Личный опыт: жизнь в автодоме

Меня зовут Дима Пак, живу в Москве. Работаю в Туту руководителем проектов. Удаётся совмещать дела и путешествия. Прошлой осенью я купил себе автодом и с тех пор живу в нём, перемещаясь с места на место. Расскажу, как выбрал автомобиль, как его обустроил. Про плюсы и минусы такой кочевой жизни.

Про тягу к путешествиям

Первый раз я оказался за рубежом в студенческие годы в поездке по Финляндии и Швеции. До этого я ездил только на родину своей мамы — в Ташкент. Оказавшись тогда в Европе, я как будто очутился в другом мире. Он был ни лучше ни хуже, просто другой: люди говорят на другом языке, улыбаются тебе без причины. Было интересно, что где-то архитектура похожа на нашу, а где-то совсем другая. В ту поездку я понял, что мир очень разнообразный и что мне интересно его для себя открывать. С тех пор я часто ездил в отпуск в разные страны, но к тому, чтобы значительную часть жизни проводить в путешествии, пришёл только сейчас.

Как решил купить автодом

Много лет я, как и многие, смотрел видео блогеров, которые путешествуют на автодоме и просыпаются с потрясающим видом — каждый раз в новом месте. Меня это невероятно вдохновляло, но я никак не мог решиться и откладывал решение на потом. То работа не позволяла, то держали отношения в Москве. В общем, отношения тем летом закончились, а автодом появился.

В идее жить на колёсах меня привлекает импровизация. Мне нравится следовать за приключением, а не досконально планировать маршрут. Автодом даёт необходимую мне степень свободы. Мне не нужно бронировать отели, я могу спокойно задержаться там, где понравилось, и уехать оттуда, где, например, испортилась погода.

Например, летом я поехал изучать Кавказ и на одну ночь заехал посмотреть на Безенгийскую стену — высочайшую часть Главного Кавказского хребта. Оказалось, там только-только стартовал альпинистский лагерь. Я захотел поучаствовать и остался на десять дней. Мы учились вязать узлы, технично перемещаться по горам и оказывать первую помощь. Мы сделали зачётное восхождение и по итогу смены получили значки альпинистов России. Мелочь, а приятно. На самом деле, рекомендую подобные курсы всем, кто любит ходить в горы. Теперь я вижу опасности, которые раньше для меня были неочевидными.

В ту поездку я попробовал как это — жить не в палатке, но и не в гостинице. И мне понравилось! С октября я перебрался в жизнь на колёсах.

Как выбирал автодом

Я сразу решил, что доверю постройку жилого модуля профессионалам, потому что понял, что самостоятельные работы приведут к переделке. Осталось решить — покупать готовый или делать на заказ. Готовый покупать удобнее, меньше нужно заморачиваться, но есть куча минусов: от переднего привода до колхоза в отделке. Я начал смотреть, что можно сделать на заказ. В России тема с автодомами пока не сильно развита, поэтому специалистов в этой сфере можно пересчитать по пальцам. Я рассматривал полноприводные автомобили, потому что планировал ездить в основном по природным местам, а не по городам. Однако проблема в том, что полный привод — редкость, да ещё и за космическую стоимость.

Я начал с вариантов цельнометаллического фургона на базе Peugeot Boxer, Fiat Ducato и Citroen Jumper. С точки зрения техники они похожи, отличаются только маркой. У этих машин широкий кузов — почти 2 метра, поэтому они пользуются популярностью. Такие габариты удобны для планировки. Например, можно расположить кровать поперёк, а не вдоль оси авто. Однако все три варианта на переднем приводе. Для бездорожья это серьёзный минус, поскольку у автодомов основной вес приходится на заднюю ось. Я смотрел видео, где люди на таких автодомах застревали в мокрой траве. Подобных приключений мне не хотелось, поэтому я ушёл в сторону более проходимых заднеприводных Mercedes Sprinter и Volkswagen Crafter. К слову, полноприводные версии этих моделей в России найти за адекватные деньги почти нереально. Кроме того, у них узкий кузов. Места внутри почти не остаётся.

С задним приводом хороших вариантов на момент поиска тоже не было. Я смотрел и фургоны под переделку, и готовые автодома — ничего.

