Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Сыктывкар и окрестности

Сыктывкар и окрестности

Павел Засодимский родился в Великом Устюге в 1843 году. В 1863 году окончил Вологодскую гимназию, затем недолго проучился в Санкт-Петербурге, а позже преподавал в Пензенской губернии. Засодимского называют писателем-странником, он путешествовал по Воронежской, Тамбовской, Тверской, Уфимской и другим губерниям и записывал наблюдения. В 1877 году литератор побывал в Усть-Сысольске и окрестностях — сегодня это Сыктывкар (республика Коми), а через год по опубликовал очерк о поездке под названием «Лесное царство» в журнале «Слово». Вот отрывок из него.

«Лесное царство»

Павел Засодимский

 В переводе с языка коми «Сыктывкар» означает город на (реке) Сысоле, где Сыктыв — это Сысола. Фотография начала двадцатого века. Фото: wikimedia
В переводе с языка коми «Сыктывкар» означает город на (реке) Сысоле, где Сыктыв — это Сысола. Фотография начала двадцатого века. Фото: wikimedia

Глава Первая

Одна из диковинок земли русской. — Зырянский край с высоты птичьего полета. — Сывктыкар (Вероятно Засодимский записал это название так, как услышал. — Прим. ред.) — столица зырянского края. — Характеристическая черта устьсысольских построек. — Торговля. Искрещивая Вологодскую губернию, едучи по уездам: Кадниковскому, Тотемскому, Никольскому, Устюгскому, путник на каждом шагу живо чувствует и сознает, что кругом него настоящая, коренная Русь, на сколько, разумеется, мыслима таковая Русь, без крупных, очевидных подмесей. Он слышит русский говор, несколько тягучий и сильно упирающий на «о», с неизбежными провинциализмами. Он видит лица русского типа; видит избы с разукрашенными оконцами; видит и бедные хатки, классические «курные хатки», уже без всяких прикрас — и все они на одну стать. Проезжая летом, путник видит на лугах скот — самый обыкновенный скот: лошадей, коров, овец... Он видит, наконец, обычный ход полевых работ, справлявшихся, вероятно так же точно и во дни Вольги Святославича мужик, слегка наклонившись, широко размахивает своею длинною косой, или баба жнет, согнувшись в три погибели. Одним слзвом, путник и видит и слышит, что кругом него, действительно, «старая Русь», что на него отовсюду Русью пахнет... Но вот путник из Устюгского уезда, со стороны, положим, заштатнаго города Лальска, переезжает в соседний уездъ, Усть-­Сысольский, — и картина мигом изменяется, словно по волшебству. Проехав по этому уезду какие-­нибудь 15 верст, путешественник уже сразу чует, что тут больше не Русь. Кругом него уже слышится не русский говор, и его самого понимают с усилием. Вот маленькая темноволосая девочка с смуглым, выразительным личиком бормочет, сидя под окном: «Мамо, мамо! Вай нянь!» За околицей баба что-­то громко кричит другой, а ничего нельзя разобрать... По раскрасневшимся лицам этих баб можно лишь догадаться, что оне ругаются. Девушка с распущенными волосами едет верхом по-мужски. Она в одной синей рубахе, застегнутой наглухо и довольно высоко опоясанной узеньким поясом. У рубахи на груди вставлен четырехугольный кусок белаго холста; подолъ обшит белою каймой. «Ветлы, ветлы!» кричит девушка и мчится во весь опор. В избах, привешенный к потолку на конском волосе, вечно дрожит и качается деревянный, грубо раскрашенный голубок, с растопыренными крыльями. На крылечках висят берестовые умывальники... Не те лица, не та одежда, не те и нравы. И в производстве полевых работ заметна разница. Здесь встречаются с деревянными — 5 — осями плетеные телеги, наподобие больших корзин. Изменяется и физиономия домашних животных. Лошадки малорослы, неказисты на вид, с отрепанными хвостами, с густою, косматою гривой, но лошаденки добрые, сильные, выносливые. Коровы все комолые, безрогие. Собаки-дворняжки, похожие на волка, с темно-серою шерстью и с короткими, приподнятыми ушами. Кур почти не видать. Самый воздух здесь уже не тот, что за 20 верст позади. Здесь постоянно — летом, по крайней мере — в воздухе припахивает дымом, жженым вереском, елью или сосной. Все это значит, что путник Русь оставил за собою и вступил на землю чуди, в край зырянский.

