Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Про балалайку

Про балалайку

Про балалайку в России можно снять целый сериал. Это будет рассказ про красотку из бедной семьи — с элементами детектива. В первом сезоне её очень любили музыканты, но запрещала церковь. Потом музыканты к ней охладели, но воспылал чувствами один купец. Как и положено богатому ухажёру, он сделал из балалайки-золушки принцессу. Тут её красоту вновь разглядели музыканты. И мог бы быть счастливый конец, но начинается второй сезон. Пришла советская власть. И похорошевшая балалайка едва не попала под колёса истории. Хорошо, что с заступниками ей повезло — они вовремя напомнили властям про её народное происхождение. Дальше вроде бы счастливая жизнь. Но есть шансы на продолжение — ведь в джазе уже давно не только девушки, но и балалайки.

Текст: Дарья Рыжкова

В рубрике «Фишки России» мы повествуем о вещах и явлениях, которые с высокой вероятностью встречаются именно, а иногда и только у нас. Без них не обойтись, если нужно было бы открыть Музей российского настоящего.

 Экспозиция Музея балалайки в Ульяновске. Фото: официальная группа ВКонтакте «Музей балалайки»
Экспозиция Музея балалайки в Ульяновске. Фото: официальная группа ВКонтакте «Музей балалайки»

Сезон 1. Эпизод 1. В котором балалайки угрожают здоровью людей

«Знаете, какое первое упоминание балалайки на русском языке? Оно связано с криминалом. Нет, балалайкой никто никому по голове не стукнул. Но, кажется, было близко к тому», — рассказывает Сергей Ключников, один из создателей частного Музея балалайки в Ульяновске. И показывает фотографию старинного документа «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ» — оригинал хранится в Центральном государственном архиве древних актов. В переводе на современный язык это протокол задержания. И балалайка в нём — вещдок.

13 июня 1688 года в Москве арестовали посадского человека Савку Фёдорова и крестьянина Ивашко Дмитриева — за то, что они «ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили...».

Более ранних сведений в русскоязычных источниках не встречается. Но есть в переводных. Например, в рассказе арабского историка Ибн Фадлана о путешествии на Волгу в 921 году. Однако учёные подозревают, что это скорее вольное использование слова «балалайка» переводчиком: востоковед-арабист Христиан Френ работал с источником в 1823-м. И мог использовать известные ему реалии. Другой переводчик трактует то же слово как «тунбур».

Сергей Ключников и его друг Евгений Харламов открыли музей летом 2013 года. Интерес к балалайке у Ключникова из семьи. Играть он научился дома. Однако по образованию вовсе не музыкант — учился на филологическом факультете Московского государственного университета. Студентов летом посылали в этнографические экспедиции — собирать предания и исчезающие говоры народов России. Из этих поездок помимо филологического материала Ключников привозил ещё и музыкальный. А также сами инструменты.

«Накопилось определённое количество инструментов, — вспоминает Ключников. — Балалайки у меня были в таком встроенном шкафу на верхнем ярусе. Однажды я открыл дверь и на меня стали валиться балалайки. И я понял, что надо с этим что-то делать».

 Экспозиция Музея балалайки в Ульяновске. Фото: Анна Черникова
Экспозиция Музея балалайки в Ульяновске. Фото: Анна Черникова

Музей — один зал. По стенам фотографии и множество инструментов: в основном треугольные, но есть полукруглые. И это, как ни странно, тоже балалайки, только более ранние.

Сезон 1. Эпизод 2. В котором балалайка оказывается не такой, какой мы её себе представляем

Историограф русского искусства Якоб Штелин посвятил в своих записях о музыке в России 1769 года издания балалайке целую главу. Он удивлённо замечает: «Не легко найти в России дом, где бы на этом поистине антихудожественном инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но ещё более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить. Этот простой и несовершенный инструмент мало пригоден для чего-либо иного, кроме как деревенских песен, которые обыкновенно на нём бренчат».

Довольно странные утверждения, если применить их к балалайке в её современном виде, то есть к инструменту, на котором играют целыми оркестрами.

Сейчас это, согласно словарю Сергея Ожегова, трёхструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент. Длина его от 60–70 (балалайка-прима) до 170 сантиметров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной, слегка изогнутой формы, головка грифа чуть отогнута назад. На грифе может быть от 16 до 31 металлического лада.

Такой, с ладами, балалайка стала в конце девятнадцатого века, а точнее в 1887 году. До этого балалайки выглядели иначе. Вот определение в словаре Владимира Даля середины девятнадцатого века: «Народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трёх кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою».

То есть во времена Даля, и тем более Штелина, струны делались из бараньих кишок — они назывались жильными, рвались и лопались довольно часто. А вместо ладов были передвижные жильные натяжки на грифе, неуклюжие и не очень удобные при игре.

 Слева: «Мальчик с балалайкой», Пётр Заболотский, картон, масло, 1835 год. Справа: «Русский мальчик с балалайкой», Вильгельм Бер, масло по дереву, 1889 год. Фото: wikimedia (1,2)
Слева: «Мальчик с балалайкой», Пётр Заболотский, картон, масло, 1835 год. Справа: «Русский мальчик с балалайкой», Вильгельм Бер, масло по дереву, 1889 год. Фото: wikimedia (1,2)

Изготавливали тогда балалайки из ели, сосны, берёзы и бука. (Сейчас балалайки хорошего качества делают из клёна, бука, ели, вишни и груши — для каждой части инструмента своё дерево.) Работу часто выполняли не мастера, а любители, поэтому и качество было разным — что Штелин и зафиксировал.

