Почему иностранные туристы не стремятся в Россию

Почему иностранные туристы не стремятся в Россию

В мире после карантина очень быстро начнётся конкуренция за туристов. Каждый иностранный турист — это приток внешних денег в экономику принимающей страны, это дополнительная загрузка транспорта и дополнительные рабочие места.

В конце 2019 года аналитическим центром НАФИ проводилось большое исследование — опросили 2106 респондентов в 27 странах. Из него понятно, что 63% жителей Европы старше 18 лет путешествуют за рубеж. По данным Евростата, Россию как направление выбирают 3% путешествующих за рубеж европейцев, и 90% из них остаются довольны поездкой.

Вот наше исследование о барьерах для путешествия по России, проведённое у наших сограждан. Из него следует, что главные проблемы — это инфраструктура, сервис и дефицит внятной информации о том, что ждёт в регионе. То есть люди знают, зачем ехать, но в самой поездке сталкиваются с неприятностями. В случае Европы — путешественники не понимают, зачем вообще ехать в Россию. Некоторые всё же выбираются и получают в целом приятные впечатления.

В том же отчёте упоминается, что те 10% путешественников, кто остался недоволен поездкой, в основном вспоминают неразвитую инфраструктуру, неприветливость россиян в отношении туристов и неуверенность в безопасности поездки. Что примерно соответствует данным по нашему исследованию внутри России.

То есть основная проблема в том, что нас не выбирают.

При этом европейский рынок — крупнейший мировой рынок выездного туризма:

По данным e-unwto.org

По данным e-unwto.org

О каком рынке речь?

Мы провели собственное исследование в конце мая 2020 — начале июня 2020 относительно характера путешествий европейцев. Во-первых, с въездным туризмом всё не так плохо, как может показаться по опросу НАФИ: Топ направлений по Европе по числу туристов:

По данным e-unwto.org

По данным e-unwto.org

Несмотря на 8 место по количеству туристов из Европы, мы занимаем только 21-е место по количеству трат.

То есть мы привлекаем далеко не самых платёжеспособных туристов.

По данным Евростата, для жителей Европы по большей части характерны поездки длиной до 3 дней. По нашим данным, около половины заграничных поездок тех же жителей Германии — однодневные (и это не рабочие выезды, 9 из 10 таких поездок — туризм). Наиболее склонны к длительным путешествиям Норвегия, Финляндия и Швейцария. В целом это довольно просто объясняется: во-первых, высокий доход граждан позволяет путешествовать, а, во-вторых, проводить отпуск за рубежом в поездке бывает банально дешевле, даже чем сидеть дома внутри страны.

Средний турист из стран Западной Европы путешествует так: самостоятельно находит отель на пару дней, самостоятельно покупает билеты и едет. Обычно длинные поездки совершаются людьми после 30 лет в отпуске, причём этот отпуск нередко плотно привязан к школьным каникулам (школьные каникулы в той же Германии начинаются в разных регионах по-разному, чтобы не создавать нагрузку на инфраструктуру транспорта одновременно). При этом мы не исследовали путешествующих студентов в gap year (свободный год перед университетом, характерный, например, для Великобритании).

Выездной туризм житель Европы начинает с граничащих стран. Причём около 60% поездок совершается на собственной машине. Уже после исследования соседних стран европеец начинает выезжать всё дальше и дальше. На первом месте до 2020 года был туризм в США.

Почему нас не выбирают чаще?

  1. Россия — это не направление коротких поездок. У нас слишком большие расстояния, чтобы просто приехать на 1-2 дня и уехать. Исключение — организованные туры наподобие выездов в Санкт-Петербург из Финляндии (при этом отметим, что сама по себе услуга пакетных туров в Европе менее распространена, чем у нас). Вместо личной машины нужно выбирать авиабилеты, а почти до любой столицы Европы лететь быстрее, дешевле и ближе, чем до Москвы или Петербурга.
  2. Туристы не понимают, зачем к нам ехать. Это банальное отсутствие информации о России как о туристском направлении (эти же данные подчёркиваются в отчёте НАФИ). Нет какой-либо системно действующей программы по работе с нашим имиджем среди европейских туристов.
  3. Нет уверенности в безопасности. Как некоторые граждане России опасаются поездок на Кавказ (в Дагестан, Ингушетию и Чечню), ориентируясь на свои представления о регионах, а не объективные показатели безопасности, примерно так и европейцы опасаются поездок в Россию. Но, надо сказать, в случае с европейцами это не всегда заблуждение.

