Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Как в первый раз встать на горные лыжи

Как в первый раз встать на горные лыжи

Текст: Алина Трофимова, Анна Черникова

 Занятия с инструктором, Приэльбрусье, конец 1980-х. Да, горные лыжи в СССР и в России популярны уже давно. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Занятия с инструктором, Приэльбрусье, конец 1980-х. Да, горные лыжи в СССР и в России популярны уже давно. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

Что такое горные лыжи?

Это такой вид активного отдыха, для которого нужны снег, склон длиной хотя бы 200 метров и с перепадом высот хотя бы 30 метров, непромокаемая и непродуваемая одежда, довольно тяжёлые лыжи, не самые удобные ботинки, не самые длинные палки. Ещё нужно желание освоить что-то новое, недостаток адреналина в крови и избыток чувства самосохранения в мозгу.

Как отдыхают на горных лыжах?

Спускаются вниз по специально подготовленным заснеженным склонам, используя трение скольжения. Для контроля скорости совершают повороты разного радиуса. Потом без лишних усилий поднимаются наверх на специальных устройствах-подъёмниках, чтобы спуститься вновь. Есть любители кататься по неподготовленным диким склонам и ходить вверх пешком. Но это уже не начальный уровень лыжного мастерства.

Зачем вниз и снова вверх?

Для кого-то — это преодоление себя и путь к самосовершенствованию: каждый раз пытаешься пройти трассу быстрее и правильнее. Для кого-то — способ общения с природой: горные курорты невероятно красивы. Для кого-то — возможность провести время с семьёй или друзьями. Во всех случаях это приятная физическая нагрузка. А ещё отличный способ очистить и проветрить голову — во всех смыслах. Рассказываем, как приобщиться.

До катания

Диалог на подъёмнике:

— У вас тут сын занимается? Я видел, вы с 

мальчиком разговаривали.

— Да, ему 4 года. Вот осваивает.

— Ну если ему нравится, то это навсегда. Мне

94 года, и до сих пор нравится.

1. Кто может начать кататься и в каком возрасте?

Кто угодно и в каком угодно возрасте. В Альпах на лыжи начинают ставить с 3 лет, на сноуборд — после 7–8. В игровой форме можно осваивать лыжи и раньше, главное, чтобы это приносило ребёнку радость. Уверенно поехать он сможет, когда поймёт, что от того, как действуют руки и ноги, зависит направление и скорость его движения. Кто-то осознаёт это в 2,5, кто-то в 4. Более серьёзные занятия, как правило, начинаются с 5 лет. Конечно, ребёнком осваивать лыжи легче, но и для взрослых нет возрастных границ. Авторы знают людей, которые вставали и в 30, и в 40, и в 50 лет. Диалог из эпиграфа — реальный разговор с одним из старейших горнолыжников Москвы Вадимом Гиппенрейтером. Советский и российский фотограф-пейзажист, первый чемпион СССР по слалому и первый в СССР мастер спорта продолжал кататься на лыжах в очень преклонном возрасте: в 85 лет ещё выигрывал соревнования, а когда ему было глубоко за 90 лет, трижды в неделю через пол-Москвы приезжал во Всесезонный горнолыжный комплекс «Снеж.ком». В штате Вашингтон ещё несколько лет назад катался старейший на планете горнолыжник Лу Батори. Он провёл на лыжах порядка 100 зим, в последний раз вышел на склон в возрасте 107 лет. Горнолыжный курорт даже выделил ему индивидуальное парковочное место.

 Бугельный подъёмник в подмосковном Манихино, конец 1980-х. Фото: из архива Анны Черниковой
Бугельный подъёмник в подмосковном Манихино, конец 1980-х. Фото: из архива Анны Черниковой

2. Это очень травмоопасно?

Несмотря на то, что горнолыжный спорт считается очень опасным, крайне серьёзные травмы случаются довольно редко. Да, бывают трагические инциденты. Но и на дорогах бывают аварии, а несчастные случаи происходят на пустом месте.

По статистике, на 1000 дней катания приходится один случай получения травмы. Чаще всего страдают колени — разрывы и растяжения связок, повреждения мениска, при неудачном падении могут быть переломы голеней. Горнолыжный спорт занимает десятое место по количеству обращений к врачам с травмами и серьёзными ушибами головы. Катание на велосипеде, футбол, баскетбол, водные виды спорта, мотоспорт тут далеко впереди. Так, велосипедисты примерно в пять раз чаще, чем горнолыжники попадают к врачам с серьёзными травмами головы.

3. Почему люди травмируются? Можно как-то уберечься от этого?