 Зыряне возвращаются со сбора морошки, 1890 год. Фото: wikimedia/Yuly Mikhailovich Shokalsky
Зыряне возвращаются со сбора морошки, 1890 год. Фото: wikimedia/Yuly Mikhailovich Shokalsky

Прежде, чем подробно очерчивать природу и жителей этого замечательного уголка, я попробую сначала набросать общую картину всего края. Перед нами широко и далеко развертывается картина совсем глухого, дикого края — громадное зеленое пространство, почти все сплошь поросшее дремучими лесами. На севере эти леса доходят до мшистых болот Архангельской губернии; далекодалеко на востоке эти леса всползают на отроги Уральских гор, за ними уже темнеет Сибирь; на юге они примыкают к пермским и вятским, а на западе и на северозападе они сливаются с устюгскими и яренскими волоками. Среди этих лесов, в темной зелени их, как синие ленты, льются реки, извиваясь змеею по всем направлениям. Широкая многоводная река, протекающая по восточной части страны, с юга на север, и уходящая в Архангельскую губернию — река Печора. К западу от неё прихотливым узором извивается Вычегда, уходящая для слияния с Северною Двиной в пределах Устюгского уезда. С юга тоже чрезвычайно узорчато извиваясь, впадает в Вычегду река Сысола, с притоком Визингой. На юге бешено льется Луза, словно изо всех сил торопясь слиться с рекого Югом. Замечу кстати, что течение этой неширокой реки до того быстро, что барки полней уходят более 10 верст в час. Все эти реки очень богаты притоками. Всем им дают жизнь болота и леса. Кроме рек и речек, далеко одно от другого еще блестят три озера. Там, около границы Яренского уезда — Синдорское озеро, почти в самой средине края — Кадомское и Гурдей близ левого берега Печоры. Вот и все, что можем мы издали видеть.

Вся эта страна разделяется на две части: на восточную, по реке Печоре и её притокам, и западную, по рекам Вычегде, Сысоле, Визинге и Лузе. Вся восточная часть сплошь покрыта лесами. Вон, например, через дремучий лес, тянущийся с запада к Печоре, вьется чуть проезженная дорога, и на этой дороге, на протяжении 150 верст, нет ни деревушки ни посёлочка, а стоят лишь четыре «зимовки», четыре жалкие истопочки — живое подобие сказочных избушек на курьих ножках. Здесь, на востоке, уже положительно владычество лесного духа, царство могучих растительных сил. Даже и незаметно, чтобы человек пытался вступать в борьбу с этими силами. На западной стороне картина уже не та. Здесь леса кое-где уже расступаются, редеют. И человек с порядочным запасом упорства и с топором в руке врывается мало-помалу в заповедную область лесного духа, не без труда и с помощью огня и железа пролагая себе путь в вековечном сумраке деревьев, их нависших и переплетшихся ветвей. Здесь животная жизнь уже плодится, множится и вступает в борьбу с лесным, растительным миром. По берегам рек и речек и около больших проезжих дорог видны селенья, небольшие поля, луга — скудные трофеи, отвоеванные в борьбе с лесным царством. В стороне же от рек и дорог деревни очень-очень редки, сел вовсе не видать. Особенно много селений расселось по берегам Вычегды, Сысолы и Визинги. Селения вообще редки, но зато они очень людны и расползлись очень широко. Так, например, по Печоре видны большие селения: Троицкое, Усть-Щугор, Савиноборская деревня. По Вычегде между мелькающими там и сям деревнями особенно выдаются по величине: Помоздин, Пожог, Мыёльдино, Усть-Нем, Керчемье, Усть-Кулом, деревня Сторожевская, Небдин, Важкурья, Пезмог и Корткерос (названия в авторской орфографии. — Прим. ред.). На берегах Сысолы и Визинги, вообще поблизости их, выдаются селения: Вадорское, Кайгородок, Пыёльдино, Иб и Гарья. На Лузе очень оживленная Ношульская пристань и большое селение Бор. На берегу Вычегды, неподалеку от Усть-Кулома, среди лесов, в далёкой синеватой мгле, белеет монастырь Стефано-Ульяновский, единственный монастырь зырянский.

 Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми, 1902 год. По преданию, основан святителем Стефаном Пермским в 1385 году. Современный вид и название Троицко-Стефановский приобрел в 1860-м. Фото: Общественное достояние
Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми, 1902 год. По преданию, основан святителем Стефаном Пермским в 1385 году. Современный вид и название Троицко-Стефановский приобрел в 1860-м. Фото: Общественное достояние

Если мы посмотрим на зырянский край в вечернюю пору, то по берегам рек и речек, там и сям, увидим красные огоньки, мерцающие на фоне зелени: то рабочий люд, рыболовы, странники или перевозчики варят себе на ужин кашу или уху. Тут же, у этих огоньков, в тени лесной находить приют себе и беглый, пробирающийся из Сибири «в мать Рассею, в мать рассейскую землю»... Кое-где и в чаще леса мы увидим дым и в сером дыму мелькающий огонь. Дым то поднимается высоко, окутывая, как туманом, лесные вершины и тянется по ветру далее, то низко стелется над землей. Это значить: горит лес или крестьяне жгут подсеки.

 Село Керчомъя на Вычегде, Вологодская губерния (теперь — Усть-Куломский район Республики Коми), 1890 год. Фото: wikimedia/Yuly Mikhailovich Shokalsky
Село Керчомъя на Вычегде, Вологодская губерния (теперь — Усть-Куломский район Республики Коми), 1890 год. Фото: wikimedia/Yuly Mikhailovich Shokalsky

Итак, присмотревшись ближе, мы замечаем, что восточная часть зырянского края сплошь лесиста, западная же, сравнительно, может назваться населенною стороной. Затем мы видим, что проезжие дороги и еще пуще реки являются настоящими, жизненными артериями края. По рекам весной плывут барки, лодки, плоты бревен; по берегам же рек расселись селенья. Но отовсюду, со всех четырех сторон, леса так и заливают, затопляют все эти села и деревушки своею зеленою силой, своею глушью непроглядною. Этот громадный лесной простор заключаешь в себе 137.196 кв. верст. Жители этого лесного угла — их до 70.000 — называют сами себя народом "коми«; русские же зовут их зырянами.

Вон там, в северо-западной части зырянского края, при впадении реки Сысолы в Вычегду, нам бросается в глаза очень большое селенье. Расположилось оно на левом берегу Сысолы и далеко расползлось по реке. Это Сывктыкар, столица, краса и гордость зырянского края. По-русски же сказать, это просто уездный городъ Усть-Сысольск.

Сывктыкар — «город Сысолы». Слободы, лежащие к устью Сысолы ближе самого города, называются по-зырянски «Сывктыдин» — «устье Сысолы».

Усть-Сысольск переименован из погоста в город без малого 100 лет тому назад, в 1780 г. Хотя в Усть-Сысольске существует и уездный суд, и казначейство, и полицейское управление, и почтовая контора, есть даже женская прогимназия, но, несмотря на все эти очевидные атрибуты всякого порядочного и непорядочного русского уездного городка, все же таки довольно трудно помириться с тою мыслью, что Усть-­Сысольск действительно город, а не погост, каким он был сто лет тому назад. Самый город, то есть то место, где ютится чиновничество с высшим купечеством и духовенством, не составляет далеко и половины того, что собственно называется Усть-Сысольском. Предместья, слободы усть­-сысольские обширнее города, и они-то придают маленькому городку довольно внушительный вид. «Наш городъ — не в пример прочим! — говорят усть-сысолцы. — Наш город крестьянский...» И они правы. Лиц привилегированных сословий в этом городе 526, непривилегированных же сословий (мещан, солдат и крестьян) 3.178 человек. Мещане, бессрочно отпускные и отставные солдаты в действительности от крестьян ничем не отличаются, кроме названия. Такая же одежда, такое же жилье и тот же образ жизни. Они и пашут, и скотоводством немного занимаются, и рыбу ловят, и в лес на зверя ходят, — словом, те же самые крестьяне. «Дальше нашего города и почта не ходит!» — рассуждают усть-сысольцы. Усть-Сысольск, действительно, один из тех крайних пунктов Европейской России, откуда почта может лишь возвращаться вспять. По всем этим причинам, по-мнению усть-сысольцев, их родной городъ должен состоять «на особенном положении». Поэтому-то администрация никак и не может добиться того, чтобы придать городу более цивилизованную физиономию, приличествующую «нашему веку прогресса» . Нет в Усть-Сысольске ни городского сада, ни бульвара; улицы не мощены и освещаются по ночам лишь светом небесных светил; во всякую пору дня и ночи по улицам бродят лошади и слоняются целые стада овец. Если бы принято было измерять прогресс числом каменных зданий, то в таком случае пришлось бы заключить, что Усть-Сысольск положительно падает, ибо в первой четверти нынешнего столетия каменных строений в нем было три, а ныне осталось только два. Третье же здание, бывший театр, стоит в развалинах, а строящийся вместо него каменный дом на набережной еще не достроен. В каменных же зданиях помещается уездное училище и некоторые присутственные места. Кроме каменной кладбищенской церкви, в Усть-Сысольске существуют еще две соборные каменные церкви, одна церковь маленькая деревянная, принадлежащая монастырю, да еще строящаяся каменная церковь во имя Стефана Пермского.