И да, как подтверждает и экспозиция в Ульяновске, до начала восемнадцатого века корпус делали в основном полукруглым, в среднем около 27 сантиметров в длину и около 18 в ширину, и гриф в четыре раза длиннее. Только позднее корпус уже чаще стали изготавливать треугольным.

Неудивительно, что игра на балалайке воспринималась как нечто несерьёзное. Об этом говорят и глаголы, которые использовались в описании процесса, — «бренчать», «наяривать», «набрякивать», и синонимы, которые приводит Даль — балабойка и брунька.

Сезон 1. Эпизод 3. В котором возникают предположения об имени и родстве

Вот тут и всплывает и одна из версий происхождения слова «балалайка». В словах «балакать», «балабонить», «балагурить», «балаболить», значение которых «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать», угадывается схожий корень.Все они передают характер балалайки: лёгкий, забавный и не очень серьёзный.

В России в восемнадцатом — девятнадцатом веке «балалайкой», и даже «бесструнной», называли человека, если он был болтливым и легкомысленным, а хуже того бездельником и пустословом.

«Балалаечней нашего братца трудно найти кого другого» (Антон Чехов в одном из писем брату Александру о брате Николае).

«Муж называл жену „ведьмою“ и „чёртом“, жена называла мужа „ветряною мельницей“ и „бесструнной балалайкой“» (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы»). «Какой он богатый, какой знаменитый? Бабушка характерна, а он балалайка бесструнная, — никакого толку и не жди от них» (Николай Островский, «Правда хорошо, а счастье лучше»).

«О, чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести! Всё, что ни говорит, говорит, как бесструнная балалайка, и это офицер русской военной академии» ( Михаил Булгаков, «Белая гвардия».

Впрочем, есть и другая версия происхождения слова «балалайка». И она отсылает к тюркскому корню «бала», который в переводе означает «ребёнок, малыш, дитя».

 Буфет в Музее балалайки в Ульяновске. Фото: wikimedia/Sergey Klyuchnikov, Viktor Kuprianov, Valery Rubtsov
Буфет в Музее балалайки в Ульяновске. Фото: wikimedia/Sergey Klyuchnikov, Viktor Kuprianov, Valery Rubtsov

Родственники, а может, даже и предки балалайки были у разных народов. Самый почтенный в этом семействе щипковых — лютня. С древних времён различные версии лютни использовались в культуре Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая и многих других стран. Затем она добралась до Испании и Каталонии, к четырнадцатому веку распространилась по всей Италии и проникла в немецкоязычные страны.

Древний инструмент танбур, или тунбур, был похож на длинношеюю лютню с декой грушевидной формы. Эти инструменты используются в традиционной музыке Ирана, Индии, Курдистана, Армении, Афганистана, Пакистана, Турции, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана.

В Киргизии играли на комузе — трёхструнном инструменте с длинной тонкой шеей, он впервые упомянут в источниках 201 года до нашей эры. В странах Ближнего Востока распространён тар (от персидского «струна», «нить»). Корпус у тара — две чаши из тутового дерева, затянутые мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи.

В Молдавии и Румынии это кобза. В Украине — бандура. В Америке — банджо, которое предположительно завезли из Западной Африки, где его предшественником были арабские инструменты. В Латинской Америке издревле играют на чаранго, заднюю деку этого инструмента традиционно изготавливают из панциря броненосца.

На Северном Кавказе тоже есть уникальные этнические струнно-щипковые инструменты. В Осетии это дала-фандыр: музыканты быстро перебирают струны, а также щёлкают по ним пальцами. Кумыки, один из коренных народов Дагестана, играли на агач-кумузе, у него узкий деревянный долблёный корпус в форме совка с трезубцем внизу. У адыгов и черкесов был шичепшин, у кабардинов — апэ-пшынэ. Древний инструмент вайнахов — чеченцев и ингушей — дечиг-пондур.

Сезон 1. Эпизод 4. В котором героиня подвергается гонениям, но чудом выживает

Церковь вообще не очень одобряла народные инструменты, называла их «вредными», «бесовскими», а музыкантов подвергала гонениям. В 1649 году верхотурский воевода Раф Всеволожский послал приказчику ирбитской слободы Григорию Барыбину «Память», в которой говорилось: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь. А которые люди от того богомерзкого дела не отстанут то бы тех людей велел бить батоги». Цитата по книге музыковеда Николая Финдейзена 1928 года «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца 18 века».

 «Хоровод в Курской губернии», Константин Трутовский. Холст, масло, 1860 год. Фото: wikimedia/Konstantin Trutovsky
«Хоровод в Курской губернии», Константин Трутовский. Холст, масло, 1860 год. Фото: wikimedia/Konstantin Trutovsky

Про балалайки в документе речи нет, но отношение к народным инструментам и скоморохам, которые их использовали, понятно. Их инструментальная музыка с бытовым, сатирическим репертуаром тоже не была принята христианской культурой — в ней право на существование имели вокальное (церковное) пение и колокол.

С этим фактом некоторые исследователи, как ни странно, связывают рост популярности балалайки. То есть, конечно, её вместе с другими скоморошьими считали «плебейским», простонародным инструментом. И церковь её не одобряла. Но лёгкость производства её народной версии делала её более ходовой, чем ту же домру.

В конце восемнадцатого века в России уже все музицируют без оглядки на церковь. И всё большее распространение получает русская семиструнная гитара. К пятидесятым годам девятнадцатого века не менее народной становится тальянка, разновидность гармошки — популярность балалайки падает.