Самые частые причины травм вполне прозаичны. Неважная физическая форма, пренебрежение услугами инструктора, несоблюдение правил катания и поведения на склонах, слишком рискованное катание, в том числе вне трасс, неправильно подобранная или плохая экипировка, неверная оценка своих возможностей и уровня мастерства. И, конечно, не стоит кататься, если вы хорошо отметили что-то за обедом в горах или просто устали — если есть возможность, лучше спуститься со склона на подъёмнике, в этом нет ничего зазорного.

4. Какая физическая подготовка необходима?

В горных лыжах максимально задействованы вестибулярный аппарат, мышцы ног и пресс. Если в рамках регулярных физических упражнений заниматься их развитием, то этого достаточно. Если вы не поклонник фитнеса и систематических тренировок, но привыкли много и часто гулять, можете быстро подняться и спуститься по лестнице, то это уже неплохо.

Как правило, средне подготовленные начинающие не испытывают серьёзных проблем на первых занятиях. Но и потом пренебрегать ОФП, особенно перед началом сезона, не стоит.

Будет здорово, если перед поездкой в горы получится сосредоточиться на упражнениях, развивающих координацию, баланс и выносливость. Их можно делать как на ровной поверхности, так и на нестабильной платформе — фитбол, босу или слэклайн. Непосредственно перед катанием стоит сделать несколько простых упражнений: махи ногами, выпады, «ласточку», наклоны с палками или «змейкой» и т.п.

Дмитрий Шишков, председатель Союза инструкторов, инструктор-преподаватель Snowpro: «Понятно, что ОФП — это важно, перед сезоном можно бегать, можно ходить в бассейн, заниматься тем, что нравится. Но нужна и специфическая подготовка, например спуск вниз по лестнице с отягощением (около 10 кг). Важна именно правильная нагрузка на мышцы».

  А перед катанием не забывайте про разминку — разогрейте мышцы и пару раз спуститесь без спешки по простым трассам.

 Создатели советских горных лыж ВИЛС Дьяконов, Егоров, Цой. Фото: из архива Музея друзей
Создатели советских горных лыж ВИЛС Дьяконов, Егоров, Цой. Фото: из архива Музея друзей

5. В какое время года лучше вставать на лыжи?

Начинать обучение можно в любой момент, когда на склоны ложится снег и когда у вас есть возможность. Но, конечно, поскольку есть большой шанс, что вам понравится, то лучше пробовать в начале или середине сезона, как только установится стабильный снежный покров. Тогда у вас будет возможность развивать навыки. В межсезонье можно попробовать свои силы на специальных горнолыжных тренажёрах. Кстати, это хорошая физическая нагрузка.

6. Где стоит начинать кататься — на маленьких курортах средней полосы или сразу в больших горах?

Сейчас склоны есть практически везде — и в средней полосе, и в крупных городах или рядом с ними. Они недлинные и удобны, и это хороший шанс встать на горные лыжи. Пожалуй, это правильная тактика. Тогда вы хотя бы в общих чертах будете представлять себе, что вас ждёт в больших горах. Да и вообще сможете принять решение, подходит ли вам такой отдых — или лучше на море.

7. Я катался на беговых лыжах с горок — я встану на горные сам? И зачем вообще мне инструктор?

Катание на горных и беговых лыжах технически очень сильно отличается. Нет ничего невозможного — самостоятельно освоивших катание, например в Советском Союзе, было много. Но сегодня, когда повсеместно предлагаются услуги инструкторов, вы можете сэкономить время, минимизировать риск травм и быстрее начать получать удовольствие от процесса. К тому же это вопрос безопасности. С инструктором вы гарантированно научитесь лучше и увереннее кататься и быстро присоединитесь к компании более опытных друзей.

Георгий Дубенецкий, горнолыжник с 45-летним стажем, ведущий «Горнолыжного видеодайджеста»: «Сам я вставал на лыжи в горах, и это было очень давно. Но по-настоящему учился на маленьком склоне в районе станции Турист, в Подмосковье. И мне кажется, что начинать лучше на небольшом склоне. Но самое главное — делать это с инструктором. Он и со снаряжением поможет разобраться, и от ошибок постарается уберечь. Причём учиться лучше именно с инструктором, а не просто с опытными знакомыми или друзьями. Вставать на горные лыжи самостоятельно гораздо менее эффективно: появятся ошибки, и придётся тратить время (и деньги) на их исправление. И ещё важно, чтобы склон — где бы он ни был — хорошо подходил для обучения и был безопасным».

 Георгий Дубенецкий в подмосковном Шуколово, 1980-е. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Георгий Дубенецкий в подмосковном Шуколово, 1980-е. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

8. Я ведь много раз упаду? Это больно?

