конструкции, поэтому его удобнее назвать одним словом — «наличник». В некоторых регионах России наличникам придумали локальные названия: ветреники, голяшки, воконники, заоконники, облипы — вариантов много, но все об одном и том же.
Мода на резные наличники шагала по стране плавно. На первых порах деревянным кружевом покрылось богатое тогда Поволжье. С одной стороны, там много леса, с другой — рядом есть большая вода, поэтому корабельные резчики всегда под рукой. За Поволжьем подтянулись другие части страны, и во второй половине XIX века наступил настоящий бум резных наличников. Вот почему так вышло:
Дружеский совет: смиритесь с тем, что тягаться с резчиками России XIX века нам бессмысленно. Мы значительно отстаём от них по уровню насмотренности: с деревянной архитектурой имеем дело гораздо реже, чем с монолитными домами и панельками.
Допустим, вы всё-таки решили украсить свой дом резными наличниками или вам просто интересно, как это могло бы выглядеть сейчас. Задача: отразить в облике наличника своё «я». Иван Хафизов советует использовать формулу «продолжение локальной традиции + самореализация».
С чего начать? С прогулки по своему городу. Вам повезло, если в нём есть наличники. Сфотографируйте 20–30 примеров и посмотрите, чем они похожи друг на друга. Идеально будет, если получится вычленить какой-то стержень — найти основу, вокруг которой будет строиться ваш декор. Например, в подмосковном Егорьевске у многих наличников есть характерные, похожие друг на друга «подолы». В нижней части их обрамления часто помещают три массивные узорчатые доски, причём средняя — длиннее других и украшена богаче. Искать такие детали поначалу бывает сложно, но тут главное начать.
Второй шаг — понять, что в этом мире вы любите настолько, чтобы добавить эту деталь в дизайн наличника. Допустим, это коты. Попытайтесь скрестить этот элемент с традиционным для вашей местности обликом наличника. То есть упрощённый план такой: берём классический «базовый» наличник вашего города, мысленно приделываем к нему котов и наслаждаемся результатом (ну, или переделываем заново).
В целом практически везде — вот карта с фотографиями на сайте виртуального Музея резных наличников Ивана Хафизова. Вариантов действительно много, но надо с чего-то начинать, поэтому вот несколько идей.
Центральная Россия
Поволжье
Это просто кладезь для любителей деревянных наличников. Резьба сильно отличается от города к городу, но почти везде очень богатая. Подойдут Нижний Новгород, Казань, Кинешма, Ижевск, Городец и другие города.
Сибирь
Здесь промахнуться с наличниками очень сложно, они есть практически во всех крупных городах. Много леса = много резьбы. Томск, Иркутск, Омск и Тюмень — базовый набор, с которого стоит начать. В Томске, например, можно увидеть объёмную, воздушную резьбу натурального цвета: наличники здесь не такие яркие, как везде. Этим и примечательны.
В России есть два главных мифа про резные наличники. Первый — про то, что все они похожи друг на друга. Второй — про то, что двух похожих наличников не найти. Чем дольше вглядываешься в них, тем больше понимаешь: правда ни там и ни там.
Украшение домов деревянными резными наличниками — один из способов говорить с миром. С нами сегодня был Иван Хафизов, в памяти которого таких «высказываний» уже больше 20 тысяч. Все они совершенно о разном. Прислушиваться к ним Иван начал от скуки — поводом стала не слишком увлекательная командировка в Энгельс в 2007-м. Вечерами он наматывал километры по городу и фотографировал разноцветные обрамления окон. Энгельсом дело, разумеется, не кончилось. С тех пор Иван ездит по стране и «собирает» наличники, как этнографы собирают сказания по сёлам. В его виртуальном музее — единственном в своём роде — собрана энциклопедия резных наличников.
Комментарии
Статья очень интересная и познавательная. Как-будто путешествовала по стране, не выходя из дома. Как много уникального и неповторимого из наследия русских мастеров сохранилось в России. А мы не замечали того, что рядом, а стремились увидеть заморские каменные замки в которых человеку нельзя жить по природе, восхищались произведениями средиземноморских скульпторов. Да, это тоже прекрасно, но наша страна расположена в более суровом климатическом поясе. И последнее время я часто вспоминаю, что в родительском доме на окнах были наличники и ставни, которые служили не только украшением дома. но и сберегали тепло в течение холодных ночей. А сейчас приходится жить в каменных домах, потому что надежнее. Поэтому, спасибо большое за вашу статью.
Здравствуйте. Прочитав Вашу статью, и увидев фотографии домов, украшенными такими прекрасными произведениями исскуств, как наличники, я пришла к выводу, что в каждом из них, отражается своя история, своя культура, и свои стиль и самабытность. Как удивительно иногда размышлять о том, что людей, которые этим занимались, давно уже нет, но мы можем любоваться их мастерством, и стараться угадать, что же они хотели написать, своим наличником. Спасибо за интересную и познавательную статью.
