Туту.ру Путеводитель Туту журнал Транспорт Как водитель может резко улучшить впечатление от поездки в автобусе

Как водитель может резко улучшить впечатление от поездки в автобусе

Даже на повидавшем жизнь автобусе пассажирам может понравиться поездка. Зависит от водителя. И наоборот — поездка на суперсовременном автобусе с хамящим водителем почти гарантированно закончится негативным отзывом.

Мы проанализировали, как водитель может оставить хорошее впечатление от поездки.

Вот, например, фраза, которая делает поездку почти в два раза более приятной:

— Мы идём по графику, сейчас всё в порядке. Впереди небольшая пробка, возможно, задержимся с прибытием на 10–15 минут. Следующая остановка будет через 40 минут, там бесплатный туалет.

Пассажиры очень любят, когда им объявляют остановки заранее, предупреждают про следующий туалет, рассказывают о том, что на маршруте, будут ли пробки и так далее.

С другой стороны, они очень не любят, когда водитель включает шансон и начинает громко разговаривать по телефону прямо во время вождения.

Ниже список различий в каждом аспекте поездки. Они составлены на основе десятков тысяч отзывов, которые пассажиры оставляют на нашей платформе. Мы несколько лет назад начали помогать приводить автобусный рынок в современное состояние: оцифровали расписания, помогли на законодательном уровне сделать так, чтобы на каждый автобус были электронные билеты и так далее. Естественно, у нас накопилось огромное количество отзывов пассажиров, сейчас их больше 200 тысяч.

До начала поездки

Плохой водитель: Не здоровается с пассажирами, ведёт себя как зомби. Угрюм и раздражён.

Хороший: Приветствует пассажиров, помогает с багажом.

 

П: Отправляется сразу.

Х: Звонит опаздывающему пассажиру, если надо, ждёт несколько минут.

 

П: Одет в растянутую спортивную форму.

Х: Опрятная форма.

 

П: Не разрешает пассажирам пересаживаться.

Х: Знает, на какие места не проданы билеты, если надо рассаживает пассажиров, в т.ч. с задних мест.

 

«Именно наши с товарищем сиденья были со сломанными регуляторами положений кресла. Спасибо водителю за то, что предложил другие места, где всё работало».

Знакомство с автобусом

П: Просто трогается.

Х: Говорит хотя бы пару слов про вайфай, библиотеку фильмов, туалет, чайную станцию и другие особенности автобуса, если они есть.

 

П: Если у пассажира не получается с экраном — игнорирует.

Х: Второй водитель помогает с индивидуальными экранами-планшетами пенсионерам.

 

П: Не рассказывает про рекомендации поведения в автобусе.

Х: Вежливо напоминает, что в автобусе не принято есть чебуреки в поездке, не надо распивать спиртное, не принято говорить на громкой связи, стоит включать музыку в наушниках, а не на динамике.

 

«Автобус очень чистый, водитель вежливый, вещи помог поставить в багажное отделение. На границе водитель давал чёткие инструкции что делать и как себя вести. Всё организованно и быстро прошло».

Разговоры

П: Не говорит, что дальше по маршруту.

Х: Рассказывает в микрофон, что происходит, есть ли пробка, по графику или нет идёт автобус.

 

П: После остановки не предупреждает про следующую.

Х: Говорит, когда примерно следующая остановка и насколько, будет ли там туалет, вода.

 

«Водитель вежливый и любезный. Помог багаж погрузить и выгрузить, сообщил о приближении нашей остановки (ехали впервые в этот пункт)».

Поведение

П: Курит в салоне.

Х: Сам не курит и другим не даёт.

 

П: Пользуется телефоном в дороге.

Х: Смотрит на дорогу.

 

П: Проезжает ямы и «лежачих полицейских» на нормальной скорости.

Х: Везёт мягко, без тряски.

 

П: Резко тормозит до удара лицом в кресло спереди.

Х: Тормозит мягко.

 

«Отправился автобус по расписанию. В салоне чисто. Водитель вежливый, аккуратно одетый, предупредительный. Машину ведёт очень хорошо, трогается и тормозит плавно. Выражаем благодарность водителю и просим отметить его профессиональные качества».

Места

П: Сажает пассажиров мимо кассы с трассы.

Х: Везёт по билетам.