 Трехсвятительская улица (теперь Коммунистическая) в Усть-Сысольске (теперь Сыктывкаре), начало двадцатого века. Кадр сделан со Стефановской колокольни одноименного собора — строения взорваны в 1932 году. Фото: wikimedia
Трехсвятительская улица (теперь Коммунистическая) в Усть-Сысольске (теперь Сыктывкаре), начало двадцатого века. Кадр сделан со Стефановской колокольни одноименного собора — строения взорваны в 1932 году. Фото: wikimedia

Характеристична постройка усть-сысольских домов. У большей части из них, кроме крыльца во дворе, проделаны были двери на улицу, и жилье с лицевой стороны дома приноровлено так, чтобы в нем удобно могло поместиться какое-нибудь торговое заведение. Можно подумать, что люди, строившие эти дома, все почему-то рассчитывали заниматься коммерцией. В настоящее время эти двери, лишь за малым исключением, или заделаны окончательно, самым тщательным образом, или наглухо заколочены. Эти забитые двери — безмолвное, но красноречивое доказательство того, что добрые люди ошиблись в расчете, что торговля не закипела в таких широких размерах, в каких ожидали они. Вообще торговля в зырянском крае, главным образом, производится на местах сбыта пушных товаров и на двух-трех ярмарках. С 26 ноября открывается Георгиевская ярмарка в г. Усть-Сысольске. На ярмарках торгуют преимущественно лишь кулаки; они и продают и закупают. Оборот Георгиевской ярмарки доходит до 27.000 р. Затем с 21 по 28 января бывает ярмарка в селе Небдине. Небдино — большое село, с 150 дворами и 850 чел. жителей. Оборот ярмарочный здесь доходит до 12.000 р. и более.

По другим источникам, обороты доходят до 20.000 р. с.

Сюда съезжаются жители Ижемского края (Мезенского у.), закупщики из Пермской и Вятской губерний, устюжане и местные торговцы. Ижемцы привозят сюда осетрину, белорыбицу, семгу и другую свежую рыбу, соленую нельму, сиги, хариусы, икру, оленье мясо, оленью шерсть, шкуры и проч. Ижемцам сбывается здесь хлеб в зерне и муке, крестьянскик сукна, свинец, сталь, железо, чугунные изделия, пестряди, холст, нитки и т. д. Впрочем, ярмарка с каждым годом падает все более и более. Здешние торговцы сами стали ездить к ижемцам. Во время навигации бывает ярмарка при Ношульской пристани. Торговцы на этой ярмарке местные и товары те же, что и в обыкновенное время. Оборот незначителен — до 1.000 р. И это торжище тоже приходит в упадок. Кроме того, учреждены еще ярмарки: в Усть-Куломе с 6 декабря по 1 января, в Троицко-Печерском погосте с 6 декабря по 6 января и Крещенский торжок в Керчомье с 1 по 8 января. Эти 3 ярмарки существуют лишь на бумаге... В каждом селе или в большой деревне есть обыкновенно лавка и свой торговец, покупающий товар в Вятке или Великом Устюге. Кроме того, по деревням еще ездят пришлые и торговцы с мелочным товаром. У той избы, где останавливается заезжий торговец, вывешивается на высоком шесте красный флаг для всеобщего сведения... Вот и вся зырянская торговля. Крестьяне продают и покупают преимущественно лишь дома, на месте, ведя дело со своими местными кулаками мироедами. На ярмарках же собственно сходятся только заезжие торговцы с местным купечеством...

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Обновлено 7 октября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,