Первое, чему учит инструктор, — как затормозить и как правильно упасть. Да, несколько раз прилечь, скорее всего, придётся. Но это не так болезненно, как, например, на лёд или асфальт. А если не суетиться и не спешить, слушать инструктора и делать то, что он говорит, то можно и вовсе обойтись без падений. Если падения вас не на шутку пугают, то подумайте о покупке защиты. В спортивных магазинах предложат специальные шорты, накладки на локти и защиту для спины.

9. Какие слова я должен знать и что понимать про процесс катания до того, как вышел на гору?

Один наш знакомый шутил, что для хорошего отдыха в горах нужно выучить всего три слова: ски-бас, ски-пасс и апре-ски.

Ски-бас (от англ. ski-bus — «лыжный автобус») — транспорт для горнолыжников, доставляющий их к зоне катания/подъёмнику и обратно в центр курорта или к отелям. Как правило, бесплатный для обладателей ски-пассов. Позволяет избежать утомительных прогулок с лыжами.

Ски-пасс (от англ. ski-pass — «лыжный пропуск») — абонемент на подъёмники для катающихся. Без него на подъёмник не пустят. А пешком в гору ходить тяжело.

Апре-ски (от фр. après-ski — «после лыж») — всевозможные виды отдыха в горах, как правило, после катания: бары, рестораны, дискотеки и т.п. Для части катающихся — самая важная часть отпуска на горнолыжном курорте.

А вот другие важные для начинающего горнолыжника понятия.

Бугель — разновидность подъёмника, предполагающая, что вы стоите на своих ногах, а устройство тянет вас в гору. Бывает в виде «швабры» — для двоих или «тарелочки» — для одного. Важнейшая вещь — позволяет лыжникам не ходить в гору пешком.

Кант — металлическая полоса по контуру горных лыж. Канты бывают внутренними и внешними — соотносите с внутренней и внешней стороной ноги. Острые канты помогают совершать повороты на склоне. Проверять качество заточки кантов пальцами надо аккуратно. Если инструктор говорит, что нужно встать на канты, значит лыжа не должна плоско лежать на снегу.

Офф-пист (от англ. off-piste — «вне трассы») или фрирайд (от англ. free ride — «свободное катание») — катание по немаркированным и неподготовленным склонам, требует хорошего уровня подготовки. Фрирайд рекомендуется осваивать под руководством гида/инструктора, при наличии базовых навыков катания и опыта в больших горах как минимум в пару сезонов. Смельчаки, которые неуверенно ощущают себя на лыжах, но устремляются в поля, в лучшем случае вызовут насмешку, а в худшем рискуют получить травмы.

Плуг — этим сельхозтермином именуют положение на лыжах, когда носки сведены, а пятки разведены. Это простейший способ торможения или способ контролируемого безопасного скольжения на пологих склонах для начинающих.
 В английской традиции используют слово pizza — по аналогии со съедобным треугольником. А если вас на английском попросят поставить лыжи параллельно, то, скорее всего, с помощью слова fries, то есть картошка фри. Кататься в плуге вас будут учить в самом начале — это базовый приём и основа безопасности.

Ратрак — снегоуплотнительная машина, обрабатывающая трассы. Делает жизнь лыжников приятнее. Проверять его на крепость не стоит. Он очень тяжёлый и прочный — новичкам лучше держаться от него подальше. Сразу после ратрака трасса напоминает вельвет, и если выйти на склон с утра пораньше, то можно застать идеально подготовленные склоны. Спускаться по ним одно удовольствие.

Ски-стопы — часть креплений, которая не позволяет отстегнувшейся лыже укатиться вниз по склону. Также помогает сцеплять лыжи при их транспортировке. Может, сразу это слово инструктор и не произнесёт, но если вдруг — вы уже подготовлены.

Темляк — петля в верхней части палки, которая надевается на запястье. Нужен для того, чтобы не терять палки во время катания. Точно услышите это слово от инструктора в самом начале первого занятия.

Это самый минимум. Впрочем, сугубо горнолыжных терминов не так уж и много, и если вы чего-то не поняли, не надо пугаться. Просто переспросите.

Ну и, как положено занудам, снова напомним, что первое и главное слово, которое надо выучить — это слово инструктор, остальной лексикой он вас снабдит.

 Любители на Чегете, начало 1980-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Любители на Чегете, начало 1980-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

Первый опыт

Однажды на интернет-форуме, где общаются

родители детей-горнолыжников, появился вопрос:

«Друзья, где в Москве купить штаны-самосбросы на

 ребёнка 12 лет?» Среди советов и сетований, что

это дефицит, был и ответ-недоумение: «Простите,

а я вот не очень в теме. Зачем на горе надо

стремительно оказываться без штанов?»

