Павел Зорин — руководитель Центра современной драматургии
и режиссуры в Ижевске. Хотя, вообще-то,
он архитектор на местном радиозаводе. Сначала Зорин был
режиссёром студенческого театра и придумал, как делать актёров
из неактёров — так что дошёл с ними до «Золотой
маски». Потом стал режиссёром театра на своём радиозаводе,
начал делать драматургов из недраматургов — и чудом
избежал увольнения за постановку про завод по Кафке.
Теперь он объединил все свои и чужие умения под одной
крышей. И мечтает конкурировать с Netflix. Рассказываем
о театральном фантазёре-реалисте.
Автор Анастасия Новикова
Небольшой квадрат сцены и старинная кирпичная кладка стен.
Амфитеатр на шесть рядов из листов фанеры и десяток
стульев на самом верху — всего 85 мест. Это Центр
современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) в Ижевске.
Другого такого в городе нет. Сами они себя сравнивают
с московским «Гоголь-центром» — тем, каким его задумал
Кирилл Серебренников, и близким по духу екатеринбургским
«Коляда-Театром», с которого во многом брали пример.
Выйти на сцену и превратиться в актёра здесь
может человек любой профессии. Как и написать пьесу для
постановки. Тем более что в основе сюжетов — часто
рассказы о городских буднях: преступность, буллинг,
запрещённые вещества. Ведь это тоже неотъемлемая часть жизни
Ижевска. И именно эти истории вместо «запылившегося» Шекспира
интереснее предлагать и показывать зрителям Павлу Зорину
и его команде. А зрители рады. И не только
приходят на спектакли, но и постоянно помогают
Центру и деньгами, и руками. «Зрители спрашивают, что
нам подарить на Новый год. Приносят бокалы в буфет, ковры
для утепления, реквизит, костюмы. Время от времени помогают
собрать деньги на покупку проектора или стульев. Есть ребята,
которые помогали строить ЦСДР, делали ремонт. И до сих
пор они есть в чате волонтёров, которые приходят помочь
в буфете или в гардеробе», — рассказывает
Зорин.
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры
Павел Зорин на фестивале «Коляда-плейс». Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Партизаны и «Колбаса/фрагменты»
Зорин не режиссёр и не собирался
им становиться. Он родился в удмуртском селе Шаркан.
Мама работала синоптиком, папа был военным лётчиком, поэтому
с детства семья жила в разных воинских частях —
от Забайкалья до ГДР. В Ижевске они осели
в 1990 году, и там Павел окончил школу
и поступил в местный технический университет
по специальности «архитектура». В 2000-м устроился
архитектором на Ижевский радиозавод. Зорин и сейчас там
работает — возглавляет архитектурно-проектное бюро.
Но после работы отправляется на репетицию или
за кулисы спектакля.
«Я начал писать рассказы в пять лет, —
вспоминает Зорин. — От литературы пришёл
к драматургии, от неё — в театр». Первым
для него стал студенческий театр на факультете иностранных
языков Удмуртского государственного университета Les
Partisans (фр. «единомышленники»). «Моя жена Инге —
специалист по французскому языку. Мы познакомились, когда
она была студенткой французского отделения. Потом она стала
преподавателем Удмуртского университета. Тогда
мы и придумали театр для студентов, изучающих язык. Меня
Инге пригласила быть режиссёром». Это было
в 2005 году.
Les Partisans ставил один спектакль в год и ездил
с ним на франкофонские фестивали. Популярность театра
росла, он быстро вышел за рамки студенческого,
и в него захотели попасть уже не только студенты,
изучающие французский. «Мы принимали всех желающих. Позже
их стало очень много, и нам пришлось проводить
кастинги», — вспоминает Зорин. Так в труппе оказались
юристы, дизайнеры, журналисты.
Сцена из спектакля «БРО» ижевского театра Les Partisans. Фото:
страница ЦСДР во «ВКонтакте»
С таким составом постановки уже не студенческого
театра, а театральной компании Les Partisans доехали
до «Золотой маски», одного из главных театральных
фестивалей России. Их спектакль «Колбаса/фрагменты» про
свадьбу в удмуртской деревне показывали в Москве
и Санкт-Петербурге. Там был и воображаемый поросёнок,
и отвергнутый жених-татарин и местный «Петросян».
«Вопрос об авторе для нас не стоял — это должен
был быть наш земляк Валерий Шергин. Это история про деревню, где
живут татары, удмурты, русские. Казалось бы, очень узкий
локальный контекст, но везде он воспринимается
не как что-то экзотичное, потому что в первую очередь это
история про простых людей», — рассказывал тогда Зорин.
