Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Про завод, где делают проводку для поездов

Про завод, где делают проводку для поездов

Сегодня мы покажем завод «Электропровод». Он уже полвека делает провода для метрополитена — и с недавних пор ещё и для новых поездов, которые остались совсем-совсем без «Сименса».

Ещё при царе завод занимался золотой канителью: это нити из золота, которые шли на вышивку и погоны. Потом, когда стране понадобилось делать провода, стало понятно, что именно у такого завода это получится лучше всего. Завод управлялся династией Алексеевых, причём последнего директора Константина Сергеевича этой династии мы знаем под псевдонимом Станиславский. Это тот самый Станиславский, который поменял театр и сказал: «Не верю!». Но негоже было уважаемому промышленнику с заводом в собственности заниматься каким-то лицедейством, и потому, собственно, он и сменил имя. Причём Станиславский — это реальный человек, под чьей личностью играл и позже ставил пьесы Константин Алексеев.

 Вот музейный экспонат: видно ту саму канитель
Вот музейный экспонат: видно ту саму канитель

Но давайте вернёмся к кабелю. Первое и самое главное — почему нужен специализированный завод для производства разных элементов кабельной сети. Казалось бы, проволока и изоляция, всего-то делов. Но вот посмотрите:

Этот кабель используется на кране, который загружает топливные элементы в ядерный реактор. То есть в условиях повышенной радиации. Он гибкий и огнестойкий. У него очень особенная изоляция, которая должна выдерживать «прострелы» бета- и гамма-частиц. Они разрушают молекулярные связи, вызывают окисление, и, если не будет защиты, кабель быстро превратится в труху. В материале изоляции есть антиоксиданты, антипирены и антирады — в итоге срок службы у него не меньше 40 лет.

На заводе делают кабель для вертолётов, самолётов, подлодок, с акустическими и вибрационными датчиками для охраны периметров. Есть термопарные кабели, которые меняют параметры от температуры, и по ним можно отслеживать перегрев разных узлов в тех же поездах. Но есть и куда более приземлённые задачи. Вот, например, кабель, который используется в грузовиках в России:

Немецкий производитель, например, так и не смог осилить такой для России. Проблема в том, что там, где ходят грузовики, бывает и −50, и −60. Но гораздо важнее, что кабель будет постоянно то нагреваться до температур двигателя, то охлаждаться и в наших условиях иностранный кабель быстро истирается и нагружается. Продольная герметичность не сохраняется, и это приводит к выходу из строя заднего моста. А вот у нас есть химики, которые такую задачу уже давно решили, поэтому произвести такой кабель довольно просто.

А вот кабель с нулевой плавучестью, в нём внутри пена, которая не даёт ему тонуть.

А это оптический кабель, то есть почти то самое оптоволокно, по которому дома и офисы подключают к Интернету. Завод начал производить оптику ещё в 1986 году — для СССР тогда это было невероятно передовое производство, было даже полностью роботизированное хранилище. Даже спустя 40 лет такое есть далеко не везде.

Ну или вот ещё один интересный кабель с несущим тросом:

Смысл в том, что сверху у него «держалка», за которую можно очень агрессивно цеплять что угодно, включая зажимы, которые могут повредить изоляцию через несколько лет. Это не страшно, потому что трос, как видите, отделён от полезной нагрузки.

Вообще, самые первые массовые провода, которые были нужны стране, — это были «голые» телеграфные, пробрасываемые по столбам. Уже позже понадобилась полевая связь (телефонная «лапша») и «бытовые» провода для разводки по домам. Тогда, если помните, изоляция была гуттаперчевая, то есть просто брали тряпку, макали в состав, обматывали ей провод. Естественно, она быстро приходила в негодность. Позже стала появляться резина, а с 70-х годов в ходу полимеры, в том числе композитные.

Теперь давайте пойдём на само производство и посмотрим, как это всё делают.

Само здание современное. Со зданием старого завода можно познакомиться на Таганской, сейчас там рядом восстановили и театр. Точнее, Станиславский (К.С. Алексеев) в 1898 году открыл театр на фабрике под флагом Общества трезвости. При царе просто так открыть публичный театр по другому поводу не получилось бы. В 1902 году начали строить здание для него при фабрике, но уже в 1909 году понадобилось использовать и здание театра под производство, завод перестал умещаться.