1. Надо ли покупать снаряжение или хватит проката? Если покупать, то новое или б/у, для новичков или сразу посерьёзнее?

Для самого первого раза покупать экипировку не нужно. Обратитесь в прокат — они есть на большинстве горок. Или поговорите с давно катающимися друзьями. Наверняка они соберут вам подходящий комплект для первой попытки. А уж если вы решите продолжать, то лучше приобретайте оборудование. Или хотя бы его часть — например, ботинки, от удобства которых сильно зависит комфорт и безопасность катания. Комплект для новичков довольно быстро утратит актуальность, если горные лыжи вам полюбятся. Но и брать лыжи для профессионалов не спешите. Они тяжелее, сложнее в освоении, и, как выражаются опытные горнолыжники, не прощают ошибок. То есть для управления ими техника уже должна быть на высоте. Обратите внимание на модели для прогрессирующих лыжников. А потом, когда немного разберётесь в ощущениях, сможете углубиться в тему.

2. Ботинки давят — это ужасно. Как их мерить и выбирать в прокате или в магазине? Меня приковали к земле, что делать?

Действительно, горнолыжные ботинки трудно отнести к удобной обуви. Но только до момента, пока вы не освоите азы техники. Тогда сразу наступает понимание, почему они именно такой конструкции. Жёсткий внешний ботинок позволяет максимально точно передавать усилие на тяжёлые лыжи и управлять ими в движении. Стоит выделить на подбор ботинок достаточно времени — этот процесс не терпит суеты и спешки. Не стесняйтесь мерить ботинки нескольких производителей — у всех разный подъём, ширина, колодка в целом. Ботинки для профессионалов отличаются большей жёсткостью внешнего сапожка.

То есть, чтобы передать усилие лыже, надо давить на ботинок сильнее. Не гонитесь за жёсткостью, пока не начнёте кататься уверенно. Есть у вас есть ортопедические проблемы или особенности строения стоп или голеней, вам после покупки ботинок к бутфитеру. Так называется человек, который подгоняет ботинки под вашу ногу и превращает ее из «испанского сапожка» в комфортный спортивный снаряд. Услуги бутфитера нужны примерно 80% катающихся, просто не все это осознают. Как и то, что большинство современных ботинок может быть кастомизировано, то есть подогнано индивидуально под владельца. Поверьте, можно проводить на горе целый день, наслаждаясь видами, катанием и не испытывая дискомфорт и того хуже боль. Правда, всё равно лучшим моментом дня будет тот, когда ботинки вы снимете. Но спишем это на происки лоббистов от обувной промышленности.

Александр Гордеев, амбассадор и бутфитер сети «Спортмастер» и компании Sidas, работает как с любителями, так и со спортсменами сборных России по горным лыжам и сноуборду: «Основные параметры подбора ботинка — это длина, ширина и объём колодки. Цвет, бренд, наличие меха, рисунки — вторичны. Начинать подбор надо с измерения длины и ширины стопы специальной «ногомеркой», они есть в каждом хорошем магазине. Колодки бывают разные — более узкие или широкие, и нужная вам обязательно найдётся. Выбираем для примерки две-три пары ботинок разных производителей, не забывая про жёсткость. Извлекаем мягкий внутренник, а из него — стельку. Стельку укладываем в пластиковую оболочку ботинка (shell) и примеряем получившуюся конструкцию — это называется shell-тест. Двигаем стопу вперёд до касания пальцем передней стенки ботинка и оцениваем люфт между пяткой и оболочкой — если он больше 1,5 см, значит, ботинок велик. Теперь пробуем приподнять стопу вверх — не должна сильно «гулять», оптимально — не более 1 см. Если стопа поднимается больше — угадали, ботинок велик. Сдвигаем стопу назад до контакта с оболочкой и пробуем пошевелить влево-вправо. Оптимальный зазор — 0,5–1 см, если он больше 1,5 см, ботинок велик. Не меняя положения, пробуем приподнять стопу вверх — оптимальный люфт 1–1,5 см, если больше 2 см, вы знаете, что делать.