Прекрасная информация, очень ностальгировать заставила. Спасибо!
Андрей, спасибо вам за комментарий!
Спасибо за замечательный рассказ, тоже очень люблю рассматривать наличники! Современные с туфелькой и метро, просто обалдеть - не знал о таких! Спасибо Ивану за его коллекцию.
Антон, спасибо!
Прежде всего, сразу обозначу что труд Ивана крайне значим и не оценим для записи культурной традиции России. Иван профессионал своего дела.
Но всё же к статье добавлю.
В ней крайне слабо, практически совсем не затронута главная причина появления и тенденции возникновения и развития резьбы наличиников. Вплоть до 40-50хх годов ХХ в России существовало так называемое двоеверие (по другому Нородное православие). Его суть, грубо - в народную культуру вносили традиции, верования, привычки, приметы в которые верил простой человек. Зачастую это имело глубокую историю ведущую к языческим верованиям. Это с определеными оговорками описано у академика Б. Рыбакова. Плюсом современные российские этнографы и антропологи могут много, долго и главное очень интересно, рассказать об этом. Это крайне важно, поскольку помня истоки мы сохроняем идентичность и свои традиции. Значит хроним себя как народ и нация.
Получается что в статье не раскрыт ни сам язык наличников, ни их настоящее значение, ни истоки и причины их появления.
Иван глубоко знаком с культурологической составляющей, это безусловно очень ценно и важно.
Но исторические, смыловые нагрузки не освещены.
Про 17-18 век. Безусловно, это время зарождение наличников в России. Но прежде всего в камне. Русское узорочье тому яркий пример. И процесс формирования заказа на форму наличников, смысловую нагрузку, немного иной,нежели описан в статье. Много статей на тему взаимоотношений заказчиков и исполнителей, прежде всего в каменном строительстве. Но в деревянном зодчестве ситуации были схожими. К примеру очень хорошая в этом плане книга Очерки истории приказа каменных дел.
А поскольку тема наличников вполне имеет интрес в современном обществе, я бы советовал авторам статьи дополнить её, выпустив серию таких статей с дальнейшем освещением этого вопроса дав максимально полное представление о наличниках. В конце концов, культура России неимоверно обширная, всеобъемлющая и глубокая. Чем больше мы и глубже мы о ней говорим, тем сильнее и больше хочется её изучать. Ну и ездить по стране.
Культурологический аспект про наличники освещён. Авторам статьи я бы посоветовал осветить этнографический, антропологический и исторический аспекты. Тем более есть множество интересных причин почему наличники везде такие разные.
Спасибо.Статья очень познавательная,интересная.Прекрасно,что распространяется такая информация.Отдельное спасибо,специалисту, и компании.
Нинель, благодарим за комментарий!
Спасибо за интересные статьи! очень познавательно, много нового для себя! СПАСИБО!
Надежда, спасибо за комментарий!
В Киржаче, есть музей наличников. Очень интересно о наличниках рассказывает директор музея-меди в Киржаче, они собирают наличники по округе и в других городах, реставрируют и читают, кто и что было в доме где они "жили"
Хорошая статья. Ещё в Липецке активно занимаются составлением каталога наличников, ищут тех, кто помнит старых мастеров, составляют каталог
Замечательные фото и статья, очень интересно!
Татьяна, рады, что вам понравилось!
Считаю, что указание на то, что Ваня - только автор фото - совершенно неправильное! Ваня - человек, рассказавший всю эту информацию автору текста! А его роль здесь сведена до минимума. Именно Ваня - знаток! Именно Ваня - профессионал.
Мы ни в коем случае не отрицаем, что Иван — профессионал! Именно его проект — Музей виртуальных наличников — вдохновил нас написать этот текст, и сделали мы это на основе интервью с Иваном. Как раз поэтому в тексте автор несколько раз упоминает его работу.
Какая же красота! Спасибо за интересный рассказ. Всегда с удовольствием читаю Ваш блог😊
Екатерина, спасибо, что читаете и комментируете!
Восторг! И сделано, и снято, и написано - всё с душою. Спасибо!
Ирина, благодарим!
Интересная статья, спасибо!
Спасибо!
Благодарю авторов за интересную статью о русском зодчестве! Напомнили детство, проведенное в деревне! Всех благ!
Анна, спасибо за комментарий!
Захватывающая статья, было очень приятно читать. Отбросило в начало 2000-х, «Вокруг света»
Евгений, спасибо!
Очень интересно.. Спасибо большое за Ваш труд!
Марина, спасибо за комментарий!
Большое спасибо, Иван Хафизов и Елизавета Короткова за интереснейший материал! И Вам, tutu.ru, спасибо, что такое находите и публикуете! Дельное, доброе и интересное.
Алёна, спасибо, что делитесь впечатлениями!
Очень интересный материал, благодарю
Елена, спасибо!
Прекрасная познавательная статья!Спасибо большое!
Анастасия, спасибо!