Можно гадать, что было бы дальше. Но тут на передний план выходит молодой купец. И вскоре он оказывается не один.

Сезон 1. Эпизод 5. В котором любовь превращает в балалайку даже подоконник

Летом 1883 года в семейное имение Марьино в Тверской губернии приезжает выходец из купеческой семьи и любитель народной музыки Василий Андреев. В тишине деревенского вечера он вдруг слышит странные звуки.

«Я различил ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. На ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин Антип и играл на балалайке! Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёма игры и никак не мог постичь, как такой с виду убогий, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и, попросив его тут же показать некоторые приёмы игры, я взял у него балалайку (...). Я помню, что тогда же, как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной — инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то, и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своём пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца». Это фрагмент воспоминаний Андреева, статьи «Как мне пришла мысль. Заняться усовершенствованием балалайки».

Услышать, как звучит доандреевская балалайка можно благодаря Василию Иванову и Ансамблю старинной крестьянской музыки. Они исполняют русскую народную музыку без обработок, адаптаций и экспериментов.

Василий Андреев начал интересоваться музыкой довольно рано. Он сам вспоминал: «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты». Влюбившись в балалайку, он учится игре, а параллельно уговаривает разных мастеров изготовить новую версию инструмента по его наработкам.

 Василий Андреев с балалайкой мастера Семёна Налимова. Сейчас инструмент в коллекции Музея музыки в Москве. Фото: wikimedia (1,2)
Василий Андреев с балалайкой мастера Семёна Налимова. Сейчас инструмент в коллекции Музея музыки в Москве. Фото: wikimedia (1,2)

Помочь соглашается один из лучших в Петербурге смычковых мастеров Владимир Иванов. Вот как Андреев описывал переговорный процесс: «Я принёс ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 коп., на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл... несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьёзно повредить его репутации».

У получившейся балалайки был кузов из лучистого клёна, а гриф из чёрного дерева, в него вместо жильных ладовых перевязок были врезаны пять металлических порожков, струны были жильные. Она звучала лучше деревенских версий, но Андреев остался не до конца доволен и засел за новые чертежи.

Весной 1887 года петербургский скрипичный мастер Франц Пасербский изготовил по его заказу первую в мире двенадцатиладовую балалайку, которая позволяла необычайно расширить исполнительские возможности. Гриф этого инструмента был разделён врезанными металлическими перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический. Хроматический — от слова «хрома», что переводится с греческого как «украшать». В хроматическом звукоряде к семи основным ступеням в октаве добавляются полутона и октава разделяется на 12 ступеней. Такой звукоряд позволяет играть любые самые сложные мелодии.

На этом этапе к Василию Андрееву присоединяется первоклассный столяр-краснодеревщик Семён Налимов. Для него в имении Андреева в Марьине делают «Мастерскую по выделке образцовых концертных инструментов». Налимов станет позднее выдающимся мастером, его будут называть «русским балалаечным Страдивари». Его инструменты и в наши дни считаются непревзойдёнными по звучанию.

В разных источниках рассказывается, как однажды Налимов обнаружил, что двери и подоконники дома Андреева в Марьине сделаны из клёна. Дальнейшие событий вот так описаны в книге «Трёхструнная певунья» (1929) Владимира Киприянова и Дмитрия Масляненко:

— Вот хороша была б балалаечка", — сказал Налимов, барабаня пальцами по подоконнику. — Клён — первый сорт.

— А это клён?

— Говорю — первый сорт!

— Так бери!

— Кого?

— Да подоконник!

— Как это бери? Уж тогда лучше раму.

— А что ты из одной рамы сделаешь? Бери и рамы.

Сергей Иванович тоже вошёл во вкус.

— Вот, Василий Васильевич, двери хороши!

— А что, тоже из клёна?

— Так снимай их с петель, Семён Иванович. Давай я тебе помогу.

И пока из Петербурга не прислали нужного для балалаек клёна, все двери и окна в доме Андреева пошли на балалайки".

После смерти Налимова в 1916 году в его мастерской по приглашению Андреева обосновывается мастер Иосиф Галинис. Ему поручают ремонт и реставрацию налимовских инструментов, а также передают чертежи и наработки. Он тоже делает балалайки — «галинисы», с семиклёпочным корпусом и более широким грифом.

А запрос на инструмент на рынке тем временем стремительно растёт.

Сезон 1. Эпизод 6. В котором балалайка становится королевой балов двадцатого века

Когда один человек изготавливает всю балалайку от начала и до конца, его изделие стоит дорого. И насытить рынок мастера-одиночки, конечно, не могут. А спрос ещё в 1910-е неуклонно рос. Поэтому начали создавать товарищества, артели и торговые дома. В Санкт-Петербурге работал мастер Иван Зюзин, позже он учредил товарищество «И.Винокуров, И.Зюзин и Н.Синицкий». В Москве был Семён Сотский родом из села Шихова Звенигородской области. Из этого села вышли многие мастеровые династии: Краснощёковы, Климовы, Стариковы, Буровы, Шибаловы, Грачёвы, Емельяновы, Хромовы.