В итоге мне попался неочевидный с ходу вариант — пикап с жилым модулем. Я поизучал подробнее и остановился на Isuzu D-Max, который, по моему мнению, является самым недооценённым пикапом в России, хотя в мире входит в топ-10 по продажам. По сути — это конструктор. К пикапу сверху присоединяется «коробочка», в которой есть кровать, туалет, душ и кухня. Такие модули бывают разных габаритов, у меня для среднеразмерного пикапа, похожего на Toyota Hilux и VW Amarok.

Плюсы автодома на базе пикапа

  • Жилой модуль снимается, и машина превращается в обычный автомобиль.
  • Стоимость пикапа с модулем ниже, чем на полноприводный автодом на базе фургона.
  • Высокая проходимость за счёт полного привода и высокого клиренса. Для меня это, кстати, стало ключевым плюсом.
  • Габариты меньше — это позволяет доезжать до труднодоступных точек, например, в горах.

Минусы

  • Меньше места, например, не получится дополнительно закинуть велосипед или сноуборд (его в итоге храню на заднем сиденье).
  • Средняя скорость ниже, чем у монолитного автодома. Жилой модуль создаёт дополнительные колебания, и устойчивость по ощущениям снижается, из-за чего и падает скорость.
  • Нет прохода за руль из кабины. В целом не критично, но при плохой погоде менее приятно выбегать туда-обратно.

Про стоимость автодома

Суммарно — пять миллионов. Два с половиной стоил пикап Isuzu D-Max. Вообще я рассматривал Toyota, но выскочило выгодное предложение, и я не стал отказываться. Полмиллиона вложил в доработку пикапа: поменял подвеску, чтобы усилить рессоры, поставил пневмоподвеску, обработал кузов, также довёл до ума электрику. Примерно два миллиона стоил модуль: его изготовили на заказ под мои требования.

Содержание обходится недорого. Воду я набираю бесплатно. Электричество заливается в батарею от генератора автомобиля при движении, а также от солнечных панелей на крыше на 360 ватт. При солнечной погоде панели обеспечивают полный заряд батареи без генератора. А в пасмурную погоду заряда аккумулятора хватает примерно на четыре дня. Газ для готовки заправлял только один раз. И то ради интереса. Моего баллона на 5 литров хватает на 3–4 месяца. Но готовлю я не активно.

Больше всего уходит на дизель. Расход сильно зависит от того, насколько активно я путешествую. Бывает, могу доехать до стоянки и провести там неделю, дней десять. А бывает, что переезжаю с места на место чуть ли не каждые два дня. Кроме того, дизель обеспечивает работу автономной обогревательной печи.

В общем, если брать что-то усреднённое, то я трачу от десяти до тридцати тысяч рублей в месяц на дизель в России. Заправка в Грузии и Турции стоит почти в два раза дороже.

Ещё одна статья расхода — обслуживание, ремонт. Но я считаю, что всё ещё довожу автодом до ума, поэтому трудно рассчитать ежемесячную сумму, необходимую на содержание автодома.

На самом деле, будет интересно посчитать все расходы за год и прикинуть, сколько бы я потратил, летая на самолёте и останавливаясь в гостиницах, а не путешествуя на автодоме по тем же самым местам. Но для меня автодом — это в первую очередь про свободу и независимость, которую ни за какие деньги не купишь.

Про важные бытовые особенности автодома

Я живу в автодоме с октября 2024 года. Изначально я думал, что буду периодически останавливаться в гостиницах, но по факту выбираю их только ради опыта. Например, мне было интересно пожить в номере отеля в пещере Каппадокии. В остальном автодома вполне хватает!

Хочу поделиться несколькими бытовыми решениями, которые делают жизнь в автодоме комфортнее. Первая — хороший интернет. Тут я сильно заморочился: поставил яхтенную антенну Baltic Signal Fregat и автомобильный роутер на две симки 6-й категории Microdrive Tandem 4GX-6. Такая конструкция ни разу не подводила, стабильный интернет есть даже в горах и на природе. Обычно я работаю из жилого модуля, а иногда для разнообразия хожу в кафе.

Второй важный элемент — батарея, которую я собрал самостоятельно. Её ёмкость составляет 300 ампер-часов, и она выполнена на основе литий-железо-фосфатной технологии, которая допускает глубокую разрядку практически без ущерба для аккумуляторов, в отличие от кислотных. Батарея нужна, чтобы работали все электронные приборы внутри жилого модуля. А большая ёмкость позволяет без проблем питать все мои приборы и не беспокоиться о заряде.

