Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Исследователь Наталья: «Главное — сворачивать с больших дорог»

Исследователь Наталья: «Главное — сворачивать с больших дорог»

Как-то студентку из Санкт-Петербурга Наталью в Китае попросили рассказать о России. Тут она и осознала, что не то чтобы что-то знает о своей стране. И пообещала себе изучить вопрос досконально. С тех пор она многократно проехала нашу страну с запада на восток и обратно автостопом и исходила пешком. И даже работу себе выбрала такую, чтобы почаще оказываться в глубинке.

Герой: Наталья Корнева, 33 года, сотрудница Международного генеалогического центра

Фотографии: из личного архива Натальи

Текст: Софья, пишущий путешественник

 Алмазный карьер «Мир», Якутия
Алмазный карьер «Мир», Якутия

Про первый опыт

Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Параллельно со школой в детстве я занималась в музыкально-эстрадном театре. Так что моими первыми путешествиями были гастроли. Мы ездили по России, а ещё по странам Балтии, также в некоторые страны Европы. Но в детстве мне было совершенно не важно, куда мы едем с труппой. Мне были интересны люди и сам театр. И я получала одинаково большое удовольствие от выступлений как в небольшом посёлке в Ленинградской области, так и в европейском городе.

Впервые далеко и надолго я сама поехала в восемнадцать лет: меня пригласили работать по контракту танцором в театр в Китае на полгода. Мне пришлось отпроситься из университета, хорошо, что преподаватели оказались лояльными и разрешили мне сдать все экзамены по возвращении. Это был первый самостоятельный опыт и путешествия, и жизни без контроля взрослых, да ещё и в другой стране. Мы отправились туда вдвоём с подругой и держались всё время вместе. Когда пришло время решать, продлевать ли контракт — он заключается на полгода, мы подбросили монетку. Это не для того, чтобы снять с себя ответственность, а чтобы свериться со своими чувствами. Выпал орёл, это значило, что нам нужно возвращаться. Подруга обрадовалась, потому что очень скучала по родным в России. А я поняла, что мы круто проводили время в Китае в большей степени благодаря ей и что одной мне там будет совсем неуютно. Хотя Китай прекрасен.

Мы жили на юге, в Шэньчжэне. Этот город находится у подножия гор, но при этом за полчаса на машине можно добраться до моря с пляжами. Природа там просто потрясающая! Очень много зелени, есть лесные тропинки с местами для отдыха. Кроме того, мы жили в творческой коммуне. По сути, это город внутри города, где собрались артисты со всего мира. Тогда я начала активнее учить языки: и китайский, и английский. Потому что всё же допускала, что останусь в Китае или отправлюсь куда-то ещё. Даже думала о кругосветном путешествии! Но чем ближе была дата отъезда, тем больше я убеждалась, что хочу домой.

Помню, как кто-то из труппы спросил меня о природе в России. И тут я поняла, что на самом деле ничего про неё толком не знаю. С одной стороны, мне стало немного стыдно, с другой — я загорелась желанием её изучить! В мае мы летели обратно, а уже в июне я планировала отправиться в соло-путешествие от Санкт-Петербурга до Владивостока, чтобы посмотреть страну.

 Слева: Синские столбы, Якутия. Справа: плато Путорана, Красноярский край
Слева: Синские столбы, Якутия. Справа: плато Путорана, Красноярский край

Про начало большого пути

У меня был чёткий план: выйти из дома 21 июля и отправиться во Владивосток. Сначала я намеревалась идти пешком. Мне не хотелось ехать, меня тянуло изучать местность, людей, слушать их истории. Я действительно думала, что должна рассмотреть чуть ли не каждый камушек по дороге. Но, конечно, это были фантазии. Когда я осознала, что пешком мне идти очень-очень долго, то сторговалась с собой на автостоп — с возможностью поворачивать туда, куда позовёт душа.

Собиралась я тогда так себе. Во-первых, у меня не было денег, потому что всё заработанное в Китае в основном я потратила на 21 пару обуви (не спрашивайте), ну и на самое необходимое для похода. Я купила рюкзак, сухпайки и тент. Ещё купила камеру и фотоаппарат. Почему-то мне не пришло в голову взять с собой палатку. Я подумала, что можно сэкономить место в рюкзаке, а спать, как гусеничка, на пенке, обмотавшись тентом. Ещё я взяла с собой книжку, ручку и блокнот для путевых заметок, плюшевого мишку как напоминание о доме и одежду. Во-вторых, я совсем не строила маршрут, не читала форумы и не интересовалась тем, какие существуют правила автостопа — и поэтому попала в приличное количество приключений.

Как я сама себе и обещала, 21 июля я вышла из дома с рюкзаком и 150 рублями. Я никому не сказала, куда иду, потому что знала, что меня не поддержат и будут отговаривать. Это был 2009 год, мне было девятнадцать лет, я закончила второй курс Санкт-Петербургского технологического института по направлению «реклама» и была полна решимости увидеть страну, особенно то, что за Уралом! Мне было суперинтересно узнать, как живут люди не в крупных городах, а в маленьких деревушках. И мне это удалось!

Про отсутствие компании

В моём окружении тогда были люди, которые хотели ехать в Париж или куда-нибудь в Азию. Спать на коврике, перемещаться автостопом, да ещё и по России, почему-то никто желанием не горел. Я писала на тематических форумах, но те, кто откликался, мне не импонировали. Я осознавала, что мне будет очень дискомфортно подстраиваться под желания незнакомого человека. А уже во время путешествия я поняла, что люди скорее проникаются доверием к одиночке. Возможно, они видели мой неподдельный интерес и искреннюю любознательность и делились историями о месте, в котором жили, были очень дружелюбны, часто приглашали в гости и на семейные праздники.

 Берег реки Лены, Иркутская область
Берег реки Лены, Иркутская область

Про встречи в пути

Их было очень много. Например, когда я проходила небольшой посёлок Качуг в Иркутской области, меня на улице остановил парень. Его звали Антон, он учился в 11-м классе. Он увидел, что я с туристическим рюкзаком, и предложил провести экскурсию. Мне очень понравилось! Мы прошлись по знаковым местам, например, увидели, откуда раньше отходили грузовые суда по реке Лене.

В Пермском крае я познакомилась с Егором Утробиным, он содержит музей под открытым небом. Я проходила мимо и заинтересовалась деревянными скульптурами на улице. Начался дождь, и Егор пригласил на чай, он очень вдохновлённо и с любовью рассказывал об истории своих предков. Но мне уже нужно было двигаться дальше, и он помог мне поймать машину, чтобы я не мокла под дождём.

Уверена, что отправиться тогда в путь одной было правильным решением! Я познакомилась с огромным количеством людей, которые влюблены в свою страну.

Про быт

Чаще всего я ночевала на второй полке в фурах. А на первой спал водитель. Как гусеничка я тоже спала. Но мне повезло, что то лето выдалось очень тёплым! И было важно правильно выбрать место: не в городе, но и не совсем в лесу. Честно говоря, я боялась встретиться там с дикими животными. Ещё меня часто звали переночевать в гости те, с кем я знакомилась в деревнях. У нас в России настолько гостеприимные люди! Некоторые даже проводили мне экскурсии по окрестностям. С кем-то я сохраняю связь до сих пор.

Помню, как однажды я шла допоздна по дороге. Это было где-то на Алтае. Я попробовала заснуть на остановке, но поняла, что спать на улице всё же холодно, поэтому решилась заглянуть на автозаправку — единственное тёплое место в округе. Там дежурила женщина. Она сначала не хотела меня пускать, но потом, когда мы с ней разговорились, она не только предоставила мне ночлег на заправке, но и позвала на свадьбу сына. Я, правда, к сожалению, на неё не осталась.

Ещё мне очень помогали ДПСники. Часто я спала на диване у них на постах. Они узнавали про мою задумку с путешествием и предлагали переночевать и на обратном пути тоже. А иногда они даже передавали коллегам дальше по дороге, чтобы те меня приютили. Или же отправляли с фурой и просили следующие посты убедиться, что со мной всё в порядке.

 Мыс Кекурский, Мурманская область
Мыс Кекурский, Мурманская область

Про 150 рублей

Вот чего-чего, а еды у меня всегда было полно, при том, что я никогда никого об этом не просила. Каждый приветливый водитель, к которому я садилась, каждая бабушка, у которой я останавливалась на ночлег, — все пытались меня угостить и дать продуктов впрок. Поэтому за два месяца я поправилась на семь килограммов. Правда, было три голодных дня, когда провизия закончилась. Тогда в ход пошли сухпайки — каши и супы быстрого приготовления. Я их заливала кипятком, который просила на заправках.

Но был и вот какой случай. Уже на обратном пути я поймала попутку в Хабаровске, чтобы доехать до Читы. За рулём был парень, который только что купил машину и как раз перегонял её в Читу. Сначала он сказал, что может подвести меня на 200 километров. Думаю, он просто не был уверен, что ехать вместе два дня окажется комфортно. В итоге мы разговорились и он согласился подбросить меня до самого конца. Мы болтали всю дорогу и никак не могли наговориться, так интересно нам было! А когда мы попрощались, я вышла из машины, он кинул в окно деньги и быстро уехал. Он понимал, что из его рук я их не возьму. А так мне пришлось собрать купюры, чтобы они не валялись на земле.

Так что в моём приключении было очень много добрых людей, которые помогали с едой и жильём. Но всё равно, во все последующие путешествия я уже брала с собой больше денег, потому что научилась лучше готовиться к поездкам.

 Слева: вид на плато Путорана. Справа: Приэльбрусье
Слева: вид на плато Путорана. Справа: Приэльбрусье

Про места и людей

До Иркутска я ехала по федеральной трассе и очень редко сворачивала в закоулки. Но потом поняла, что если так двигаться дальше, то я ничего не увижу. Поэтому я открыла атлас автомобильных дорог, который был у меня с собой, зажмурила глаза и ткнула пальцем в первое попавшееся место. Это была северная часть, на север по реке Лене. Не раздумывая, я отправилась туда и влюбилась в это место с первого взгляда!

Впервые я переночевала одна на берегу Лены недалеко от тайги. Ещё познакомилась с местным писателем, он жил в небольшом доме у реки и сочинял стихи о тайге. Он тогда подарил мне свою книгу. А спустя пару лет я вернулась в те места и преподнесла ему уже свою книгу про путешествия.

Тот поворот, можно сказать, был судьбоносным! Наконец-то я оказалась в глубинке. Мне безумно понравилось! Я поняла, что вот именно о таком путешествии я и мечтала: ехать не по федеральным трассам и не по городским дорогам, а по грунтовкам, а где-то, где автомобиль не проходит, и вовсе идти пешком.

Я шла вдоль Лены на север. Иногда мне попадались небольшие дома или деревушки, я знакомилась с местными жителями, они рассказывали мне о своей жизни, а я им — о своём путешествии. Я чувствовала себя первооткрывателем и исследователем.

Сейчас река Лена — моё самое любимое место на Земле. Я стараюсь бывать там один или два раза в год. Например, в один из визитов я прошла на 500 километров по Лене от Иркутска вниз по течению. В другой раз ходила в районе Ленских столбов. Моя большая мечта — построить когда-нибудь дом на Лене в Качугском районе.

От Иркутска также автостопом я добралась до Владивостока и попутешествовала по Хабаровскому краю. В местном краеведческом музее я узнала про Владимира Арсеньева, географа и исследователя Дальнего Востока, и решила посетить некоторые места из его маршрутов.

Потом я поехала по дороге Лидога — Ванино, которая заканчивается на берегу Татарского пролива. Оттуда я планировала добраться до Сахалина, но меня не посадили на судно — я не сумела договориться с капитаном. И я решила двигаться обратно.

На обратном пути я останавливалась в каждом регионе подольше, а ещё заехала в Краснодарский край. В итоге вместо запланированного месяца моё путешествие длилось больше двух. Родным я сказала, что отдыхаю в гостях у подруги на юге.

Могу сказать, что страна у нас действительно большая и очень разнообразная. Теперь я могу многое поведать об особенностях природы. А ещё, конечно, о людях. Через знакомства с ними, их бытом, историей их предков я узнавала настоящую Россию, действительно многогранную. Одно дело слышать, что у русского человека широкая душа, и совсем другое — это увидеть.

 Тофалария, Иркутская область
Тофалария, Иркутская область

Про книгу

Когда я вернулась из поездки, я выложила фото на свою страничку во ВКонтакте. Подписчики попросили написать пару-тройку постов. Я села их составлять и увлеклась. В итоге у меня получилось материала на целую книгу! Я решила издать её сама и открыла сбор средств на краудфандинговой платформе. За три дня я получила необходимую сумму и напечатала первый тираж. Он разошёлся достаточно быстро, но, к сожалению, я всё равно ушла в минус, поэтому больше с книгоизданием связываться не хотела. Но спустя некоторое время мне написало издательство «Бомбора» и предложило переиздать книгу уже за их счёт. Конечно, я согласилась! А сейчас у меня вышла уже вторая книга — про путешествие в Магадан.

Про все мои путешествия

После первого путешествия автостопом я не смогла остановиться. Год спустя, летом 2011-го, я собралась в новое — по Сибири. Но вместо того, чтобы ездить, я целый месяц прожила в таёжной общине в Западных Саянах. Мне так сильно запала в душу та местность, что мне захотелось поглубже узнать её.

В 2013-м я отправилась ещё в одно большое приключение — из Санкт-Петербурга в Магадан. О нём как раз моя вторая книга. Я осуществила свои мечты — сплавилась по Лене и добралась до Якутии на вёслах. А уже оттуда доавтостопила до Магадана.

В следующие три года я периодически возвращалась на Урал и в Сибирь, ещё побывала в Карелии и на Кавказе. Большинство этих поездок тоже были автостопом.

А с 2016-го я активно путешествую по российской глубинке из-за работы.

 Исток реки Лены, Иркутская область
Исток реки Лены, Иркутская область

Про неприятности и риски

Я искренне не советую перемещаться девушкам автостопом, тем более в одиночку. Своё поведение я могу объяснить только одним — юношеский максимализм. Несмотря на то, что хороших людей мне встречалось в первой поездке — во Владивосток — гораздо больше, я понимаю, что один плохой человек мог бы стоить мне жизни.

Расскажу пару страшных случаев. Но заранее успокою, что в итоге я не пострадала.

Первый такой: я ехала на фуре уже пару часов, оставалось километров 30 до Казани. Водитель рассказывал мне про свою семью и про то, что у него недавно родился третий ребёнок и что он как раз возвращается из рейса домой к любимой жене. Я слушала и думала: «Как хорошо, что есть вот такие люди». Но потом вдруг он начал ко мне приставать. Было сильное разочарование. Сначала он позволял себе дурацкие комплименты и намёки в духе «А может это... Ну то самое...». Я неловко отказывалась, но уже понимала, что ситуация выходит из-под контроля. Водитель свернул с шоссе на просёлочную дорогу и поехал в поле. Не долго думая, я схватила рюкзак — благо он стоял у меня в ногах, выпрыгнула на ходу наружу и со всех ног понеслась по полю в темноту, подальше от света фар. Водитель высунулся из окна и начал кричать и извиняться: «Наташа, прости, я не хотел, я не буду!» Но я, конечно, не вернулась. После того как он уехал, мне попалась другая машина и я уехала. Кстати, если бы она не остановилась, то я бы не продолжила путешествие и вернулась в Петербург.

Второй случай пожёстче. Правда, это произошло не в ту поездку до Владивостока, а в другой раз, мне тогда нужно было добраться из Санкт-Петербурга в Москву. Ко мне не приехал водитель BlaBlaCar, и я решила поймать попутку. Остановился приятный парень, на вид лет 20. Мы проехали буквально километров 20, и он свернул в лес. Заехал достаточно далеко, остановил машину. Выпрыгнуть и убежать у меня не получилось. Он вышел и вытащил меня наружу, потом ударил электрошокером и закинул к себе на плечо. Я была в сознании, но вырваться не могла. Мне оставалось только одно — молиться. Вслух я стала читать молитву Святой Наталии. Внезапно он остановился, опустил меня и заговорил. Рассказал, что ходит в церковь отмаливать грехи, спросил, хожу ли я. Потом немного подумал и отпустил меня. Это был последний раз, когда я ездила в одиночку автостопом.

Думаю, что оба раза меня спасало чудо. Сейчас я больше в такие путешествия отправляться не хочу и не планирую. И очень советую всем, кто намеревается ехать автостопом, хорошо всё обдумать и как минимум озаботиться безопасностью, а лучше всё же выбрать другой вид перемещений.

 Дорога на Якутск
Дорога на Якутск

Как автостопить безопасно

Если вы всё же решили попробовать автостоп, то вот несколько советов.

Во-первых, никогда не говорите первыми, куда направляетесь. Если пассажир говорит: «Мне в Оренбург», а водитель тут же отвечает: «О! И мне туда же!», то это подозрительно (если, конечно, вы не в пригороде Оренбурга). А если говорят: «Садись, подвезу!», даже не поинтересовавшись направлением, то для меня это сразу плохой знак. Лучше спрашивайте: «Куда вы едете?» И только потом давайте ответ, по пути ли вам.

Во-вторых, хоть и не всегда, но достаточно часто с первого взгляда можно понять, вызывает человек доверие или нет. Если вдруг вам что-то не нравится или вас что-то настораживает, то вы всегда можете сказать, что вам, к сожалению, не по пути, поблагодарить и закрыть дверь.

В—третьих, стоит помнить про средства самозащиты: перцовый баллончик, сигнальная ракета или нож. Но помнить не с той точки зрения, чтобы иметь их с собой, а с другой: у водителя они тоже могут быть. А ещё он может использовать ваши средства защиты против вас же. Кстати, если уж говорить про безопасность, то и водители боятся пассажиров. Ведь бывает, что обворовывают и машины.

В-четвёртых, желательно путешествовать с кем-то. Если вы всё же едете в одиночку, то обязательно скажите родным или друзьям, куда едете и каким маршрутом (с меня пример не берите). Сейчас в смартфонах можно следить за геопозицией, тоже обязательно поделитесь доступом к ней с родными.

 Зимовье на берегах реки Лены
Зимовье на берегах реки Лены

Про работу

После вуза я стала думать, чем мне заниматься дальше, и сформировала очень своеобразный запрос во Вселенную: мне хотелось найти такую работу, где мне нужно было бы заниматься путешествиями по России и именно в глубинку. Кроме того, хотелось осознанных, исследовательских поездок, что-то вроде экспедиций. Ещё это должно было быть связано с людьми, социальной составляющей и чтобы это приносило пользу. То есть обычные экскурсии или работа в турбюро мне не подходили. Мне казалось, что мои требования просто не могут соединиться в одной вакансии. А потом мне на глаза попалась вакансия в Международном генеалогическом центре. Я тут же поняла — это моё!

Правда, взяли меня туда не сразу. Меня даже не хотели приглашать на собеседование. Тогда я нашла контакт директора центра в соцсетях. Мне предложили работу офис-менеджером, но через три дня я поняла, что мне скучно и собралась уволиться. Дальше была сцена как в кино: я ухожу из офиса, директор останавливает меня в дверях окриком «Стоооой», я разворачиваюсь и он спрашивает: «Ну а чем бы ты хотела заниматься?» Думаю, он оценил, что я горю делом, что испытываю истинный интерес.

Компания занимется тем, что составляет генеалогическое древо для клиентов. Мы находим информацию о прабабушках, прадедушках и других родственниках. Я участвую в экспедициях по России в поисках предков клиентов и освещаю процесс для клиентов и в соцсетях: сама снимаю видео и фото. Бывает, что вначале мы знаем только имя и, к примеру, название университета, где учился родственник чуть ли не сто лет назад. Мы едем на место, копаемся в архивах, разговариваем с местными и по крупицам собираем данные, чтобы найти корни.

Мой самый любимый проект — «Тайна моего дедушки». К нам обратилась девушка, которая хотела найти своего предка, но знала о нём очень мало. Мы взялись за это дело бесплатно, но на условиях, что сделаем на его базе реалити-шоу. Большую часть работы я сделала сама, проведя в одиночных экспедициях. В итоге у нас вышел полнометражный фильм.

Если вы хотите построить своё древо, то это можно сделать абсолютно бесплатно на нашем сайте. А экспедиции и расследования уже, конечно, стоят прилично.

 Ленские щёки, Иркутская область
Ленские щёки, Иркутская область

Про необычные места

Однажды я была в рабочей поездке в Красноярском крае, мы с командой делали исследование для клиента. Я знала, что рядом, на западе Иркутской области, есть Тофалария — небольшой регион в Саянах с древним коренным народом — тофами. Я предложила работодателю сделать о них фильм, и он дал мне добро. Было очень здорово: мы ночевали в тайге на мху, исследовали местность, знакомились с людьми, а я всё это снимала!

Ещё одно интересное место — культурно-этнографический комплекс «Ямщицкое подворье» в посёлке Синск в Якутии. Дело в том, что во времена правления Екатерины II на восток отправляли много ямщиков для налаживания почтовой связи с дальними территориями. И в этом поселении живут потомки тех самых государственных ямщиков. На подворье они встречают гостей в традиционных костюмах, поют песни, рассказывают истории про то, как их предки вели быт два века назад. Когда я их слушала, у меня текли слёзы, настолько сильно меня это тронуло. Поселение находится на месте впадения реки Синей в реку Лену. И летом попасть в него или привезти грузы можно только на лодках.

Или вот ещё случай. Я шла на вёслах вдоль берега Лены в районе деревни Паршино и увидела на лесопилке мужчину. Он представился Николаем Каурцевым. Мы разговорились. Так я узнала, что он последний житель деревни. Да и то приезжает только летом, а на зиму перебирается в город. А ещё он рассказал истории о том, как медведи помогали жителям деревни в хозяйстве. Например, был медведь-нянька, который следил за ребёнком, пока его мама работала в огороде. Ещё был медведь-грузчик, которого хозяин нашёл медвежонком и вырастил. За медведя даже платили хозяину дополнительную ставку, потому что он был полноценным работником. И на обед он ходил со всеми, у него была своя медная миска и столик в углу. Спал он тоже как человек, на лежанке в комнате с хозяином. Николай очень убедительно обо всём этом рассказывал, мне даже удалось это заснять!

 Встреча с медведем на Валдае
Встреча с медведем на Валдае

Про страну

Чем больше я исследую Россию, тем больше понимаю, что хочу ещё и ещё! Россия — необъятная, это правда. Главное — сворачивать с больших дорог, тогда можно найти настоящие изумруды-поселения, у каждого из которых своя история, свои особенности, свои сокровища. Мой основной посыл — не смотрите поверхностно, интересуйтесь, узнавайте подробности, тогда перед вами распахнётся целый новый мир!

В каждой поездке я открываю такие миры, но при этом вижу, что большая часть истории и наследия оседает в непопулярных краеведческих музеях или в памяти местных. Мне хочется сохранить память о нашем прошлом и донести это знание до большего количества людей. Именно за это я люблю свою работу и путешествия.

10 необычных мест для посещения

1. Вепсские деревни в Ленинградской области. Место проживания малочисленного народа — вепсов. Центром можно назвать деревню Ярославичи, но вокруг там много маленьких поселений, где до сих пор топят баню по-чёрному, готовят пироги — вепсские калитки — в печи. Люди чтут традиции и хранят свой народный язык.

2. Семейские деревни в Бурятии. Очень яркие, с украшенными резьбой и росписями домами. Одна из них тоже входит в список самых красивых деревень России. Там живут потомки старообрядцев. Это место, на мой взгляд, феноменальное!

3. Село Верх-Уймон на Алтае. Я попала туда случайно свернув с дороги, поэтому очень ценю это место. Село находится в окружении гор, на берегу реки Катуни. Рекомендую посетить два музея: дом-музей Николая Рериха и краеведческий, где удивительная хранитель. Она так интересно рассказывает об истории места, что я провела там целых два часа.

4. Немецкие поселения в Саратовской области. Возникли при Екатерине II, когда в Россию на льготных условиях приглашали переселенцев из Германии. Их, например, освобождали от воинской повинности, им гарантировали налоговые льготы и свободу вероисповедания. Многие потомки переселенцев уехали из этих мест, но посмотреть на постройки — те же мельницы и храмы (кирхи), очень интересно. Ещё можно посетить утёс Степана Разина, с которого открывается потрясающий вид на Волгу.

5. Село Вятское в Ярославской области. Первое в списке самых красивых деревень России. Его восстанавливают и облагораживают при участии мецената Олега Жарова. Сейчас там работает около 15 музеев и с каждым годом открываются новые.

6. Крестьянская усадьба Асташово в Костромской области. Ещё один пример трудолюбия и любви к истории. Семейная пара решила восстановить заброшенный терем. За свои деньги и при участии волонтёров они его отстроили, опираясь на сохранившиеся изображения. Сейчас туда можно приехать на экскурсию и даже остаться с ночёвкой. Каждая вещь в интерьере там не случайна, у всего есть смысл и история. Потрясающий опыт.

7. Дом кузнеца Сергея Кириллова в деревне Кунара Свердловской области. Дом впечатляет своим ярким оформлением. Но Кириллов был в селе не единственным кузнецом. И прогуляться по Кунаре очень интересно. Кстати, стоит зайти на кладбище. Там впечатляет надгробие, которое Кириллов сам себе заранее приготовил.

8. Село Верхняя Балкария в Кабардино-Балкарии. Оно расположено на высоте 1120 метров. Село обжитое, а вот рядом есть заброшенный аул Кюнлюм. Можно сказать, что это музей под открытым небом, по которому можно изучать быт предков. Отличное место, чтобы посидеть, подумать о жизни или просто побыть в тишине.

9. Село Куруш в Дагестане. Самое южное и самое высокогорное село в России. А ещё, пожалуй, самое гостеприимное! Там живут коренные лезгины, которые очень рады путешественникам. Кроме того, там очень чистый воздух и потрясающие виды. Отдельное удовольствие — дорога от Махачкалы до Куруша. По пути хочется выходить на каждом повороте, чтобы запомнить пейзажи.

10. Село Аршан в Бурятии. Находится примерно в полутора часах на машине от посёлка Култук на озере Байкал. Вокруг села красивые ущелья, чтобы гулять до минеральных источников или водопадов. А если вы готовы, то на вертолёте можно долететь до базы отдыха Шумак и оказаться в полном отрыве от цивилизации.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Обновлено 6 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.