Мы уже близки к цели. Теперь определяем, где давит, запоминаем местоположение и силу давления в тех точках, где ноге наиболее дискомфортно. Чаще всего эту проблему можно решить либо термоформовкой внутренника, либо точечной формовкой оболочки. Собираем ботинок в обратном порядке и снова примеряем его. Застёгиваем, стараясь не перетягивать клипсы. Если не знаете, как правильно застёгивать ботинок, — спросите консультанта. После этого надо провести в ботинках 15–20 минут, имитируя движения при катании и просто переминаясь с ноги на ногу. Если ботинок сидит на ноге плотно, нога не немеет и не затекает, но при этом присутствует лёгкий дискомфорт, то ботинки вам подходят. После этого крайне желательно обратиться к бутфитеру для подгонки и устранения любого дискомфорта. При подборе необходимо помнить, что растянуть ботинок в разумных пределах или выдавить несколько точек гораздо легче, чем уменьшить ботинок в объёме и исключить лишний люфт".

Если во время катания ноги у вас начинают затекать, то, скорее всего, ботинки подобраны неправильно или клипсы-фиксаторы на ботинках застёгнуты слишком туго, мешая кровоснабжению. Если нога онемела, стоит остановиться — только не забудьте отойти к краю склона, расстегнуть ботинок, подождать, пока кровоснабжение нормализуется, и застегнуть ботинок правильно.

 Один из создателей советских горных лыж ВИЛС и один из первых советских фристайлистов Сергей Егоров (слева) и спортивный комментатор Владимир Маслаченко. Фото: из архива Музея друзей
Один из создателей советских горных лыж ВИЛС и один из первых советских фристайлистов Сергей Егоров (слева) и спортивный комментатор Владимир Маслаченко. Фото: из архива Музея друзей

3. В шлеме не слышу — зачем его надевают? Отдайте шапочку. Как мерить и выбирать шлем в прокате или в магазине?

Шлем сегодня — обязательная часть экипировки у профессиональных спортсменов и очень желательная у любителей. На многих курортах катание в шлеме обязательно для всех детей и подростков. В горах есть камни и лёд, и от падений никто не застрахован, также весьма неожиданно к вам может прилететь отпущенный нерадивым соседом по очереди бугель. На любых склонах при случайной встрече двух катающихся — а такое, увы, происходит, всегда выиграет тот, кто в шлеме.

Шлем не должен давить и не должен болтаться. Он также не должен сокращать пространство обзора. На первое время, пока не освоитесь, лучше выбирать модели с дополнительной регулировкой сзади, позволяющей оптимально подогнать шлем. Если у вас уже есть маска — большие горнолыжные очки, которые закрывают пол-лица и защищают глаза от ветра, то прихватите её с собой в магазин шлемов: правильнее примерять шлем вместе с маской. Если маски нет, то самое время её приобрести, лучше — со сменными фильтрами для разной погоды. Шлем удобнее всего надевать на балаклаву. Но в тёплую погоду можно и просто на голову. Шапка с пушистым помпоном выделит вас на склоне, но на этом её положительные качества для горнолыжника заканчиваются. Шапки, кстати, сильнее продуваются. И на скорости во время катания это очень ощутимо.

4. Лыжи и крепления — они такие тяжёлые, я ими кого-нибудь убью. А зачем у них по бокам какие-то железяки, ещё и острые?

Да, по сравнению с беговыми горные лыжи весят гораздо больше. Но предполагается, что в основном возят они вас, а не вы их. Острые железяки — это канты (см. словарь выше), они придуманы для того, чтобы было лучше поворачивать и чтобы лыжи удерживались на жёстком склоне. Канты лыж врезаются в поверхность трассы, и движения проще контролировать. По поводу веса лыж есть небольшая утешительная новость — лыжи для начинающих и для женщин обычно более лёгкие. А после того, как вы научитесь кататься, вам будет не так уж и важно, сколько весят лыжи. Или важно, но в другом смысле: вам захочется лыжи потяжелее, побыстрее, поманёвреннее. Кстати, лыжи можно оставлять в камере хранения у склона. Или не отказываться от предложений помочь вам их донести.

5. У меня в прокате спрашивают вес — это неприлично, я совру.

Сотрудники проката или сервиса интересуются вашим весом не из праздного любопытства, а чтобы правильно настроить крепления. Современные горнолыжные крепления могут защитить лыжника от серьёзных травм при падении, например, когда нога поехала в сторону и возник риск перелома. Для правильной настройки оборудования сотруднику надо знать ваш вес и уровень катания. Так что не приукрашивайте реальность. А перед началом катания на всякий случай попросите инструктора проверить, не сбились ли настройки ваших лыж. Он знает, что для этого достаточно взглянуть на шкалы в передней и задней частях креплений.

6. Палки. Почему они толстые и короткие? А можно мне гнутые, как у спортсменов, — я по телевизору видел?

