Даже на повидавшем жизнь автобусе пассажирам может понравиться поездка. Зависит от водителя. И наоборот — поездка на суперсовременном автобусе с хамящим водителем почти гарантированно закончится негативным отзывом.
Мы проанализировали, как водитель может оставить хорошее впечатление от поездки.
Вот, например, фраза, которая делает поездку почти в два раза более приятной:
Пассажиры очень любят, когда им объявляют остановки заранее, предупреждают про следующий туалет, рассказывают о том, что на маршруте, будут ли пробки и так далее.
С другой стороны, они очень не любят, когда водитель включает шансон и начинает громко разговаривать по телефону прямо во время вождения.
Ниже список различий в каждом аспекте поездки. Они составлены на основе десятков тысяч отзывов, которые пассажиры оставляют на нашей платформе. Мы несколько лет назад начали помогать приводить автобусный рынок в современное состояние: оцифровали расписания, помогли на законодательном уровне сделать так, чтобы на каждый автобус были электронные билеты и так далее. Естественно, у нас накопилось огромное количество отзывов пассажиров, сейчас их больше 200 тысяч.
До начала поездки
Плохой водитель: Не здоровается с пассажирами, ведёт себя как зомби. Угрюм и раздражён.
Хороший: Приветствует пассажиров, помогает с багажом.
П: Отправляется сразу.
Х: Звонит опаздывающему пассажиру, если надо, ждёт несколько минут.
П: Одет в растянутую спортивную форму.
Х: Опрятная форма.
П: Не разрешает пассажирам пересаживаться.
Х: Знает, на какие места не проданы билеты, если надо рассаживает пассажиров, в т.ч. с задних мест.
Знакомство с автобусом
П: Просто трогается.
Х: Говорит хотя бы пару слов про вайфай, библиотеку фильмов, туалет, чайную станцию и другие особенности автобуса, если они есть.
П: Если у пассажира не получается с экраном — игнорирует.
Х: Второй водитель помогает с индивидуальными экранами-планшетами пенсионерам.
П: Не рассказывает про рекомендации поведения в автобусе.
Х: Вежливо напоминает, что в автобусе не принято есть чебуреки в поездке, не надо распивать спиртное, не принято говорить на громкой связи, стоит включать музыку в наушниках, а не на динамике.
Разговоры
П: Не говорит, что дальше по маршруту.
Х: Рассказывает в микрофон, что происходит, есть ли пробка, по графику или нет идёт автобус.
П: После остановки не предупреждает про следующую.
Х: Говорит, когда примерно следующая остановка и насколько, будет ли там туалет, вода.
Поведение
П: Курит в салоне.
Х: Сам не курит и другим не даёт.
П: Пользуется телефоном в дороге.
Х: Смотрит на дорогу.
П: Проезжает ямы и «лежачих полицейских» на нормальной скорости.
Х: Везёт мягко, без тряски.
П: Резко тормозит до удара лицом в кресло спереди.
Х: Тормозит мягко.
Места
П: Сажает пассажиров мимо кассы с трассы.
Х: Везёт по билетам.
Кондиционер и печь
П: Включает только после того, как попросят пассажиры.
Х: Держит приятный климат всю дорогу.
Звук
П: Включает шансон погромче.
Х: Едет в тишине или с негромкой музыкой.
Остановка
П: Просто останавливается.
Х: Предупреждает за пару минут, что сейчас будет остановка.
П: Хамит в ответ на просьбу остановить в неположенном месте.
Х: Корректно объясняет, почему нельзя и где ближайшее место, где можно.
П: Ругается на пассажиров (даже на детей), что они задерживаются на остановке.
Х: Всегда собирает пассажиров спокойно и доброжелательно, не торопит. В автобусе заранее предупреждает, что если задержаться, автобус придёт позже.
Общение
П: На «ты» с пассажирами, даже с пенсионерами.
Х: На «вы» даже с детьми.
П: На вопросы пассажиров грубит.
Х: Отвечает корректно, иногда даже подробно.
П: Ругает перевозчика и механиков, водителей на дороге, ДПС и жизнь на этой планете, сквернословит в сложной дорожной обстановке.
Х: Едет молча.
П: Не добавляет хорошего настроения.
Х: Заряжает позитивом, например, поздравляет с праздниками или рассказывает о происходящем с лёгким юмором.
П: Если интернет не работает, говорит, что это не его дело.
Х: Предупреждает про дыры в сотовом покрытии, в которых будет отключаться вайфай автобуса.
Конфликтные ситуации
П: Не реагирует.
Х: Помогает пассажирам разместить багаж, следит за соблюдением правил (передаёт буйных пьяных полиции).
Конец маршрута
П: Молча проезжает остановки.
Х: Сверяется по списку, кому выходить, следит, чтобы пассажиры не пропустили остановку, мягко подсказывает.
П: Если остался один пассажир, высаживает его и не едет последний отрезок.
Х: Всегда проезжает весь маршрут, если есть хотя бы один пассажир.
Ещё раз основное, что может сделать водитель:
Что интересно, наибольшее положительное влияние оказывает именно то, как водитель говорит. Предупреждать про остановки, подробно рассказывать про автобус, говорить про дорожную ситуацию, обозначать, когда будет туалет, — всё это очень сильно меняет впечатление от поездки. А поменять это достаточно просто: иногда нужно просто узнать, насколько сильно это меняет отношение пассажиров.
Интересно, что, например, в обучении капитанов яхт есть большой раздел, посвящённый комфорту пассажиров, и туда входит многое из вышеперечисленного. Так вот, пассажиры ждут от водителя автобуса отношений как с капитаном судна: он главный на борту, но при этом он заботится обо всех.
Конечно, есть вещи, которые зависят не от водителя. Например, те же пледы, которые можно выдать пассажирам, — это не обязанность водителя, это зона ответственности перевозчика, комплектующего автобус.
Ещё один важный вопрос — почему, казалось бы, при таких очевидных пунктах, не все водители делают так? Есть две базовые причины: отсутствие ответственности за компанию и перегруженность самого водителя. Ответственность зависит от того, как компания строит свою культуру. В больших перевозчиках вроде «Люкс Экспресса» или «Эколайнс» есть собственное обучение водителей. У них появляется чёткое понимание, что каждое действие ведёт к изменению отношения клиентов в целом. Это резко меняет характер общения. А вот у небольших перевозчиков водители не чувствуют себя частью компании: сегодня они здесь, завтра там — и потому просто отвечают только за себя и за то, чтобы доехать из точки А в точку Б.
А второй фактор — перегруженность водителей. Если ваш водитель в автобусе зол и раздражён, это не значит, что он хотел, чтобы вы расстроились. Это может означать, что ему очень тяжело, и это тоже надо понимать. Текущее законодательство требует от водителя соблюдения огромного количества правил и достаточно сложной отчётности. Например, во время вождения он должен не только следить за дорожной обстановкой, но и смотреть, чтобы кто-то на задних сиденьях не отстегнул ремень. Потому что если что-то случится, водитель рискует быть привлечённым к уголовной ответственности. А стюардессы или бортпроводника у него нет. Поэтому если водитель не говорит, что на маршруте, а просто ведёт — стоит относиться с пониманием.
Памятка: что отличает хорошего водителя автобуса от плохого