 Слева: первая в мире двенадцатиладовая балалайка, изготовленная петербургским мастером Францом Пасербским по заказу Василия Андреева в 1887 году. Справа: музыканты с балалайкой-примой (слева) и балалайкой-контрабасом. Гравюра, около 1890 года. Фото: Российский национальный музей музыки; istockphoto/duncan1890
Слева: первая в мире двенадцатиладовая балалайка, изготовленная петербургским мастером Францом Пасербским по заказу Василия Андреева в 1887 году. Справа: музыканты с балалайкой-примой (слева) и балалайкой-контрабасом. Гравюра, около 1890 года. Фото: Российский национальный музей музыки; istockphoto/duncan1890

В Звенигороде и его окрестностях вообще жили сотни мастеров, которые делали балалайки, а также гитары, домры и мандолины для музыкальных фирм «Мюллер» и «Циммерман». На инструменты, которые они создавали, наклеивали просто этикетку с брендом, так что большая часть имён их создателей так и осталась неизвестной. (Кстати, Торговый дом Циммермана после революции увез производство балалаек в Германию.)

В конце 1910-х заработал комбинат «Русская балалайка» в Боровичах. В 1950–1960-е крупнейшей в СССР по выпуску в том числе балалаек и щипковых инструментов вообще была Фабрика музыкальных инструментов имени Луначарского в Ленинграде — её открыли в 1926-м. Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов (МЭФМИ) была основана в 1930-е и выпускала балалайки, часть которых шла на экспорт.

«В советское время, — рассказывает один из основателей „Мануфактуры БалалайкерЪ“ и Музея русской балалайки в Ульяновске Сергей Ключников, — существовали тысячи предприятий, которые были связаны с производством музыкальных инструментов. В настоящее время их сохранилось в районе сотни, из которых большая часть — вновь созданные производства».

Фабрика Луначарского в 1990-е после приватизации разделилась по нескольким цехам. Производство балалаек выкупила компания, которая делала гитары, с 2000-х балалайки выпускаются под маркой «Дофф».

«Второе большое производство в СССР, которое выпускало балалайки, находилось в Чернигове, это музыкальная фабрика имени Павла Постышева, — рассказывает Ключников. — Закончила она очень печально, они делали балалайки и гитары, а потом стали делать гробы. Одно из исторических производств есть в Москве — комбинат музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского. Это остатки от знаменитой Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Производство организовали на основе того, что удалось сохранить трудовому коллективу».

Но видимо, не зря балалайку часто сравнивают с молодой девушкой. Потому что в её судьбе очень важна роль впечатлённых ею мужчин.

 Обложка народного сатирического и юмористического журнала «Балалайка», 1910 год. Фото: goskatalog.ru/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»
Обложка народного сатирического и юмористического журнала «Балалайка», 1910 год. Фото: goskatalog.ru/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»

Сезон 1. Эпизод 7. В котором у героини продолжают возникать молодые поклонники

Почти одновременно с музеем, осенью 2013-го, Ключников и Харламов запустили в Ульяновске производство балалаек. Сегодня на их «Мануфактуре БалалайкерЪ» производят традиционные инструменты — для народных наигрышей и фолк-музыки, академические — для обучения в музыкальной школе, сувенирные, электроакустические и исторические (диатонические). Объёмы производства приближаются к 4000 балалаек в год.

 Процесс изготовления балалаек. Фото: istockphoto/Liyasov
Процесс изготовления балалаек. Фото: istockphoto/Liyasov

Но они не единственные энтузиасты. В Перми несколько лет назад появилась фабрика музыкальных инструментов под брендом «Лапин» — на основе мастерской Фёдора Лапина. Там работает 15 человек, продукция — балалайки и гитары.

В Подмосковье на Раменской фабрике музыкальных инструментов шесть мастеров изготавливают балалайки, домры, звончатые и клавишные гусли, гитары. Балалайки делают на «Ижевском заводе Т.И.М.» Постепенно российские балалайки вытесняют с нашего рынка иностранные. А их было немало: главное мировое производство сосредоточено в Румынии, следом идут Китай, Португалия.

Российский рынок балалаек (оценка)

Производители и количество единиц в год

БалалайкерЪ: 4000–4200.

Прочие серийные производства: 3400–3800.

Цеха и артели: 700–800.

Частные мастера: 500–700.

Рынок б/у (фабричные и мастеровые): 1500–2000.

Импорт из Румынии: 200–300.

Импорт из Китая: 100–200.

Импорт из Португалии: менее 100.

Пакистан, Германия, Италия: штучно.

 Производство балалаек — заготовки для будущих музыкальных инструментов. Фото: istockphoto/Liyasov
Производство балалаек — заготовки для будущих музыкальных инструментов. Фото: istockphoto/Liyasov

«Балалайка — это инструмент нового времени, — считает Сергей Ключников. — Он вошёл в народный обиход в ту эпоху, когда потребовался совсем другой музыкальный язык. Музыкальное орудие для разношёрстного народа, который населял Московское царство, а потом и современную Россию. Мне кажется, в этом поле смыслов кроется феномен инструмента балалайка. Он стал общим, он сплотил людей вокруг простого треугольника. Ну и в какой-то момент она стала популярной благодаря Василию Андрееву, надо отдать ему должное, маркетолог он был великолепный».

Но и сделать ему пришлось немало.

Сезон 1. Эпизод 8. В котором мы узнаем, как много балалайка бренчала, чтобы добиться всеобщей любви

Вернёмся в 1880-е. Андреев получает хроматическую версию балалайки — и решает создать семейство балалаек разного размера, чтобы вышел струнный квартет, где каждый инструмент издаёт разный по высоте звук. Франц Пасербский изготавливает первую группу разнокалиберных балалаек: приму, альт, пикколо, бас, позднее — контрабас. И вот в 1887 году в Петербурге возникает и начинает гастролировать «Кружок любителей игры на балалайках». Музыкант Антон Рубинштейн обращался к Андрееву в 1891-м после концерта в Тифлисе: «Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку».