Заводчане и «Замок»
Les Partisans обрели известность и успех за пределами
Ижевска. Но одной театральной студии Павлу Зорину оказалось
мало. Он решил привлечь к современной драме своих
коллег-заводчан. Так в 2010 году появился театр-студия
Ижевского радиозавода. На вопрос, зачем он ему
понадобился, Зорин отвечает коротко и уверенно: это театры
с разными концепциями и оба по-своему интересные.
Зорину хотелось ставить спектакли об актуальных проблемах,
играть их современным языком, с отсылкой к местным
реалиям. Ведь в Ижевске, по его словам, кроме
«Шекспира в бархатных штанишках и Чехова
в парусиновых брюках» смотреть в театре было нечего.
Слово «вербатим» горожанам тоже ничего не говорило.
Вербатим — это документальный театр, в основе
постановок — реальные события, а диалоги и монологи
героев — повтор того, что говорили участники или свидетели.
Правда, актёрам-любителям про вербатим тоже пришлось объяснять.
Но именно в этом жанре Зорин решил делать первую
постановку с заводчанами в 2010 году. Сбор материала
занял около двух лет — с перерывами на другие
проекты.
Костяк труппы — 10-12 человек разных возрастов
и профессий — от 23 до 60 лет,
от начальников бюро и бухгалтеров до слесарей.
«Я сказал: „Берите интервью. У обычных работяг,
уборщиц, топ-менеджеров“. Мы собрали много материала,
и я скомпилировал пьесу. Это был портрет заводчан.
У нас большое, сложное производство, на нём занято пять
тысяч человек. Закрытая территория — как маленькая деревня.
Мы решили узнать: чем живёт народ, какие есть проблемы.
А проблемы нашлись разные. Например, у завода есть дочка,
которая работает на космос. В то время у них
не хватало людей и они заставляли не рабочих,
а бухгалтерию, обычных итээрцев (инженерно-технические
работники. — Прим. ред.) идти в цеха без средств защиты.
На вредном производстве они делали детали в страшных
условиях. Они нам всё это сами рассказали», — вспоминает
Зорин.
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского
радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Продукция Ижевского радиозавода сегодня —
телекоммуникационное оборудование и приборы для разных
заказчиков, в том числе для космической и оборонной
сферы. Люди тут работают поколениями — завод существует
с 1958 года. Сценические эксперименты Зорина его коллеги
принимали по-разному. Одни стремились попасть в труппу, чтобы
несколько раз в неделю проводить нерабочие часы
на репетициях. Другие возмущались и даже шли
с жалобами в профком. Бурную дискуссию вызвала постановка
по роману Франца Кафки «Замок». Были те, кого показанная
в спектакле давящая атмосфера и доходящая до абсурда
бюрократия задели за живое. Со сцены звучало «замок»,
но слышалось — «завод». «Отдел кадров хотел нас всех
уволить за «Замок», — вспоминал Зорин.
— Говорил: „Почему у нас нет цензуры?“.
Но у нас очень классный председатель профкома, который
нас поддерживал, хоть он и советской закалки».
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского
радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
«Дискотэка» в Генеральском доме
В 2012 году уже с опытом студенческого
и заводского театров за плечами Павел Зорин открыл
в Ижевске Центр современной драматургии
и режиссуры. Его резидентами стали Les Partisans
и театр-студия Ижевского радиозавода. «Они — как
братья, очень дружественные коллективы. Актёры из обоих
театров иногда участвуют в постановках друг друга», —
стоит на своём Зорин.
Сначала ЦСДР располагался в актовом зале местной
филармонии. «Пускали раза три-четыре в неделю для репетиций
и показов спектаклей. Там были розовые стены, бархатные шторы.
Но нам нельзя было ничего перекрашивать или менять.
Не было подиума, всё делали на коленке. Билеты
мы не продавали — пускали по записи. Аншлаги
были, и зрители платили, сколько смогут и захотят. Только
когда у ЦСДР появилось своё помещение, мы начали
продавать билеты».
Павел Зорин и актёры лаборатории «Некст Про» перед пластическим
спектаклем «САРТР. Тошнота» в ижевском ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Своё пространство Центр обрёл в ижевском Генеральском доме.