В горных лыжах палки позволяют толкаться на пологих склонах и более эффективно поворачивать. Горнолыжные палки значительно короче и толще, чем те, которые используют при катании на беговых лыжах. При выборе в начале обучения лучше воспользоваться стандартными рекомендациями: наденьте горнолыжные ботинки, слегка согните ноги в коленях и возьмите перевёрнутую рукояткой вниз палку под кольцом. Вам нужны палки такой длины, которая позволяет, когда вы их держите, локтевому суставу образовать прямой угол. Гнутые палки вам пока не нужны — их используют спортсмены на соревнованиях, причём в скоростных дисциплинах — чтобы улучшить аэродинамику.

7. Одежда. У меня есть модные джинсы и короткая курточка. А вы мне тут бушлат и штаны дворника предлагаете. А ещё я видела, что на соревнованиях девочки ездят в таких обтягивающих комбинезонах. Я тоже хочу, у меня фигура.

Повседневная одежда — джинсы, спортивные штаны — быстро промокает, иногда сковывает движения. А ещё легко пропускает ветер и мороз. Так что куртка и штаны или комбинезон из ветрозащитной непромокаемой ткани — разумное решение. Плюс термобельё, высокие (лучше горнолыжные) носки, перчатки или варежки — тоже непромокаемые. Одеться правильно удобно, используя скандинавский принцип слоёв. Но утепляться сверх меры тоже не надо: начинающим обычно жарко потому что они тратят много усилий на освоение азов. Ну а дальше, с опытом, поймёте и про горнолыжную терморегуляцию.

Дмитрий Шишков: «Самая частая проблема на первых занятиях — это неправильная одежда. Многие начинающие на первые уроки приходят в одежде с ворсом, который быстро забивается снегом, или, например, на тёплый свитер надевают длинную куртку или даже пальто. Лучше купить горнолыжный комплект, пусть и не самый дорогой, но защищающий от попадания снега и влаги. Термобельё тоже очень желательно. Это же относится к перчаткам — обычные вязаные или пуховые варежки не очень подходят. Ещё одна частая ошибка — неправильно застёгнутые ботинки. Например, кто-то пытается заправить штаны в ботинки, не обращает внимание на складки термобелья или носка внутри или же перетягивает клипсы ботинок. Если не уверены, как правильно, лучше спросить инструктора».

Теперь про спортсменов. Они действительно выступают в обтягивающих комбинезонах — чтобы снизить сопротивление воздуха и показать лучшую скорость на трассах. Но такие наряды не подойдут для любительского катания — в них холодно. На тренировках спортсмены надевают поверх комбинезонов куртки и шорты- или штаны-самосбросы — да, те самые, из эпиграфа. А потом, когда приходит время заездов на скорость, быстро снимают их. Ну и нельзя не сказать, что слишком спортивный наряд при отсутствии достойной техники катания выглядит как минимум забавно.

 Участники любительских соревнований в подмосковном Шуколово, 1980-е. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Участники любительских соревнований в подмосковном Шуколово, 1980-е. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

8. А инструктора можно выбрать? Мне не нравится инструктор!

Менять инструктора можно, это нормально. У вас должно быть спокойное общение, вам должны быть понятны его объяснения. Если вы учились водить и инструктор страшно кричал на вас, то вы понимаете, что значит некомфортное обучение. Также не стоит доверять инструкторам, которые в первый день катания предлагают отправиться на крутые или многолюдные склоны. Конечно, не надо ждать, что в первый раз будет совсем легко. И тут никакая обворожительная улыбка загорелого тренера не спасёт. Но напряжения от общения точно быть не должно.

При бронировании услуг инструктора вполне можно поинтересоваться опытом, высказать свои предпочтения по полу и возрасту. Если у вас есть друзья, которые недавно осваивали горные лыжи или у которых занимаются дети, — обратитесь к ним за советом. Но важно понимать, что в сезон к хорошим инструкторам бывают очереди. Так что записываться надо заранее.

Дмитрий Шишков: «Поменять инструктора вполне можно. Если инструктор профи, то он не будет обижаться. Тут важны психология и правильный подход. Так что если вы понимаете, что вам что-то не нравится, некомфортно заниматься и нет контакта — без стеснения меняйте инструктора».

9. Почему инструктор советует делать так, как максимально неудобно? Ведь тело подсказывает, что надо всё делать иначе!

Наше тело, как и наш мозг, иногда лукавят и предлагают нам простые движения вместо чуть более сложных, но эффективных. Движения, к которым вас тянет, подходят для маленькой скорости и катания на невысоких холмах средней полосы, но совсем не работают в условиях настоящих горных склонов. Так что остаётся поверить инструктору, чтобы потом не переучиваться или хуже того — не травмироваться. Горные лыжи требуют координации и соблюдения техники. Как, впрочем, и любой другой активный отдых.

