В мире после карантина очень быстро начнётся конкуренция за туристов. Каждый иностранный турист — это приток внешних денег в экономику принимающей страны, это дополнительная загрузка транспорта и дополнительные рабочие места.
В конце 2019 года аналитическим центром НАФИ проводилось большое исследование — опросили 2106 респондентов в 27 странах. Из него понятно, что 63% жителей Европы старше 18 лет путешествуют за рубеж. По данным Евростата, Россию как направление выбирают 3% путешествующих за рубеж европейцев, и 90% из них остаются довольны поездкой.
Вот наше исследование о барьерах для путешествия по России, проведённое у наших сограждан. Из него следует, что главные проблемы — это инфраструктура, сервис и дефицит внятной информации о том, что ждёт в регионе. То есть люди знают, зачем ехать, но в самой поездке сталкиваются с неприятностями. В случае Европы — путешественники не понимают, зачем вообще ехать в Россию. Некоторые всё же выбираются и получают в целом приятные впечатления.
В том же отчёте упоминается, что те 10% путешественников, кто остался недоволен поездкой, в основном вспоминают неразвитую инфраструктуру, неприветливость россиян в отношении туристов и неуверенность в безопасности поездки. Что примерно соответствует данным по нашему исследованию внутри России.
То есть основная проблема в том, что нас не выбирают.
При этом европейский рынок — крупнейший мировой рынок выездного туризма:
По данным e-unwto.org
Мы провели собственное исследование в конце мая 2020 — начале июня 2020 относительно характера путешествий европейцев. Во-первых, с въездным туризмом всё не так плохо, как может показаться по опросу НАФИ: Топ направлений по Европе по числу туристов:
По данным e-unwto.org
Несмотря на 8 место по количеству туристов из Европы, мы занимаем только 21-е место по количеству трат.
То есть мы привлекаем далеко не самых платёжеспособных туристов.
По данным Евростата, для жителей Европы по большей части характерны поездки длиной до 3 дней. По нашим данным, около половины заграничных поездок тех же жителей Германии — однодневные (и это не рабочие выезды, 9 из 10 таких поездок — туризм). Наиболее склонны к длительным путешествиям Норвегия, Финляндия и Швейцария. В целом это довольно просто объясняется: во-первых, высокий доход граждан позволяет путешествовать, а, во-вторых, проводить отпуск за рубежом в поездке бывает банально дешевле, даже чем сидеть дома внутри страны.
Средний турист из стран Западной Европы путешествует так: самостоятельно находит отель на пару дней, самостоятельно покупает билеты и едет. Обычно длинные поездки совершаются людьми после 30 лет в отпуске, причём этот отпуск нередко плотно привязан к школьным каникулам (школьные каникулы в той же Германии начинаются в разных регионах по-разному, чтобы не создавать нагрузку на инфраструктуру транспорта одновременно). При этом мы не исследовали путешествующих студентов в gap year (свободный год перед университетом, характерный, например, для Великобритании).
Выездной туризм житель Европы начинает с граничащих стран. Причём около 60% поездок совершается на собственной машине. Уже после исследования соседних стран европеец начинает выезжать всё дальше и дальше. На первом месте до 2020 года был туризм в США.
— Там очень низкие цены (это правда, стоит только выйти за центр
столицы — дело в падении рубля относительно евро с 2014 года).
— Зимой, внезапно, ОЧЕНЬ холодно, а тёплый сезон относительно
короткий (в среднем по стране). То есть путешественники понимают,
что будет холодно, но не могут адекватно оценить, насколько именно.
В части отзывов о поездках на Байкал за прозрачным льдом содержатся
слова «полюс», «арктическая экспедиция» и подобные. Иностранцы
считают, что у нас по большей части довольно холодно: зима, большая
часть весны, осень.
— Переводчика на телефоне недостаточно для России. Большая часть
подобных отзывов приходит из отдалённых мест, в частности,
путешествий по Транссибу, где нет полного сотового покрытия и
программы-переводчики отказывают.
— Есть много малолюдных красивых мест (сейчас это большой
плюс).
— Другая валюта (для Европы это сюрприз, потому что большая часть
стран либо поддерживает евро, либо свободно конвертирует из него,
либо даёт расплатиться картами за что угодно). Связанная проблема —
у нас не всегда можно заплатить картой за такси, купить продукты в
магазине в регионе (например, на Байкале) и так далее.
— Непонятно, что с арендой машин: неясно, подойдут ли европейские
права, непонятно, есть ли аренда в нужном регионе и т.п.
— Нужна дополнительная SIM-карта, либо роуминг. В Европе почти все
операторы предлагают единое поле покрытия, тогда как для России
нужно отдельно решать этот вопрос.
— Немного удивительно, но наше медобслуживание воспринимается как
высокоуровневое: есть практически везде, гарантированно качественно
помогут.
— Неравномерность сервиса: чем дальше от столицы, тем страшнее
может быть.
— Безопасность: на туристских маршрутах всё хорошо, но дальше
выезжать страшно, нужно читать много отзывов.
— Ужасные дороги: нет гостиниц для автомобилистов, кафе достойного
уровня, туалетов, комфортных стоянок (с розетками, душем и т.п.).
Плюс кое для кого тот факт, что дорогу может размыть после дождя,
тоже становится невероятным сюрпризом.
В настоящий момент поведение следующее:
Выбор выполняется по алгоритму:
Общий принцип: ограничения волнуют людей больше, чем безопасность. При этом европейцы ориентируются на официальные источники информации вроде сайтов «Welcome в регион», которые не всегда вовремя обновляются в случае РФ.
Мы привлекаем жителей стран с высокой долей русского языка и не самых платёжеспособных туристов Европы. Про нас много мифов и стереотипов. У нас достаточно хороший туристский контент и интересные программы внутри страны, но про это никто не знает, и имидж страны страдает.
У нас по отзывам плохой сервис, плохая инфраструктура и низкая безопасность, но при этом это не является узким местом для привлечения туристов: в первую очередь нужно работать с информированностью о достопримечательностях. Уже затем, когда таких путешественников будет больше, подтягивать сервис и остальное. Но начинать работать над инфраструктурой и сервисом надо сейчас (хоть это и не даст мгновенного выигрыша), потому что процессы по времени не совсем сопоставимые. Быстрый выигрыш даёт информирование и брендинг.
Комментарии