Второстепенные проблемы:

  • Сложность получения визы. В сравнении с другими популярными направлениями (исключая, пожалуй, США) виза действительно оформляется достаточно долго и сложно. Эта проблема сейчас решается, и мы видим меры, которые должны облегчить выдачу виз европейским туристам. Вот пара примеров.
  • Стереотип о том, что нужно знать русский язык для поездки. Этот фактор серьёзно ограничивает выезды дальше крупных городов и особенно сокращает поток из наиболее обеспеченных стран западной Европы. Связанный стереотип — что в России почти никто не знает английский язык. Собственно, за пределами крупных городов это уже и не стереотип.
  • Планирование заранее. Европейский путешественник планирует длительную поездку заранее, к отпуску (каникулам ребёнка). Обычно это случается за полгода до даты отправления. В случае с Россией такое планирование частично затруднено: не всегда операторы могут подтвердить экскурсии на местах за такой срок.
  • Иностранные туристы, побывавшие в стране, жалуются на сервис и инфраструктуру. Поскольку для европейца доступность перемещения часто важнее, чем интересность туристского контента, это в долговременной перспективе создаёт тренд, который нужно менять.

Что средний иностранец думает про Россию

— Там очень низкие цены (это правда, стоит только выйти за центр столицы — дело в падении рубля относительно евро с 2014 года).— Зимой, внезапно, ОЧЕНЬ холодно, а тёплый сезон относительно короткий (в среднем по стране). То есть путешественники понимают, что будет холодно, но не могут адекватно оценить, насколько именно. В части отзывов о поездках на Байкал за прозрачным льдом содержатся слова «полюс», «арктическая экспедиция» и подобные. Иностранцы считают, что у нас по большей части довольно холодно: зима, большая часть весны, осень. — Переводчика на телефоне недостаточно для России. Большая часть подобных отзывов приходит из отдалённых мест, в частности, путешествий по Транссибу, где нет полного сотового покрытия и программы-переводчики отказывают. — Есть много малолюдных красивых мест (сейчас это большой плюс). — Другая валюта (для Европы это сюрприз, потому что большая часть стран либо поддерживает евро, либо свободно конвертирует из него, либо даёт расплатиться картами за что угодно). Связанная проблема — у нас не всегда можно заплатить картой за такси, купить продукты в магазине в регионе (например, на Байкале) и так далее. — Непонятно, что с арендой машин: неясно, подойдут ли европейские права, непонятно, есть ли аренда в нужном регионе и т.п. — Нужна дополнительная SIM-карта, либо роуминг. В Европе почти все операторы предлагают единое поле покрытия, тогда как для России нужно отдельно решать этот вопрос. — Немного удивительно, но наше медобслуживание воспринимается как высокоуровневое: есть практически везде, гарантированно качественно помогут. — Неравномерность сервиса: чем дальше от столицы, тем страшнее может быть. — Безопасность: на туристских маршрутах всё хорошо, но дальше выезжать страшно, нужно читать много отзывов. — Ужасные дороги: нет гостиниц для автомобилистов, кафе достойного уровня, туалетов, комфортных стоянок (с розетками, душем и т.п.). Плюс кое для кого тот факт, что дорогу может размыть после дождя, тоже становится невероятным сюрпризом.

Путешествия во время пандемии и после (июль 2020)

В настоящий момент поведение следующее:

  • Если человек серьёзно относится к болезни и возможности заболеть, то он до последнего предпочтет самые безопасные варианты, то есть не выберет длительную поездку. Этот сегмент почти не будет реагировать на предложения.
  • Если люди внутренне не боятся, считают, что переболели, что это “просто грипп”, что они не в группе риска, то для них стимул начала путешествия связан больше с открытием границ, экономической ситуацией в стране.

Выбор выполняется по алгоритму:

  1. Можно ли выезжать из моей страны?
  2. Какие страны открыты? Нужно выбрать одну безопасную и куда делают визы.
  3. В какой город в этой стране я поеду? Есть ли там ограничения? Какая там доступность баров, ресторанов, музеев, экскурсий? 

Общий принцип: ограничения волнуют людей больше, чем безопасность. При этом европейцы ориентируются на официальные источники информации вроде сайтов «Welcome в регион», которые не всегда вовремя обновляются в случае РФ.

Общая ситуация

Мы привлекаем жителей стран с высокой долей русского языка и не самых платёжеспособных туристов Европы. Про нас много мифов и стереотипов. У нас достаточно хороший туристский контент и интересные программы внутри страны, но про это никто не знает, и имидж страны страдает.

У нас по отзывам плохой сервис, плохая инфраструктура и низкая безопасность, но при этом это не является узким местом для привлечения туристов: в первую очередь нужно работать с информированностью о достопримечательностях. Уже затем, когда таких путешественников будет больше, подтягивать сервис и остальное. Но начинать работать над инфраструктурой и сервисом надо сейчас (хоть это и не даст мгновенного выигрыша), потому что процессы по времени не совсем сопоставимые. Быстрый выигрыш даёт информирование и брендинг.