 

«У меня был конфликт с водителями, я выкупила 2 места, ехала с собакой в 1,5 кг. Водители поддерживали всех подряд по пути и скандалили со мной, что я деловая и не хочу посадить к себе попутчика, я в шоке, почему я заплатила за 2 места для своего комфорта и должна кого-то к себе подсажывать, чтобы водитель себе заработал».

Кондиционер и печь

П: Включает только после того, как попросят пассажиры.

Х: Держит приятный климат всю дорогу.

 

«В самом автобусе либо водители не умеют пользоваться кондиционером, либо что-то у них шло не так. Ситуация: с Екатеринбурга до Челябинска мы ехали в ужасной жаре, печка грела на максимум, этот сжатый воздух, жара, было невыносимо, после Челябинска вырубили тепло, и нас в прямом смысле заморозили, был холодный воздух отовсюду, все замёрзли. И так было по кругу, до самого конечно пункта».

Звук

П: Включает шансон погромче.

Х: Едет в тишине или с негромкой музыкой.

 

«Трудностей не было, доехала хорошо, вовремя. Порадовало негромкое и интересное музыкальное сопровождение, у водителя хороший вкус (не шансон)».

Остановка

П: Просто останавливается.

Х: Предупреждает за пару минут, что сейчас будет остановка.

 

П: Хамит в ответ на просьбу остановить в неположенном месте.

Х: Корректно объясняет, почему нельзя и где ближайшее место, где можно.

 

П: Ругается на пассажиров (даже на детей), что они задерживаются на остановке.

Х: Всегда собирает пассажиров спокойно и доброжелательно, не торопит. В автобусе заранее предупреждает, что если задержаться, автобус придёт позже.

 

«Оставить пассажира на середине пути одного, в предновогоднюю ночь! Не понятно только, это правила транспортной компании, не проверять всех пассажиров после остановки,или даже не вернуться за пассажиром, отъехав 200 метров, или это безответственность сотрудника».

Общение

П: На «ты» с пассажирами, даже с пенсионерами.

Х: На «вы» даже с детьми.

 

П: На вопросы пассажиров грубит.

Х: Отвечает корректно, иногда даже подробно.

 

П: Ругает перевозчика и механиков, водителей на дороге, ДПС и жизнь на этой планете, сквернословит в сложной дорожной обстановке.

Х: Едет молча.

 

П: Не добавляет хорошего настроения.

Х: Заряжает позитивом, например, поздравляет с праздниками или рассказывает о происходящем с лёгким юмором.

 

П: Если интернет не работает, говорит, что это не его дело.

Х: Предупреждает про дыры в сотовом покрытии, в которых будет отключаться вайфай автобуса.

 

«Поездка прошла отлично! Водитель большой молодец! Несмотря на то, что автобус приехал позже, как и все автобусы в тот вечер из-за пробок, предновогоднего ажиотажа, водитель довёз до места прибытия очень точно и пунктуально, был вежлив и учтив с пассажирами. Поэтому поездка прошла легко, быстро, в автобусе тепло и уютно. Спасибо!»

Конфликтные ситуации

П: Не реагирует.

Х: Помогает пассажирам разместить багаж, следит за соблюдением правил (передаёт буйных пьяных полиции).

 

«В автобусе пассажир сзади меня напился, он принёс самогон с соком. Стал вести себя вульгарно, закидывать свои руки мне на голову. Я стала делать ему замечания, и он стал на весь автобус оскорблять меня и крыть матом. Водитель сказал, что ничего сделать не может, и даже не сделал ему замечание. В автобусе все из-за этого переругались, были дети, которые всё это видели и слышали. С таким я столкнулась впервые! Водитель ни рыба ни мясо!»

Конец маршрута

П: Молча проезжает остановки.

Х: Сверяется по списку, кому выходить, следит, чтобы пассажиры не пропустили остановку, мягко подсказывает.

 

П: Если остался один пассажир, высаживает его и не едет последний отрезок.

Х: Всегда проезжает весь маршрут, если есть хотя бы один пассажир.

 

«Водитель проехал остановку на 70 км, не предупредил о моей остановке, мы её проехали! Это безобразие!»

«Водители следили, чтобы ребята не проспали свою остановку, причём это было как-то по-отцовски. Каждые полтора-два часа остановка (туалет/перекур). Опять же, спокойно дожидались, пока все не подойдут, не высказывая никакого неудовольствия (сталкивалась с таким неоднократно)».