Третий элемент — запас воды для готовки и душа. Изначально я тоже думал, что буду часто брать номера в отелях ради ванны или долгого горячего душа. В итоге я периодически хожу в баню или спа. А если представляется возможность, то и в горячие источники. Например, в Адыгее есть потрясающий термальный комплекс Псыгупс. Воду набираю на заправках, в кафе, автомойках, частных домах. За три месяца я платил за воду только один раз, в остальных случаях люди отказывались брать деньги. У меня стоит бак на 75 литров чистой воды и бак на 50 литров сырой воды для бытовых нужд. Также есть канистры на 25 литров суммарно. Обычно всего этого объёма хватает на 5–7 дней пользования.

Четвёртый элемент — санузел с туалетом и душем с горячей водой. В моём представлении если нет душа и туалета, то это не автодом, а скорее автопалатка. Изначально в жилом модуле стоял газовый проточный бойлер, который нагревал воду либо до кипятка, либо никак. Уже в поездке я поменял его на электрический бойлер. Он оказался более экономичным и практичным — вода теперь регулярной температуры.

Пятый элемент — автономная печь. Часто я ночую в горах, где ночью температура значительно падает. Например, однажды я ночевал при минус пятнадцати в горах Сванетии. Печь работала на средней мощности, а в жилом модуле были тропики.

Шестой элемент — кухонный блок с раковиной и стационарной газовой варочной поверхностью. Некоторые используют портативные туристические плитки, но, по моему мнению, это не удобно.

Седьмой элемент — холодильник. У меня автомобильный с питанием от 12 вольт, что сильно экономит энергию. В нём две независимые камеры, которые также могут работать в режиме морозилки. Суммарный объём 45 литров.

Ну и ещё пара бытовых моментов: стираю вещи в прачечных при отелях, биотуалет сливаю каждые 4–5 дней.

Про дискомфорт

Конечно, зона комфорта сильно сдвигается, когда ты живёшь не в большой квартире, а в маленьком жилом модуле. К этому приходится привыкать. Например, я рассчитывал, что существенную часть времени буду проводить снаружи, а внутри только спать и готовить. Я взял с собой раскладные стулья и стол, маркизу — навес, который по одной длине крепится на крышу автодома. В итоге стол и стулья впервые разложил только спустя два месяца в Турции на берегу Средиземного моря, а маркизой так ни разу и не воспользовался. Особенно трудно в дождливую погоду, так как выйти особо некуда, а по дому даже не походишь. Однако есть в этом маленьком доме свой уют и даже чувство защищённости.

Плюс, который всё перевешивает, — виды. Например, я могу остановиться в горах, у реки, у моря. Я просыпаюсь, выхожу на улицу, а там — природа! Да, я не сижу там весь день, но я хожу по горам, гуляю по пляжу, лесам. Банально — просыпаюсь, выглядываю за окно, а там каждый раз красотища! Всё это стоит того, чтобы отказаться от привычного комфорта. Во всяком случае, сейчас меня это вдохновляет.

Кстати, к дискомфорту можно отнести одиночество и даже отшельничество. Когда ты живёшь в автодоме, ешь в автодоме и там же работаешь, то всё общение сосредотачивается в звонках по работе и переписке с друзьями. Иногда хочется живого человеческого общения. Когда я чувствую потребность в социализации, то просто знакомлюсь с местными, рассказываю им свою историю, и, как правило, люди охотно идут на контакт. Кстати, нередко знакомлюсь с путешественниками на автодомах. У каждого своя крутая история, что тоже супер расширяет кругозор.

Про места стоянок

В России культура путешествия на автодоме пока не сильно развита, поэтому часто я смотрю точки на картах и выбираю по принципу красивого вида. За рубежом чаще можно встретить организованные кемпинги или стоянки. Например, не всегда можно останавливаться на трассе или, скажем, в заповеднике.

Есть удобные приложения Go Vanlife, Park4Night и iOverlander. В них отмечены платные и бесплатные стоянки, места пополнения воды. Иногда они выручают. Но обычно я всё же ориентируюсь по картам, так как мой приоритет не комфортная стоянка среди людей, а уединённые места на природе с красивыми видами.

Топовые места для стоянок

Самое крутое в автодоме на базе пикапа — ты можешь заехать туда, куда вряд ли заедет полноценный автодом или легковушка. Я пользуюсь этим преимуществом и выбираю самые красивые места.