На завод приезжает металлическая проволока, металлическая лента (для защиты), разные полимеры в сухом виде (для изоляции) и всё остальное, что нужно, чтобы получился кабель. Вот первая базовая операция: нанесение на металлическую жилу изоляции:

 Это, кстати, обогревающий кабель, который прокладывают по трубе, чтобы она не замёрзла
Это, кстати, обогревающий кабель, который прокладывают по трубе, чтобы она не замёрзла

Провод проезжает через станок, который со всех сторон покрывает его полимером, холодной или горячей экструзией. Вот сопло, откуда лезет полимер:

Дальше он едет в печку на вулканизацию (для кремнийорганических резин) или сразу охлаждается (для полимеров):

 Вулканизированный материал сшивается и образует прочный слой
Вулканизированный материал сшивается и образует прочный слой

Производить кабель имеет смысл только большими партиями. При любой смене материала нужно разбирать те же полимерные станки и чистить их до блеска. В каких-то полимерах есть фтор, он может разъедать металл узлов. Где-то при смене типа кабеля нужно вычищать всё до последней гранулы, чтобы не образовался брак прямо посреди изоляции из-за другой температуры обработки.

Вторая базовая операция — скрутка. Вот так она выглядит для проводов побольше:

А вот так для привычных вам «косичек» из бытовых приборов:

Ну и вот самая интересная часть:

Здесь скрутка делается и по часовой стрелке, и против часовой стрелки, и ещё «косичка» обматывается сверху полимерной лентой. Получается кабель, который намного дольше служит при частом изгибании: он сначала закручен в одну сторону, потом в другую, и так меняет направление скрутки каждые 30 сантиметров.

Скручивается не только сам кабель, но и оплётка. Вот ещё примеры разных машин:

Вот ещё пара примеров готовых изделий, посмотрите, сколько в них может быть всего и сразу.

Кстати, когда кабель так «нафарширован», но по геометрии не складывается, можно использовать дополнительно лёгкий пустой модуль, который вставляется в кабель. То есть, по сути, просто пластиковую трубочку или другие заполнители.

 Конец цикла: маркировка на кабель наносится лазером либо капельно, либо по старинке, вот такой печатью
Конец цикла: маркировка на кабель наносится лазером либо капельно, либо по старинке, вот такой печатью

Сейчас на заводе работает около 100 человек. Для сравнения — в 1918 году на заводе работало 1679 человек. Но если тогда было нужно 15 человек на одну машину, то сейчас на несколько станков нужен один человек. История у завода была потрясающая — от царских заказов до массового производства кабеля для полевой связи, от ручного труда к автоматизации сначала паровыми машинами, а потом и к современным станкам, три крупных переезда, разделение на несколько производств и отдельно выделение научного отдела в НИИ и так далее. Про историю завода вышло уже целых три книги. Сейчас завод в порядке, развивается — и когда мы приезжали, технолог как раз рассматривал сверхтонкие провода для кардиостимулятора и думал, как их производить: такое он ещё не импортозамещал. А с нами сегодня был директор завода Роман Васильев, человек, который в своё время фактически спас завод, когда считалось, что вместо производства кабеля в России лучше его закупать за рубежом.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
  • 04.12.2022 18:15 Анастасия:
    Полезность: 1 0

    Уже несколько раз возвращаюсь к этой статье. Запомнилась мне. Спасибо вам большое за нее!

    05.12.2022 11:57 :

    Анастасия, спасибо вам за комментарий!

  • 11.11.2022 16:28 Андрей:
    Полезность: 2 0

    Неожиданно! Очень понравилась статья! буду читать

    11.11.2022 18:10 :

    Андрей, спасибо! Будем делиться!

  • 11.11.2022 16:00 Сергей:
    Полезность: 2 0

    Огромное спасибо Ту-ту за столь интересную, неожиданную и необычную экскурсию по проводам! Спасибо Вам за хороший русский язык!
    Я с большим удовольствием читаю Ваши образовательные рассылки. Успехов Вам!

    11.11.2022 18:10 :

    Сергей, и вам спасибо! Рады, что чтение наших публикаций приносит вам удовольствие!

  • 11.11.2022 09:08 Sloyka:
    Полезность: 0 0

    Нашла эту статью из рассылки почты. Удивлена была, не знала, что пишутся такие статьи от туту. Было интересно и доступно. Спасибо! Теперь буду чаще заглядывать в рассылки.

    11.11.2022 13:35 :

    Благодарим вас! Здорово, что вы увидели нашу статью в рассылке. Будем продолжать делиться интересными публикациями!

  • 10.11.2022 01:00 Галина:
    Полезность: 1 0

    Такой диапазон интересных тем! Спасибо!

    10.11.2022 17:16 :

    Благодарим, Галина! 

  • 09.11.2022 19:29 Георгий!:
    Полезность: 2 0

    Здравствуйте.

    Личность в истории нужна!
    Я про директора.кот спас завод
    Я, наш завод,- являлся, потребителем продукции этого завода.. Так держать. Моего нет. а этот -жив!

    НИИ.. главное ,поддерживать !!ибо они - МОЗГ!
    НИОКР не забывать.