 Изображения прототипа балалайки и версии инструмента, усовершенствованной Василием Андреевым. Фото: goskatalog.ru/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки»
Изображения прототипа балалайки и версии инструмента, усовершенствованной Василием Андреевым. Фото: goskatalog.ru/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки»

В 1894 году опубликован первый сборник Василия Андреева «Школа игры на балалайке» с предисловием «Пособие для обучения на народных инструментах», самоучитель игры на балалайке с указанием строя для балалаек (пикколо, альта, баса и контрабаса), с приложением шести пьес для этого состава: «Вдоль по Питерской», «Светит месяц ясный», «Я не думала ни о чём в свете тужить», «Под яблонькой», «Степь Моздокская», «Ты почувствуй, дорогая».

Потом в «Кружке» появляются домры четырёх различных размеров от мастера Налимова. Следом — щипковые гусли, духовые инструменты брелка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка, и ударные: накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен.

В 1896 году «Кружок» переименован в «Великорусский оркестр». Андреев потом напишет, что «оркестр получил такое название, потому что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат к средней и северной полосам России, то есть к древнему Государству Московскому или Великороссии».

Дальше были успешные гастроли в Европе и Америке. К балалайке прислушался музыкальный мир. Говорили, что у Андреева получилось «соединить фрак с балалайкой» — создать оркестр народных инструментов по принципу симфонического. Он не останавливается и на этом: по его инициативе во многих городах России организованы оркестры народных инструментов, открываются классы бесплатного обучения для малообеспеченных — сам он называл эти классы «народной консерваторией». Оркестры балалаечников появляются в армии и полиции, он учреждает первые общедоступные курсы и разрабатывает проект Дома народной музыки, прообраза музыкальных школ.

 Великорусский оркестр Василия Андреева, 1898 год. Фото: wikimedia
Великорусский оркестр Василия Андреева, 1898 год. Фото: wikimedia

В 1912 году Андреев организует краткосрочные курсы для подготовки иногородних учителей в качестве руководителей оркестров русских народных инструментов. В 1913 году его приглашает Министерство путей сообщения для организации в школах ведомства преподавания игры на балалайке и организации школьных оркестров балалаечников. В 1915 году в Петрограде созданы Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения и Курсы для обучения игре на русских народных инструментах учителей, в которых Андреев принимает деятельное участие. Выходит «Справочник или краткое руководство для оборудования Великорусского оркестра» Андреева. Начинают работать Курсы игры на народных инструментах и подготовки инструкторов по организации народных оркестров.

В 1913-м на 25-летии оркестра Андреева певец Фёдор Шаляпин скажет: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...» Но всё резко меняется в марте 1917 года с отречением императора Николая и всем, что за этим последует.

Уже можно было бы подумать, что все надежды на счастливое продолжение рухнули. Но это только конец первого сезона.

Сезон 2. Эпизод 1. В котором героиня в дорогих обносках вынуждена скитаться и выступать на улицах и площадях

Смена власти в стране заставляет Василия Андреева искать источники финансирования оркестра, который называется теперь «Первый народный Великорусский оркестр». Андреев обращается лично и письменно во всевозможные инстанции с просьбой о субсидировании. Тем временем музыканты в поисках точек соприкосновения с новой властью принимают участие в нескольких концертах агитационного характера.

«Особенно популярны стали тогда „концерты-митинги“ — симбиоз политического митинга и музыкального концерта. Проводились они на предприятиях, в рабочих клубах и цирках. Обычно сначала с речами выступали крупнейшие партийные и государственные деятели — В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.В. Луначарский и другие, — а уж потом начинался концерт. Иногда оркестровая программа чередовалась с митинговой. В таких концертах принимали участие оперные певцы Большого театра, артисты балета, исполнялись произведения классической музыки и революционные песни. Часто концерты-митинги проводились „в честь“ (например, годовщин Октябрьской революции и других „красных“ дат, съездов и т.д.) и „в память“ (борцов за „красное“ дело и т.д.), усиливая таким образом идеологическое воздействие на „массу“. Иногда во время таких концертов проводилась запись добровольцев в Красную армию, собирались средства на её нужды». Из книги Марии Свидзинской «Великорусский оркестр заключённых Таганской тюрьмы».

А в самом оркестре по моде революционного времени организуют комитет, который высказывает недовольство и недоверие руководителю.

Внутренние конфликты всегда самые опасные и чаще других ведут к неприятностям. К счастью, в истории с балалайкой это правило было нарушено.

Сезон 2. Эпизод 2. В котором балалайка вызвана на ковёр к большому боссу

После многочисленных писем и обращений нарком просвещения Анатолий Луначарский наконец соглашается послушать доклад Василия Андреева и игру музыкантов для «ознакомления с сутью дела». В Арабском зале Зимнего дворца в Петербурге собирается приглашённая Андреевым музыкальная коллегия: певец Фёдор Шаляпин, музыкант и дирижёр Сергей Кусевицкий, певица Анна Жеребцова-Андреева, владелец депо роялей Андрей Дидерихс, знаток народной музыки князь Пётр Оболенский.