Смотровая площадка с видом на Кубань у Армавира

Красивое место на высоком берегу Кубани, особенно на закате. А в хорошую погоду видны даже снежные шапки Кавказских гор. Единственный минус — ближе к ночи становится шумно, так как это место пользуется особой популярностью у местных.

Софийская поляна в Архызе

Пожалуй, одна из моих самых длительных стоянок, которая продлилась чуть больше недели. В этом месте я нашёл для себя редкое, но любимое сочетание: уединённость, виды на горы, близость инфраструктуры с водой и магазинами, а ещё несколько доступных троп для хайкинга. К сожалению, есть минус — дорога не из простых, приходилось ехать аккуратно, на небольшой скорости.

Лаго-Наки и Дегуакская панорама

Смотровая Лаго-Наки находится на плато в Адыгее на высоте 2200 метров. Туда идёт асфальтированная дорога, и летом заехать туда не составило бы проблем. Я был в ноябре, когда выпал снег. Дорогу не расчистили, поэтому пришлось попыхтеть. Однако пикап справился. Утром, пока я готовил завтрак и принимал горячий душ в автодоме, ещё шла метель и всё было как в молоке. Но чуть позже погода разошлась, вышло солнце, и я всё же смог насладиться прогулкой по плато. Оставаться на ночь я не решился. Было минус пятнадцать, а я не был уверен, что залил зимнюю солярку. К тому же, как я выяснил потом, оставаться на ночь там запрещено.

Дегуакская панорама

Я нашёл эту стоянку совершенно случайно, когда в ночи искал, где остановиться. Меня поразило чистое ночное небо, усыпанное звёздами. А утром передо мной открылась долина с рыжими верхушками от восходящего солнца. Думаю, специально найти такое было просто невозможно! После я ни раз возвращался туда на ночлег.

Адыгея стала для меня главным открытием 2024 года. Я приехал туда за осенней теплотой, хотя раньше отдавал предпочтение другим республикам Кавказа, и влюбился в удивительную природу края.

Например, я прошёлся к Чёртовому Пальцу — маршруту, который определённо вошёл в мой шорт-лист красивейших мест. Добраться до начала тропы можно на авто, а можно и на канатной дороге. Она идёт до горы Великан, откуда уже начинаются пешие маршруты. Они несложные, можно идти даже с детьми.

Также по рекомендации местных прогулялся к скале Молоток и Окну в Европу. Удобно, что можно подъехать прямо к началу пешей тропы. Я так и сделал. И с утра до работы успел сходить на лёгкий хайкинг, посмотреть на скалу в форме молотка и заглянуть в окно, через которое должно быть видно Европу. По факту же окно — это небольшая дырка в скале. Но идти нужно за другим — за свежим воздухом, физической активностью и видами на лесистые горы.

Поляна в горах у Степанцминды в Грузии

Я проезжал мимо и не планировал останавливаться. Но, как это бывает, увидел что-то красивое, свернул и захотел остаться на ночь. В итоге получилось очень живописно: вид на Казбеги, Троицкую церковь, отвесные стены и ледники. Правда, с ночёвкой не получилось, у меня сломалась автономная система обогрева, и я решил спускаться ниже, потому что иногда эта система сбоит на высотах. В итоге печка так и не заработала, пришлось чинить её уже в Тбилиси.

Тбилиси

В столице Грузии у меня было две стоянки: у Троицкого собора и на смотровой площадке недалеко от памятника «Мать-Грузия». На смотровую туристы и местные приходят на закате, но ночью вид ничуть не хуже! Я долго не мог заснуть, потому что смотрел в окно жилого модуля, разглядывая огоньки ночного Тбилиси.

Местия

Сванетия, пожалуй, мой любимый регион в Грузии за счёт своей удалённости, суровой красоты, местного колорита и красивейшей горы Ушба. В Местии, главном городе Сванетии, я не стал долго искать стоянку и запарковался в центре города. Для моего автодома ночёвка в горах Сванетии стала боевым крещением в морозы. Ночью температура опустилась ниже минус пятнадцати градусов, я не был уверен, что все системы будут работать как надо. Однако всё обошлось. Для любителей пеших прогулок рекомендую красивый маршрут в сторону озера Корульди, откуда открывается вид на красотку Ушбу.

Поти

Я спустился с гор к морю, на побережье, и остановился у пляжа Малтаква. Для меня тогда стало открытием, что буквально за день можно сменить минусовую температуру на плюсовую, а снег — на море. К сожалению, я не задержался там надолго, хотя и было здорово — редко удаётся застать море без толп туристов.