10. А когда я начну получать от этого удовольствие?

Возможно, уже в первый раз. Главное — не суетиться, не бояться и понимать, что это приключение и способ отдыха, а не борьба за жизнь.

После катания:

— Таня, как ты себя чувствуешь, — спросили мы 

подругу вечером после первого катания на лыжах.

— Если не шевелиться, то отлично! — бойко

ответила она, неподвижно лёжа на кровати.

1. А уставшие ноги будут завтра болеть? Почему так происходит?

Ноги после катания могут болеть по разным причинам. Самые частые: недостаточная физическая подготовка или ошибки в технике. Чаще всего у начинающих болят передняя поверхность бедра и колени. Но иногда дают о себе знать и икроножные мышцы, неприятные ощущения могут возникать под коленями.

2. А на следующий день можно снова кататься?

Болезненность мышц после катания — это нормально. Горнолыжная нагрузка всё-таки довольно специфическая. У каждого свой способ справляться с усталостью организма: кому-то помогает баня, кому-то — массаж, мазь с арникой или плавание, а кто-то предпочитает просто лечь и не подниматься до утра. Если мышцы очень сильно болят, то можно пропустить день катания, просто погулять по курорту и отдохнуть. Если что-то болит всё сильнее и сильнее, например колено, стоит обратиться к врачу.

 Георгий Дубенецкий в Приэльбрусье, конец 1970-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Георгий Дубенецкий в Приэльбрусье, конец 1970-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

3. А можно больше никогда не кататься?

Можно, конечно, если вам не понравилось, хотя такие случаи — скорее исключение, чем правило. Ради объективности можете попробовать ещё раз. Но если нет — на горнолыжных курортах всегда есть, чем заняться, помимо катания.

Например, если вы проводите отпуск в сочинской Красной Поляне, после (или вместо) катания вы можете зайти в клуб-бар «Музей друзей». Более 300 энтузиастов помогали собрать для него уникальную экспозицию горнолыжного оборудования, на котором катались в России и СССР начиная с XIX века.

Это не скучная история, на стенах музея — лыжи олимпийских чемпионов, ботинки легендарного Александра Жирова, штатив того самого Вадима Гиппенрейтера — он же был прекрасным фотографом. И даже настоящее кресло первой канатной дороги в СССР — с Чегета.

После знакомства с оборудованием, на котором катались ваши бабушки и дедушки, вы иначе оцените современные возможности. Так что выпейте чаю, послушайте разговоры гидов и инструкторов, посмотрите фильмы о том, как катаются лучшие фрирайдеры мира — и вам обязательно захочется найти себя на лыжах.

На большом курорте

1. Как разобраться со ски-пассом?

Повсюду, как правило, существуют несколько видов ски-пассов (абонементов для катания): на один день или несколько, для взрослых и детей, на всю зону катания или её часть. Чем больше зона катания, тем больше вариантов. В местах с неустойчивой погодой, как например в Красной Поляне, нет смысла покупать ски-пасс сразу на все дни. Скорее всего, погода сломается. На курортах с более стабильной погодой можно сэкономить — ски-пассы на пять дней и более часто предполагают скидку. Бывает и скидка при онлайн-продаже ски-пассов. Прежде чем купить ски-пасс, изучите карту зоны катания — обычно они висят возле касс и есть на сайтах, и решите, какой абонемент вам нужен — на все трассы или на их часть. Практически везде есть ски-пассы для начинающих, они действительны только для подъёмников на пологих горках, но зато значительно дешевле.

Многие курорты предлагают варианты «всё и сразу»: пакет из ски-пасса, услуг инструктора и проката. Если вы новичок и приехали без лыж, то это ваш путь. Если вы не катаетесь, но хотите подняться наверх, чтобы посмотреть на горы и пофотографироваться, то билет на подъёмник тоже понадобится, только однократный прогулочный, он дешевле ски-пасса.

 Очередь на бугельный подъёмник на Чегете, начало 1980-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого
Очередь на бугельный подъёмник на Чегете, начало 1980-х. Фото: из архива Георгия Дубенецкого

2. Как разобраться с картой трасс?

На любом, даже самом маленьком курорте, есть самые разные трассы, они обозначаются на карте различными цветами в зависимости от уклона и сложности.

Зелёные трассы — для начинающих, обычно очень пологие. В некоторых странах зелёные трассы не классифицируются, а обозначаются на картах синим цветом.

Синие трассы — лёгкие, простые, как правило, с небольшим уклоном.

Красные трассы — для уверенно катающихся лыжников, обычно средней сложности. По правилам, такую маркировку имеют трассы с уклоном до 40%. Но в зависимости от особенностей курорта и страны под красной трассой может скрываться и безобидная синяя, на которой есть пара более крутых участков, и более сложная, почти чёрная.

Чёрные трассы — высшая по сложности категория, обычно с углом наклона около или более 40%. Как правило, чёрным обозначаются самые крутые или узкие трассы, требующие от катающихся хорошей техники. На таких трассах могут быть потенциально опасные участки (обычно их обозначают). Такие трассы редко посещают ратраки.

Жёлтые или оранжевые трассы— на некоторых курортах так обозначают необрабатываемые ратраком внетрассовые маршруты, по сути это даже не трассы в привычном понимании, а направления движения. На некоторых курортах они патрулируются спасателями — но далеко не на всех.

3. А если я потерялся на склоне?

Ничего страшного. Не паникуйте. Спокойно спускайтесь к ближайшему подъёмнику. По бокам трасс обычно стоят вешки, на которых обозначен номер трассы или её название, иногда показан цветом уровень сложности. Каждый подъёмник также имеет своё название и цифровое обозначение, оно указано у нижней станции канатной дороги. Там же может стоять карта курорта — вы сможете сориентироваться по ней. Или спросить окружающих. Не у кого спросить — подойдите к сотруднику канатной дороги и задайте вопрос ему. Если рядом есть ресторан или бар, зайдите туда и попросите помочь.

А ещё не забывайте взять с собой бумажную карту трасс — её выдают в кассе вместе со ски-пассом — или зарядить телефон с заранее загруженной в него картой. В больших горах нелишним будет возить с собой зарядное устройство — на холоде телефоны быстро разряжаются.

4. Можно не по трассе, а вон там между ёлочек? Там такой снежок...

Можно, только осторожно. И не одному. И не в любой день. И если вы уверены в своём мастерстве и физической форме. И если готовы взять ответственность за дальнейшие события на себя.

Для внетрассового катания лучше подходят другие лыжи, чем для трасс — более длинные и широкие. Хотя бы в первые разы необходим инструктор/гид, способный показать что, где и как надо делать. Ну и ещё вам нужно противолавинное снаряжение. Свежевыпавший снег кажется пушистым и привлекательным. Но у вас под ногами его тонны, и они умеют приходить в движение. Мало кто хочет вызвать лавину специально. И никто не может её остановить.

Никогда не выходите за пределы трасс в одиночку. Даже если у вас есть вся противолавинная экипировка и вы полностью уверены в себе и своих навыках. Не забывайте про степень лавиноопасности, обращайте внимание на оценки вероятности схода лавин — маркируется по шкале от 1 до 5 ежедневно, вывешивается на сайтах курортов, у касс и карт трасс.

Курорты не несут ответственность за тех, кто решил покататься вне трасс. Это ваш выбор — на ваш страх и риск.

 Один из первых советских фристайлистов Сергей Егоров показывает возможности советских лыж ВИЛС. Фото: из архива Музея друзей
Один из первых советских фристайлистов Сергей Егоров показывает возможности советских лыж ВИЛС. Фото: из архива Музея друзей

Куда податься

В Москве, Подмосковье и недалеко от Санкт-Петербурга с каждым сезоном всё больше горнолыжных курортов. Они очень разные: есть камерные, есть массовые. Собрали список самых популярных мест для катания в Москве, Санкт-Петербурге и их окрестностях. Там есть прокат, услуги инструкторов и в большей или меньшей степени всё, что позволит полюбить этот спорт.

Москва и Подмосковье

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
  • 12.03.2023 13:41 Ольга:
    Полезность: 3 0

    Какие умницы писали статью! Спасибо! Познавательно и забавно! И есть ответы на вопросы, которых еще нет, и на вопросы, которые стесняешься задавать☺️☺️

    13.03.2023 09:47 :

    Ольга, спасибо за комментарий!

  • 11.03.2023 01:46 Нато:
    Полезность: 0 0

    Классная статья! Катаюсь уже давно, но все равно было интересно

    13.03.2023 09:45 :

    Благодарим вас!

  • 03.03.2023 16:56 Дмитрий:
    Полезность: 0 0

    С удовольствием прочитал

    03.03.2023 17:01 :

    Дмитрий, рады, спасибо!

  • 26.02.2023 00:18 Светлана:
    Полезность: 0 0

    Спасибо за подробный экскурс про все что связано с горными лыжами и не только.Очень интересно узнать про трассы в зависимости от сложностей и все нюансы,что могут помочь ориентироваться перед подъемом и на склоне .

    26.02.2023 11:10 :

    Светлана, рады, что вам понравилась публикация!

Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
Обновлено 1 марта 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом телегр
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е