 Афиши выступлений Великорусского оркестра Василия Андреева. Фото: goskatalog.ru;  Library of Congress
Афиши выступлений Великорусского оркестра Василия Андреева. Фото: goskatalog.ru; Library of Congress

Вот описание того, что было дальше, в книге Ольги Шабуниной "В.В. Андреев: концертная деятельность в контексте русской музыкальной эстрады конца XIX — начала ХХ века".«После доклада с музыкальными примерами состоялся диспут. Вопрос ставился по-прежнему: давать оркестру субсидию или нет. Художественные достоинства великорусского оркестра не подлежали обсуждению, поскольку были очевидны, но как только дело касалось государственной дотации, то мнения разделились. С. А. Кусевицкий находил, что государству «поощрять балалайку» не стоит, Ф. И. Шаляпин защищал В. В. Андреева, считая, что «балалайка представляет собой „приятный и полезный досуг для народа“ . Для самого В. В. Андреева большую моральную поддержку оказали благожелательные слова в адрес балалайки истопника Зимнего дворца, — представителя народа, случайно оказавшегося в момент доклада в зале. „В конце заседания А. В. Луначарский заявил, что он вполне выяснил себе обе точки зрения и решение последует в ближайшем будущем“».

Луначарский также обещает Андрееву: «Дело ваше не будет разрушено». Но ничего не происходит. А осенью 1918 года Василий Андреев и 25 оркестрантов командированы в поездку по Северному фронту для участия в торжествах празднования Октябрьской революции. По дороге Андреев заболевает, по возвращении с вокзала в Петрограде его везут в госпиталь. Но 24 декабря он умирает.

Через десять лет Луначарский выступит на конкурсе гармонистов и скажет: «Нисколько не будучи врагами так называемого Великорусского оркестра, мы должны всё-таки подчеркнуть, что он мыслим только там, где существует ансамбль довольно дорогих инструментов и где есть обученный хор исполнителей. Домра, балалайка в отдельности недостаточно голосисты, они не могут быть тем центром веселья на посиделках, в хороводе, на каком-либо собрании, каким может быть даже одна „гармошка“».

К счастью, это скорее единичное мнение и балалайки замолкают лишь на время.

Сезон 2. Эпизод 3. В котором балалайка обретает заступников среди советских музыкантов — и кров над головой

В январе 1919 года в Москву возвращается бывший солист Великорусского оркестра музыкант-виртуоз Борис Трояновский. Музыкант-самоучка, он был приглашеён Андреевым в оркестр в 1904 году, а с 1911-го очень успешно самостоятельно гастролировал в России, Швеции, Дании и Румынии.

 Слева: Борис Трояновский. Справа — Государственный русский народный оркестр, в 1946 году переименован в Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, 1943 год. Фото: wikimedia (1,2)
Слева: Борис Трояновский. Справа — Государственный русский народный оркестр, в 1946 году переименован в Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, 1943 год. Фото: wikimedia (1,2)

Позднее в 1940-х в работе «История возрождения балалайки» Трояновский напишет: «В состоянии балалаечного дела в Москве я нашёл развал полный. Любительских кружков почти совсем не было, да и не могло быть, так как не было для этого хороших опытных руководителей, как в Петербурге. В музыкальных магазинах продавались вместо балалаек какие-то уроды совершенно неправильной конструкции и неверных размеров, на которых нельзя было играть. В Москве нужно было просто заново начинать всю работу и делать то, что делал в своё время Андреев в Петербурге 30 лет назад, когда он бесплатно преподавал в полках балалайку».

Трояновский собирает в Москве музыкантов из бывшего Андреевского оркестра, чтобы возобновить выступления. 7 июля 1920 года в Малом зале Консерватории проходит концерт-диспут «Особое совещание по вопросу выяснения истинной формы Государственного русского народного оркестра». С одной стороны — музыканты Трояновского с балалайками, с другой — оркестр реконструированных четырёхструнных домр под управлением Григория Любимова. Любимов считал свой оркестр единственно правильным и утверждал, что «тембр балалайки довольно жалкий — тренькающий» (цитата по книге «Жизнь и творчество Б.С. Трояновского» Александра Афанасьева).

Но, конечно, спор шёл не только и не столько об искусстве, а о том, кто более достоин получить государственную поддержку. «Представитель политотдела 52-й стрелковой дивизии Т. Гельман обратил внимание присутствующих на историко-этнографический аспект вопроса: какой из инструментов в большей степени имеет русское народное происхождение — четырёхструнная домра или балалайка? А если балалайка — значит, предпочтение должно быть отдано ей. Представитель Пролеткульта Т. Алексеев возражает: комиссии необходимо решить, „какой тип инструмента наиболее пригоден в широких массах в педагогическом отношении, в смысле наиболее скорого и лёгкого перехода с этого инструмента на культурные...“ Борис Трояновский отметил, что четырёхструнная домра своим устройством и тембром очень напоминает мандолину и, следовательно, не является исконным инструментом русского народа», — описывает происходившее на сцене Александр Афанасьев в книге «Жизнь и творчество Б.С. Трояновского».

В результате в 1920 году Наркомпрос решает предоставить оркестру одинаковые с «любимовским» условия для работы. В 1921 году коллектив включён в систему Главполитпросвета с увеличением состава до 30 исполнителей. Он существует и сегодня. Это один из старейших в России Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.

Получается, Трояновский отстоял балалайку. Но не только.

Сезон 2. Эпизод 4. В котором балалайка находит достойное место в обновлённом мире

Он основоположник современной школы виртуозного исполнительства на инструменте. Его называли «русским Паганини», «королём балалайки». Он много ездил по России, гастролировал за границей, помогал в организации артели «Русская балалайка» в Боровичах, был консультантом её создателя Ивана Серебрякова.