Здание постройки 1857 года до революции 1917 года включало
и зимний сад с пальмами и другими экзотическими
растениями, и птичник, и коровник, и каретник. После
смены власти в стране кого оно только не видело
в своих стенах. Тут был и клуб коммунистов, и ЧК,
и школа, и станция скорой помощи. Место под театр Зорин
получил от города взамен на обещание вложиться
в благоустройство помещения и территории вокруг.
«В народе это помещение называют „конюшня“. На самом
деле тут никогда её не было, был гараж скорой помощи,
а в последние лет 15 — заброшенный
склад», — описывает Зорин. Этот склад и предстояло
превратить в театральную площадку.
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница
ЦСДР во «ВКонтакте»
Наступило счастье: команда ЦСДР могла работать круглые сутки
семь дней в неделю. «Когда мы туда заехали, нам
сказали, что помещение в плачевном состоянии, но это
важный объект культурного наследия. Тут не было пола,
не было амфитеатра, не было проводки. Мы поменяли
шифер на крыше, сделали отмостку. Деньги на это —
240 тысяч рублей — собрали через краудфандинговую кампанию.
Мы помним про охранный статус памятника и ничего
не портим. Даже наоборот: сейчас репетируем спектакль про
историю и современность Генеральского дома, чтобы привлечь
внимание людей к необходимости его реконструкции».
Зал Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото:
страница ЦСДР во «ВКонтакте»
И всё же ЦСДР могут в любой момент выселить. Как
только найдётся меценат, готовый оплатить реконструкцию. Зорин это
понимает, но не унывает. «Театр Коляды (частный
драматический театр Николая Коляды в Екатеринбурге.
— Прим. ред.) тоже жил в избушке. У них было
пятьдесят с чем-то мест. Потом они добились того, что
Свердловская область им выстроила и подарила
театр».
В текущем репертуаре Центра современной драматургии
и режиссуры — 12 спектаклей. И многие
затрагивают местные реалии. «Дискотэка» — спектакль-обманка.
«Мы говорим, что будем рассказывать про дискотеки, рейвы,
клубную культуру, а потом начинаем раскрывать проблему
наркотиков. Делимся всем тем, что нам поведали наркоманы, дилеры,
менты. Сложное, больное содержание, но в яркой
упаковке».
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница
ЦСДР во «ВКонтакте»
«Деликатес» — тоже удмуртская история. Пьесу
о криминальной обстановке в пригороде Ижевска —
Завьяловском районе — написал следователь Михаил Соловьёв.
В её основе — реальные убийства, изнасилования
и даже случаи каннибализма. «Название такое, потому что там
есть история про мужика, который убил свою сожительницу ножом из-за
того, что она не дала ему последнюю крабовую палочку».
На афише стоит ограничение 18+, а особо
впечатлительным зрителям не рекомендуют смотреть постановку.
«Но истории, которые происходят в Удмуртии,
универсальны. Зрители в других регионах узнают себя, свои
проблемы», — уверен Зорин.
Конкуренция с Netflix
Центр современной драматургии и режиссуры — место
не сугубо театральное, здесь не только играют спектакли
и проводят читки. «У нас появились другие амбиции.
Мы поняли, что нам нужна площадка, где мы бы
не только показывали спектакли, но и реализовывали
междисциплинарные проекты, такие как Школа удмуртской драматургии.
В ней мы проводим театральные батлы. Бросаем клич,
и к нам приезжают команды со всей России. Например,
10 актёров с режиссёром. Мы даём драматурга,
и они на три дня уезжают в лагерь. Там разбиваются
на пары и каждая получает тему. Например, „что-то
не так с этими пельменями“. Драматурги под команду
актёров пишут микропьесу, а те ставят этюд. Зрители
смотрят только первый акт и голосуют, чей второй акт они
больше хотят посмотреть. Получается фестиваль
и баттл».
Репетиция спектакля «НЬЮ ЭЙДЖ, или как мы нах% #@лись с Серёжей»
ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Работает в ЦСДР и мастерская: каждый год Павел Зорин
проводит кастинг, набирает непрофессионалов и затем три месяца
учит их актёрскому ремеслу. «У нас не играют
профессионалы. Это принципиальная концепция ЦСДР. Мы сами
обучаем желающих выступать на сцене. У всех наших актёров
есть вторая основная профессия», — поясняет Зорин. При
этом худрук уверен — его ученики дадут фору многим профи.
«Им можно денег не платить, хлебом не кормить,
главное, дать поиграть. Но мне важно, чтобы они были
на должном уровне», — отмечает Зорин. Среди учеников
Зорина, например, Евгений Санников. Он уехал
в Санкт-Петербург, где играет у Льва Додина
в Малом драматическом театре — Театре Европы
в Санкт-Петербурге.