Каппадокия

В этом регионе мне удалось побывать дважды. В первый приезд я ночевал в автодоме на площадке для наблюдения за взлетающими воздушными шарами. И хотя мне не повезло — шары так и не полетели из-за погодных условий, Каппадокия произвела на меня большое впечатление. Там царит уникальная атмосфера, а вокруг — ни на что не похожая природа. Возможно, она отдалённо напоминает пустыню, а может, какую-то другую планету. Помимо прогулок по городкам Гёреме и Учхисар, рекомендую попробовать местное блюдо Tasty kebab. Его готовят в глиняном горшке, который при подаче официант разбивает прямо на глазах у гостей за столиком. Также интересный опыт — ночёвка в одном из пещерных отелей. Во второй приезд я так и сделал.

Средиземное море

Я очень люблю горы, но стоянки на море значительно комфортнее. В первую очередь благодаря тёплому климату. В море в январе не искупаться, а посидеть на пляже в футболке и погреться на солнце можно.

Могу посоветовать три места для стоянок:

  • Ташуджу: там можно побыть в тишине и насладиться закатами в уединении.
  • Чиралы: сюда черепахи приплывают откладывать яйца, а люди — пожить в бунгало. Здесь можно побыть вдали от шумных многоэтажных отелей и насладиться рассветами на почти безлюдном пляже.
  • Анталья: особенно мне полюбились пляжи в районе Лара. Там меньше людей по сравнению с центром. А ещё можно запарковаться прямо у моря.

Про выставки автодомов

Когда становишься владельцем автодома, начинаешь смотреть по сторонам, а что там есть ещё. За последние полгода я побывал на двух выставках по автодомам: в Коломне и в Стамбуле.

Конечно, турецкая культура кемпингов развита сильнее, отсюда и больше предложений по автодомам, на мой взгляд. Внутри у турецких автодомов выглядит всё неплохо, как будто мини-комната из отеля пять звёзд. Однако часто машины на переднем приводе, что сильно влияет на проходимость. У нас же работают над проходимостью: чаще выбирают полноприводную базу, сразу ставят внедорожную «зубастую» резину. За всё время поездок я убедился, что полный привод — решает!

Ну и ещё одна очевидная мысль: ни один кастенваген, то есть автодом на базе цельнометаллического фургона, не может сравниться по внутреннему пространству с полуинтегралом. У полуинтегралов от донора остаётся только кабина, а весь жилой кузов создаётся на заказ, поэтому внутри места гораздо больше — хоть в футбол играй. В будущем я бы рассматривал именно такой вариант и, конечно же, с полным приводом.

Про итоги жизни в автодоме и дальнейшие планы

Мой маршрут за четыре месяца получился такой: Москва — Краснодарский край — Карачаево-Черкесия — Адыгея — Степанцминда — Тбилиси — Зугдиди — Местия — Поти — Батуми — Трабзон — Каппадокия — Эрджиес — Ташуджу — Чиралы — Анталья. Я проехал более восьми тысяч километров.

За это время получилось сменить осень на зиму и обратно, потом на лето, потом опять на зиму. В общем, для меня это что-то фантастическое, поэтому, конечно же, хочу продолжать путешествовать на автодоме. Он даёт гибкость, свободу, комфорт.

При этом понимаю, что переехать жить в автодом для меня это слишком. Всё-таки хочется иметь свой дом и возможность сорваться в автопутешествие. Или миксовать: пожить часть времени в автодоме, потом улететь, потом вернуться и продолжить, чтобы не проделывать тот же путь ещё раз.

Кстати, важный момент: если вы решили заехать в Турцию на автодоме, да и просто на машине, то при выезде другим способом, например, на самолёте, нужно получать специальное разрешение у таможенников. Я летал на пару дней в Стамбул и потом в Москву, а автодом стоял всё это время в Анталье. Потом я вернулся также самолётом и продолжил путешествие на машине.

Ещё хочется попробовать путешествие вдвоём. В одиночных поездках есть своя прелесть: можно много думать, изучать себя, рефлексировать. Но проживать моменты сложности и красоты вместе — это другое, более разнообразное и тоже по-своему наполняющее.

А вообще, я понял, что зря столько тянул и откладывал. Если у вас есть интерес пожить в автодоме, не откладывайте эту идею, пробуйте и живите в путешествии сейчас!