Балалайка продолжила свою жизнь. В середине 1920-х в советских музыкальных учебных заведениях в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ростове образовываются отделения народных инструментов. В 1927 году классы балалайки открываются в Московском инструкторско-педагогическом техникуме имени Красной Пресни. С 1930 года дисциплину там преподаёт Николай Осипов. Его в детстве учит инструменту музыкант из оркестра Андреева. А в восемь лет он познакомился и с ним самим. Вот как с его слов об этом писала его жена: «Он [Андреев] ласково обратился ко мне, говорил мне много комплиментов и сравнивал меня с Б. С. Трояновским, который находился тут же в зале и тоже подошёл ко мне. Этот день решил мою судьбу: я стал музыкантом» (цитата по книге «В. В. Андреев. Материалы и документы»).

 Слева: посиделки с балалайкой в деревне, после 1907-го. Справа: вечерний домашний концерт, 1930-е. Фото: Library of Congress; russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Леонид Шокин
Слева: посиделки с балалайкой в деревне, после 1907-го. Справа: вечерний домашний концерт, 1930-е. Фото: Library of Congress; russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Леонид Шокин

Осипов руководил оркестром народных инструментов, много исполнял народный репертуар, но больше его привлекала классика. Говорили, что не было автора, исполнение которого не удавалось Осипову. В очерке «Н.П.Осипов. Портрет музыканта» Бориса Тарасова приводятся слова композитора Михаила Ипполитова-Иванова: «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка».

Да, эти части истории можно коротко описать выражением «движение вверх».

Сезон 2. Эпизод 5. В котором поклонники открывают в балалайке всё новые и новые таланты

В 1934 году на инструкторско-педагогическое отделение Ленинградского Центрального музыкального техникума в класс Владимира Домбровского поступает Павел Нечепоренко.

Рассказывает музыкант и композитор Александр Марчаковский: «В 1951 году из Ленинграда в Москву приехал молодой Павел Нечепоренко. Вот кто фундаментально займётся исполнительством на балалайке. Он даже будет изучать анатомию рук, чтобы довести искусство игры на балалайке до совершенства. После выступления в Глазго, где он на балалайке играл фортепианную рапсодию № 2 Ф.Листа, публика неистовствовала, а на утро одна из газет вышла с заголовком: „Нечепоренко — разрушитель залов!“».

 Фотография «И у нас весело!..» из серии «Сельскохозяйственные работы на юге России», автор — Всеволод Тарасевич, 1954 год. Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Всеволод Тарасевич
Фотография «И у нас весело!..» из серии «Сельскохозяйственные работы на юге России», автор — Всеволод Тарасевич, 1954 год. Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Всеволод Тарасевич

Также в класс Домбровского приходит Михаил Рожков. Начинал он с кружка в Пионердоме в Нижнем Новгороде. «Я перепробовал все инструменты подряд и во все по очереди влюблялся. А первая пьеса, которую я на балалайке в оркестре сыграл, — вальс „Амурские волны“», — передаёт воспоминания музыканта Александр Афанасьев в очерке «Михаил Рожков. Балалайка — жизнь моя». Потом было музыкальное училище: «Услышал я однажды в одном из классов, как играет на балалайке Паша Нечепоренко. Это было так для меня, мальчишки, удивительно, что я замер, буквально зачарованный звучанием его инструмента. На следующий день я уже был у заведующего нашим отделением Александра Александровича Холодилина: — Сан Саныч, переведите меня на балалайку, ей богу, догоню и перегоню, только переведите! До конца учебного года оставалось несколько месяцев, и я за эти месяцы прошёл по классу балалайки программу года».

 Советский балалаечник Михаил Рожков (слева) и американский пианист Ван Клиберн, 1958 год. «Нет слов, чтобы выразить, насколько мне понравилась ваша игра. Я так полюбил балалайку!», — обратился Ван Клиберн к Михаилу Рожкову после концерта. Фото: russiainphoto.ru/архив Марины Стич
Советский балалаечник Михаил Рожков (слева) и американский пианист Ван Клиберн, 1958 год. «Нет слов, чтобы выразить, насколько мне понравилась ваша игра. Я так полюбил балалайку!», — обратился Ван Клиберн к Михаилу Рожкову после концерта. Фото: russiainphoto.ru/архив Марины Стич

Позже Рожков поступит в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на только что созданный факультет народных инструментов. А в свои программы будет включать и народные песни, и классику, и современных композиторов, и популярные советские песни. Балалайку Рожкова можно услышать в более чем 50 фильмах, среди них «Война и мир», «А зори здесь тихие...», «Простая история» и др.

Здесь уже работает не только и не столько маркетинг, сколько глубоко профессиональное отношение к инструменту.

Сезон 2. Эпизод 6. В котором балалайка завоёвывает себе место на мировой сцене

1914 год, Санкт-Петербург, Российская империя. Князь Пётр Карагин, капитан гвардии, приезжает с манёвров на вечер вина, женщин и песен в петербургское кабаре «Балалайка». Это завязка сюжета голливудского фильма «Балалайка» 1939 года, который, кстати, номинировался на «Оскар». Конечно, никакого кабаре «Балалайка» в Петербурге не было. Но вот уверенность, что балалайка равно Россия, в первой половине двадцатого века уже совершенно непоколебима.

 Афиша американского фильма «Балалайка» (1939) и кадр из него. Фото: wikimedia
Афиша американского фильма «Балалайка» (1939) и кадр из него. Фото: wikimedia

«Оскар» фильм 1939 года не заработал. Но высшую награду американской киноакадемии балалайка всё же получит. Точнее музыка, в которой партии балалайки основные. Речь о саундтреке к фильму «Гранд Отель Будапешт» композитора Александра Деспла, снятом в 2014-м.