Ещё раз основное, что может сделать водитель:

  • Проверить внешний вид: одежда должна быть опрятной.
  • Поздороваться с пассажирами и помочь с багажом.
  • Помочь в салоне с ручной кладью и рассадкой.
  • Познакомить с автобусом, оборудованием (вайфай, туалет, чай-кофе) и коротко с правилами поведения.
  • Рассказывать время от времени о дорожной ситуации: всё ли по графику, есть ли пробка.
  • Предупреждать про остановку за несколько минут. После остановки говорить про то, когда следующая.
  • Держать приятную температуру всю дорогу.
  • Не подсаживать безбилетников с трассы, не курить, не включать шансон, не говорить по телефону во время вождения, не ругать других водителей и не сквернословить за рулём.
  • Сверяться по списку, кому выходить, чтобы пассажиры не пропустили остановку.

Что интересно, наибольшее положительное влияние оказывает именно то, как водитель говорит. Предупреждать про остановки, подробно рассказывать про автобус, говорить про дорожную ситуацию, обозначать, когда будет туалет, — всё это очень сильно меняет впечатление от поездки. А поменять это достаточно просто: иногда нужно просто узнать, насколько сильно это меняет отношение пассажиров.

Интересно, что, например, в обучении капитанов яхт есть большой раздел, посвящённый комфорту пассажиров, и туда входит многое из вышеперечисленного. Так вот, пассажиры ждут от водителя автобуса отношений как с капитаном судна: он главный на борту, но при этом он заботится обо всех.

Конечно, есть вещи, которые зависят не от водителя. Например, те же пледы, которые можно выдать пассажирам, — это не обязанность водителя, это зона ответственности перевозчика, комплектующего автобус.

Ещё один важный вопрос — почему, казалось бы, при таких очевидных пунктах, не все водители делают так? Есть две базовые причины: отсутствие ответственности за компанию и перегруженность самого водителя. Ответственность зависит от того, как компания строит свою культуру. В больших перевозчиках вроде «Люкс Экспресса» или «Эколайнс» есть собственное обучение водителей. У них появляется чёткое понимание, что каждое действие ведёт к изменению отношения клиентов в целом. Это резко меняет характер общения. А вот у небольших перевозчиков водители не чувствуют себя частью компании: сегодня они здесь, завтра там — и потому просто отвечают только за себя и за то, чтобы доехать из точки А в точку Б.

А второй фактор — перегруженность водителей. Если ваш водитель в автобусе зол и раздражён, это не значит, что он хотел, чтобы вы расстроились. Это может означать, что ему очень тяжело, и это тоже надо понимать. Текущее законодательство требует от водителя соблюдения огромного количества правил и достаточно сложной отчётности. Например, во время вождения он должен не только следить за дорожной обстановкой, но и смотреть, чтобы кто-то на задних сиденьях не отстегнул ремень. Потому что если что-то случится, водитель рискует быть привлечённым к уголовной ответственности. А стюардессы или бортпроводника у него нет. Поэтому если водитель не говорит, что на маршруте, а просто ведёт — стоит относиться с пониманием.

 

Памятка: что отличает хорошего водителя автобуса от плохого

Скачать памятку можно здесь

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
  • 27.05.2023 20:00 Irina:
    Полезность: 0 0

    Самый треш был, когда пошла попросить водителя подзарядить телефон, и увидела рядом с креслом пустую бутылку вина, ответ на замечание было, ну а что дорога дальняя

  • 20.05.2023 15:02 Волк:
    Полезность: 0 0

    Хрень это какая-то а не памятка.. Водитель не обязан развлекать пассажиров, в конце концов он ВОДИТЕЛЬ а не экскурсовод.
    Про пересаживание на другие места тоже не к водителю вопросы. Если тот кто пишет статью НЕ ЗНАЕТ правила, это вовсе не значит, что они так работают. Объясняю на примере как я видел много раз когда ездил на автобусах дальнего следования:
    Водитель может пересадить на место если попросит попутчик или же клиент, НО тогда от контролёров, проверяющих места в определённых пунктах ему по бошке надают, если быть точнее отругают.
    При мне это было. Попросил я пересестть, и водитель разрешил. После контроллёры выяснили, что я сижу не на своём месте и водитель стал защищать меня, однако не кисло ему досталось... Поэтому водитель не может пересаживать на другие места по регламенту. Вот как на билетах написано - так и надо сидеть!