Со своими учениками Павел Зорин ставит и хочет
продолжать ставить спектакли, непохожие друг на друга:
рефлексировать над жизнью родного города и республики. «То,
что мы не умели раньше, за какую тему
не брались или какую форму ещё не осваивали — туда
и идём».
Гастроли нижегородского «ТЧК Театра» со спектаклем «Бешеная
балерина» на сцене ижевского ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Зорин не строит иллюзий на счёт популярности театра
в Ижевске. Такой досуг в городе, где 645 тысяч
жителей, — для 5% населения. «В Ижевске
большинство умных ребят в театр не ходит. Для нас
конкурент вовсе не местный театр драмы, где половина
афиши — барахло, которое для ума ничего не даёт. Для нас
конкуренты — Netflix с их сериалами и всякие
концерты. К нам ходят люди, которые не ходят
в классический театр. Большой народной любви
и популярности как у Киркорова или Баскова нет,
но популярность в театральном плане дают нам фестивальные
проекты», — признаётся Зорин. Но добавляет, что ЦСДР
горожане называют местом атмосферным. Таким, где в безопасной
обстановке нередко идёт интимный разговор о важном,
о том, о чём редко можно поговорить в другом
месте.
В планах ЦСДР — дойти до посещаемости
в 20 тысяч зрителей в год и обеспечить
сотрудников стабильной зарплатой. А пока труппа играет 2-3
спектакля в неделю с сентября по май в зале
с заполняемостью от 50 до 90 зрителей.
Сцена из спектакля «INCOGNITO — межгалактический бар-караоке»
ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
В целом социальную роль ЦСДР Зорин не переоценивает:
«Боюсь, театр ни на что не влияет. Это
не волонтёрская, не активистская деятельность.
Мы не знаем, что делать с проблемой алкоголизма
и убийствами по пьяни». Но не считает
нужным просто проходить мимо них: «Эта проблема нас цепляет,
мы можем про это рассказать».
Для Зорина театр — это и важная антропологическая
практика. «Это классный инструмент для изучения как окружающего
мира, так и мира внутреннего. Конечно, здорово, когда всё, что
мы делаем, нужно ещё кому-то: ижевчанам, жителям республики.
Но особая гордость — рассказывать о нашей малой
родине и видеть, как это откликается в сердцах других,
когда они хотят приехать к нам в Ижевск и увидеть
всё сами».
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры
Павел Зорин и актёр ЦСДР на читке новой пьесы. Фото: страница ЦСДР
во «ВКонтакте»
А ещё театр для ижевского худрука — это самый большой
кайф. «Такого больше не найти нигде: ни в кино,
ни в блогинге, потому что всё происходит здесь
и сейчас. Нет ни одного одинакового показа. Сегодня
ты играешь так, а в следующем спектакле ничем
не защищён от провала. Даже если это суперхит. Каждый раз
это какое-то приключение и остриё жизни».
Комментарии
Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Поездки по России
Въезд в Россию для иностранцев
Поездки за рубеж для россиян
Авиасообщение
Ж/д сообщение
Автобусное сообщение
Ситуация с турами
Планирование отпуска
Вывозные рейсы
Советы путешественникам
С конца 2019 года мир будоражат новости о новом коронавирусе. Эпидемия возникла в китайском городе Ухань. COVID-19 затронул множество стран и регионов. Отследить распространен
Материал устарел
Катание на лыжах и сноуборде — дорогой вид отдыха. Примерно треть бюджета отпуска в горах «съедают» траты на ски-пасс. Мы составили рейтинг стран Европы, где пропуск на склоны и подъемники стоит дешевле всего. А заодно узнали, как туда добраться и чем заняться помимо катания.
Мы сравнивали горнолыжные курорты с общей длиной трасс от 40 км. Для рейтинга взяли с
В марте 2018 года мы провели на Туту.ру опрос. Выяснилось, что четверть пользователей (26%) путешествует всего 1 раз в году. Что делать, если хочется чаще выбираться в новые места, но просто не хватает времени? Рассказываем, как продлевать отпуск и путешествовать круглый год.
По Трудовому кодексу РФ, работающие россияне имеют право на 28 дней оплачиваемого отпуска ежегодно.
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Обновлено 31 января 2023
Открытие границ 2023
Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется.
Отвечаем на вопросы про транспорт в связи с частичной мобилизацией в РФ
Ситуация м
Комментарии