Сезон 2. Эпизод 7. В котором с балалайкой находят общий язык люди самых разных профессий

Сегодня в списке музыкантов академического направления Евгений Блинов, Владимир Болдырев, Андрей Горбачёв, Артём Давлетшин, Александр Данилов, Валерий Зажигин, Дмитрий Калинин, Николай Лукавихин, Александр Марчаковский, Игорь Сенин, Борис Феоктистов, Александр Шалов. Почитать про них и не только можно на портале Русская балалайка, там вообще множество ценной информации. Работу по популяризации балалайки на нём ведёт Валерий Гребенников. А ещё у него есть мастерская, где он изготавливает и реставрирует инструменты.

В юности Гребенников был авиамоделистом и даже занял третье место на чемпионате СССР в классе моделей-копий. Но учился в Академии музыки имени Гнесиных в классе Павла Нечепоренко. И как-то решил сам сделать для себя инструмент. «Это был такой юношеский максимализм — что я балалайку не сделаю. Взял и сделал, — говорит Гребенников. — В руках умение уже было, а знания потихонечку появлялись». Учился делать балалайки у ещё одного специалиста по инструментам — домрам, балалайкам и гитарам, Игоря Емельянова. Каждый свой новый инструмент показывал Нечепоренко: «Я приносил к нему инструмент, чтобы он оценил. Ему достаточно было просто взять в руки инструмент и по тому высокочастотному шелесту, который исходит от этого инструмента, он уже всё знал про эту балалайку».

Балалайка вообще притягивает поклонников авиации. Инженер-конструктор вертолётов, лауреат Государственной премии Марк Купфер любил музыку, играл на гитаре, реставрировал музыкальные инструменты, а в 1970–1990 годах разработал собственную конструкцию балалайки.

Музыкант и педагог Андрей Горбачёв рассказывал про доставшуюся ему балалайку Купфера: "Ладовые пластины на моём инструменте — из того же металла, что идёт на изготовление лопастей вертолёта. 26 лет балалайке, а пластины как новые, хотя обычно музыкантам их приходится менять раз в два года. Таких балалаек в мире всего 16. Купфер не делал балалайки на заказ — он сам выбирал исполнителей и дарил им инструменты.

Инженерный подход к инструменту — гарантия его попадания в будущее.

 Ансамбль песни и танца «Воронежские просторы» и вокально-инструментальный ансамбль «Чайки», 1970-е. Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Семён Мишин-Моргенштерн (1,2)
Ансамбль песни и танца «Воронежские просторы» и вокально-инструментальный ансамбль «Чайки», 1970-е. Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ/Семён Мишин-Моргенштерн (1,2)

Сезон 2. Эпизод 8. В котором балалайка вовсю познаёт технический прогресс

Неповторимый стиль игры на балалайке создал Алексей Архиповский. Он совместил традиционные гитарные и придуманные им самим приёмы извлечения звука и применил «электрификацию инструмента». Популярность Архиповского такова, что многие дети пошли в музыкальную школу после того, как услышали его исполнение.

 До 2017 года Алексей Архиповский играл на балалайке Иосифа Галиниса, выпуска 1928 года, которую он назвал «Иван», а теперь выступает с инструментом Семёна Налимова 1915 года выпуска, «Налимом», — у музыкантов есть традиция давать имена своим любимым инструментам. Фото: wikimedia/Равиль Иткулов
До 2017 года Алексей Архиповский играл на балалайке Иосифа Галиниса, выпуска 1928 года, которую он назвал «Иван», а теперь выступает с инструментом Семёна Налимова 1915 года выпуска, «Налимом», — у музыкантов есть традиция давать имена своим любимым инструментам. Фото: wikimedia/Равиль Иткулов

Где научиться играть в Москве?

Сейчас существует два вида балалаек: академические и традиционные. На академической три нейлоновые струны или две нейлоновые и одна стальная. Это инструмент для профессиональных музыкантов, оркестров, музыкальных школ и консерваторий. Настройка фиксированная. Для обучения игре на такой балалайке нужен самоучитель или школа, достаточно много занятий. У традиционной балалайки струны металлические, их может быть от трёх до шести, множество разнообразных типов настройки. Она для так называемой любительской игры, научиться можно очень быстро.

Кроме частных уроков самый надёжный путь — отделения русских народных инструментов в детских музыкальных школах. И музыкальные училища и академии. В Москве высшее образование можно получить в Академии имени Гнесиных, в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова есть факультет народных инструментов, также игре на балалайке учат в Казанской государственной консерватории. Есть курсы игры на балалайке, в Москве это, например «Арт Фа», Балалаечная школа и музыкальная школа «Виртуозы». Много онлайн-курсов и мастер-классов. Ну и самоучители.

«Был этап, когда пытался доказать, что на этом инструменте можно играть разную музыку. Это оказалось достаточно сложно: у публики ожидания от балалайки сводятся в основном к „Калинке“ или к академической музыке: переложениям Паганини, Моцарта, Глюка. Но мне было интересно именно сольное выступление: один человек, один инструмент — моноспектакль. Это форма, от которой я до сих пор не устал», — рассказывает Архиповский в одном из интервью.

Не утомляет балалайка не только верных слушателей, но и новых адептов её музыкальной культуры.

Сезон 2. Эпизод 9. В котором видна завязка следующего сезона

Ещё один музыкант, который своей игрой меняет представление о возможностях балалайки, — петербуржец Георгий Нефёдов. Он исполняет джаз, фанк, соул и многое другое. (Послушать можно, например, тут и тут.) «Нет никаких преград в жанрах и стилях, — настаивает Нефёдов. — В том виде, в котором инструмент существует сейчас, он очень молодой. Потенциал балалайки ещё далеко на раскрыт».

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Обновлено 10 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом тел