  • 19.05.2023 22:38 Андрей Петрович:
    Полезность: 0 0

    Лично сам проработал 11 лет водителем экскурсионного автобуса, в статье с одной стороны всё правильно , с другой стороны лично моё мнение много нюансов , опрятный вид это дело лично каждого есть неряшливые водители но профи в своём деле, а есть опрятные но как профи не о чём. мне хорошие заказчики просто добавляли часы (оплачивали) за внешний вид за ухоженность чистоту воздух и прочее в автобусе и не нагружали работой , а плохие оплачивали строго по отработанному или оговорённому тарифу.соответственно и отношение было таким же, хотя настроение могли испортить и домашние ,или переживание за детей и близких.Так что отношения одно а оплата это другое, а похвальба и грамоты это для советского союза только действенно было, сейчас мотивирует спокойная обстановка и высокая оплата труда.
    Работа с людьми всегда была тяжёлая , поэтому зарплату особо не поднимали , а моральная усталость накапливалась , после такой работы теперь людей только терплю.

    22.05.2023 09:33 :

    Андрей, спасибо, что поделились личным опытом!

  • 19.05.2023 12:19 Екатерина Киселева:
    Полезность: 0 0

    Интересно, зачем это в рассылку пассажирам прислали?) Это 100% памятка для водителей)) а вот я второй месяц жду ответ на свое обращение-жалобу на водителя, который вел себя абсолютно неуважительно и некорректно в одну из поездок из Нижнего Новгорода в Москву. А то, как должен вести себя хороший водитель меня информировать не нужно)))

    19.05.2023 15:40 :

    Екатерина, здравствуйте! Чтобы разобраться в ситуации, напишите, пожалуйста, нам на help@tutu.ru свою почту, на которую оформлялся билет, а также ФИО, маршрут и дату поездки.

  • 18.05.2023 20:20 Светлана:
    Полезность: 1 0

    Вы как-нибудь поинтересуйтесь у водителей по поводу отвратительных пассажиров с манией величия. Везде есть плохие и хорошие. А ещё есть те, кому вечно все должны: и водители, и кассиры, и официанты. Вбили себе в головы, что клиент всегда прав, и не волнует, что они такие же участники этих отношений.

  • 18.05.2023 13:48 Ал:
    Полезность: 2 0

    Очень НЕ люблю, когда водитель всё время говорит.
    По моему мнению, водитель должен _вести транспорт_ и быть сосредоточенным на дороге, а не на развлечении или информировании пассажиров.

    Разумеется, если что-то критически важное, или если к нему непосредственно обратились с просьбой - то здорово, если он сообщает. Но в остальных случаях хочется спокойствия, тишины, а не постоянного потока информации. Даже если заградиться от этого наушниками, всё равно тревожишься, что, может, _сейчас_ водитель говорит что-то критически важное.
    Хороший водитель - тот, что говорит по делу и _мало_.

  • 18.05.2023 13:03 Mark:
    Полезность: 3 1

    Редко отталкиваюсь от поведения водителя составляя отзыв, он все же о автобусе. Но ждать людей которые не приходят вовремя на посадку ужасно бесит, а в этом материале чуть ли не превозносят водителей которых ждут этих поросят. Почему весь автобус должен ждать 5-10 минут человека который не смог приехать на станцию за 10 минут до отправления, или умудрился куда-то потеряться на остановке? Низкий поклон водителям которые таких не ждут.

  • 18.05.2023 12:06 Юлия:
    Полезность: 2 0

    Для кого как. Лично мне всё вышеперечисленное не так важно. Важнее, чтобы водитель вёл автобус хорошо, не лихачил, на горках сбавлял скорость, резко не тормозил. Люди с хрупкой вестибуляркой страдают больше всех...

  • 18.05.2023 11:53 Рания:
    Полезность: 1 1

    Самые ужасные автобусы,направляющиеся в Дагестан и из него.грязные,вонючие,жаркие,ещё и водители на 90 % грубые,что сразу отбивает охоту ехать вообще на всех автобусах,не только в этом направлении.никакого четкого графика,плавающий.заранее не объявляют остановки.затрепанные и грязные сиденья,поломанные подлокотники.короче ужас,да и только.

Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 26 апреля 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е