    Был на
    Ленкабель
    Москабель
    Севкабель
    Семсккабель,
    Механизацию подтягивать там ,роботов..НАДО!
    С уважением

  • 09.11.2022 08:00 Эльвира:
    Полезность: 3 0

    Спасибо за сохранение такого производства! Процветания и успехов! Автору спасибо за интересную статью!

    09.11.2022 11:51 :

    Эльвира, и вам спасибо!

  • 08.11.2022 16:10 Тамара:
    Полезность: 1 0

    Интересно. Читала с удовольствием.

    08.11.2022 17:46 :

    Тамара, спасибо!

  • 08.11.2022 14:49 Дмитрий:
    Полезность: 1 0

    Спасибо! Очень интересная и неожиданная статья, как и все у вас. Как сейчас помню про бобров :)

    08.11.2022 17:46 :

    Дмитрий, спасибо! А про цветение кактусов уже читали?

  • 08.11.2022 14:26 Печаль:
    Полезность: 0 0

    кабелей разных ( с нулевой плавучестью ,устойчивые к радиации и перепадам температур ,маслостойкие , надёжные как пружина от дивана ) дохрена ,а толку от этого всего нихена ,интернет-2 провода в посёлок протянуть 3 км это для нас непосильная задача...(((

  • 08.11.2022 08:41 Anet:
    Полезность: 6 0

    Замечательный рассказ. Успехов производству. И tu-tu.ru,тоже. Хочется,чтобы побольше молодых людей читало ваши публикации. (Можно делать брошюрки для поездов).Это очень важно! Честь и слава людям,которые сохраняют уникальное производство. Сердечное спасибо.

    08.11.2022 10:47 :

    Благодарим вас за отзыв! Согласны, что читать о таких производствах - важно.

  • 07.11.2022 20:56 Сергей:
    Полезность: 1 0

    Огромное спасибо за полезные и интересные публикации! Очень хороша подборка фото и подача материала, чувствуется, что автор понимает предмет, о котором ведет речь. Поделился материалом со своими молодыми специалистами.
    Так держать!

    08.11.2022 10:21 :

    Сергей, спасибо, что делитесь публикацией с другими!

  • 07.11.2022 17:52 Татьяна:
    Полезность: 1 0

    Интересно, но только не нужно писать, что фтор из полимера что-то там разъедает. А хлор из ПВХ тоже разъедает? Скорее всего, речь идет о фторопласте - одном из самых инертных и термостойких полимеров (используется в частности в качества антипригарного покрытия в посуде).

  • 07.11.2022 17:02 Nadezhda:
    Полезность: 1 0

    Cпасибо за рассказ, интересно) Почему же если сами можем делать хорошие вещи, то так зависим от запада?

  • 07.11.2022 16:19 Грант:
    Полезность: 1 0

    Поклон Роману Васильевны за его настроить! Спасибо за эту публикацию!

    08.11.2022 11:06 :

    Благодарим!

  • 07.11.2022 15:13 Лариса Рудольфовна:
    Полезность: 1 0

    Информация в статье потрясающая, интересно изложена! Хочется сходить на экскурсию! Спасибо

    07.11.2022 18:00 :

    Благодарим вас! Рады, что статья вам понравилась.

  • 07.11.2022 14:34 Ольга:
    Полезность: 1 0

    Очень интересно ! Спасибо !

    08.11.2022 11:07 :

    Ольга, и вам спасибо!

  • 07.11.2022 13:28 Владимир:
    Полезность: 2 1

    Очень интересный материал. Спасибо, что есть сегодня и производство, и люди, которые работают на благо нашей Родины, и те, которые это пропагандируют! Надоел сплошной негатив о России! Такие материалы (подобные этой публикации) нужно сделать приоритетом не только в сети Интернет, но и на телевидении и радио!

  • 07.11.2022 13:24 Ольга Дацюк:
    Полезность: 1 0

    Спасибо! Это было неожиданно, интересно, познавательно. Много фоток, стиль изложения очень доступный, что позволяло читать дальше и дальше. Короче молодцы :)

    07.11.2022 17:47 :

    Ольга, спасибо! Если вам понравилась данная статья, советуем прочитать про фарфоровые чашки: там тоже познавательно, подробно и много фотографий.

  • 07.11.2022 11:34 Алексей:
    Полезность: 1 0

    Очень интересно и познавательно! Всегда ждем рассылки, чтобы прочитать про что-то необычное! Очень хочется побывать там, про что вы пишите, но очень далеко живем.
    А где располагается этот завод?

    07.11.2022 17:12 :

    Алексей, спасибо! Завод находится в Подольске.

Показать еще

Похожие статьи

Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Обновлено 26 апреля 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле