Как-то студентку из Санкт-Петербурга Наталью в Китае попросили рассказать о России. Тут она и осознала, что не то чтобы что-то знает о своей стране. И пообещала себе изучить вопрос досконально. С тех пор она многократно проехала нашу страну с запада на восток и обратно автостопом и исходила пешком. И даже работу себе выбрала такую, чтобы почаще оказываться в глубинке.
Герой: Наталья Корнева, 33 года, сотрудница Международного генеалогического центра
Фотографии: из личного архива Натальи
Текст: Софья, пишущий путешественник
Алмазный карьер «Мир», Якутия
Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Параллельно со школой в детстве я занималась в музыкально-эстрадном театре. Так что моими первыми путешествиями были гастроли. Мы ездили по России, а ещё по странам Балтии, также в некоторые страны Европы. Но в детстве мне было совершенно не важно, куда мы едем с труппой. Мне были интересны люди и сам театр. И я получала одинаково большое удовольствие от выступлений как в небольшом посёлке в Ленинградской области, так и в европейском городе.
Впервые далеко и надолго я сама поехала в восемнадцать лет: меня пригласили работать по контракту танцором в театр в Китае на полгода. Мне пришлось отпроситься из университета, хорошо, что преподаватели оказались лояльными и разрешили мне сдать все экзамены по возвращении. Это был первый самостоятельный опыт и путешествия, и жизни без контроля взрослых, да ещё и в другой стране. Мы отправились туда вдвоём с подругой и держались всё время вместе. Когда пришло время решать, продлевать ли контракт — он заключается на полгода, мы подбросили монетку. Это не для того, чтобы снять с себя ответственность, а чтобы свериться со своими чувствами. Выпал орёл, это значило, что нам нужно возвращаться. Подруга обрадовалась, потому что очень скучала по родным в России. А я поняла, что мы круто проводили время в Китае в большей степени благодаря ей и что одной мне там будет совсем неуютно. Хотя Китай прекрасен.
Мы жили на юге, в Шэньчжэне. Этот город находится у подножия гор, но при этом за полчаса на машине можно добраться до моря с пляжами. Природа там просто потрясающая! Очень много зелени, есть лесные тропинки с местами для отдыха. Кроме того, мы жили в творческой коммуне. По сути, это город внутри города, где собрались артисты со всего мира. Тогда я начала активнее учить языки: и китайский, и английский. Потому что всё же допускала, что останусь в Китае или отправлюсь куда-то ещё. Даже думала о кругосветном путешествии! Но чем ближе была дата отъезда, тем больше я убеждалась, что хочу домой.
Помню, как кто-то из труппы спросил меня о природе в России. И тут я поняла, что на самом деле ничего про неё толком не знаю. С одной стороны, мне стало немного стыдно, с другой — я загорелась желанием её изучить! В мае мы летели обратно, а уже в июне я планировала отправиться в соло-путешествие от Санкт-Петербурга до Владивостока, чтобы посмотреть страну.
Слева: Синские столбы, Якутия. Справа: плато Путорана, Красноярский край
У меня был чёткий план: выйти из дома 21 июля и отправиться во Владивосток. Сначала я намеревалась идти пешком. Мне не хотелось ехать, меня тянуло изучать местность, людей, слушать их истории. Я действительно думала, что должна рассмотреть чуть ли не каждый камушек по дороге. Но, конечно, это были фантазии. Когда я осознала, что пешком мне идти очень-очень долго, то сторговалась с собой на автостоп — с возможностью поворачивать туда, куда позовёт душа.
Собиралась я тогда так себе. Во-первых, у меня не было денег, потому что всё заработанное в Китае в основном я потратила на 21 пару обуви (не спрашивайте), ну и на самое необходимое для похода. Я купила рюкзак, сухпайки и тент. Ещё купила камеру и фотоаппарат. Почему-то мне не пришло в голову взять с собой палатку. Я подумала, что можно сэкономить место в рюкзаке, а спать, как гусеничка, на пенке, обмотавшись тентом. Ещё я взяла с собой книжку, ручку и блокнот для путевых заметок, плюшевого мишку как напоминание о доме и одежду. Во-вторых, я совсем не строила маршрут, не читала форумы и не интересовалась тем, какие существуют правила автостопа — и поэтому попала в приличное количество приключений.
Как я сама себе и обещала, 21 июля я вышла из дома с рюкзаком и 150 рублями. Я никому не сказала, куда иду, потому что знала, что меня не поддержат и будут отговаривать. Это был 2009 год, мне было девятнадцать лет, я закончила второй курс Санкт-Петербургского технологического института по направлению «реклама» и была полна решимости увидеть страну, особенно то, что за Уралом! Мне было суперинтересно узнать, как живут люди не в крупных городах, а в маленьких деревушках. И мне это удалось!
В моём окружении тогда были люди, которые хотели ехать в Париж или куда-нибудь в Азию. Спать на коврике, перемещаться автостопом, да ещё и по России, почему-то никто желанием не горел. Я писала на тематических форумах, но те, кто откликался, мне не импонировали. Я осознавала, что мне будет очень дискомфортно подстраиваться под желания незнакомого человека. А уже во время путешествия я поняла, что люди скорее проникаются доверием к одиночке. Возможно, они видели мой неподдельный интерес и искреннюю любознательность и делились историями о месте, в котором жили, были очень дружелюбны, часто приглашали в гости и на семейные праздники.
Берег реки Лены, Иркутская область
Их было очень много. Например, когда я проходила небольшой посёлок Качуг в Иркутской области, меня на улице остановил парень. Его звали Антон, он учился в 11-м классе. Он увидел, что я с туристическим рюкзаком, и предложил провести экскурсию. Мне очень понравилось! Мы прошлись по знаковым местам, например, увидели, откуда раньше отходили грузовые суда по реке Лене.
В Пермском крае я познакомилась с Егором Утробиным, он содержит музей под открытым небом. Я проходила мимо и заинтересовалась деревянными скульптурами на улице. Начался дождь, и Егор пригласил на чай, он очень вдохновлённо и с любовью рассказывал об истории своих предков. Но мне уже нужно было двигаться дальше, и он помог мне поймать машину, чтобы я не мокла под дождём.
Уверена, что отправиться тогда в путь одной было правильным решением! Я познакомилась с огромным количеством людей, которые влюблены в свою страну.
Чаще всего я ночевала на второй полке в фурах. А на первой спал водитель. Как гусеничка я тоже спала. Но мне повезло, что то лето выдалось очень тёплым! И было важно правильно выбрать место: не в городе, но и не совсем в лесу. Честно говоря, я боялась встретиться там с дикими животными. Ещё меня часто звали переночевать в гости те, с кем я знакомилась в деревнях. У нас в России настолько гостеприимные люди! Некоторые даже проводили мне экскурсии по окрестностям. С кем-то я сохраняю связь до сих пор.
Помню, как однажды я шла допоздна по дороге. Это было где-то на Алтае. Я попробовала заснуть на остановке, но поняла, что спать на улице всё же холодно, поэтому решилась заглянуть на автозаправку — единственное тёплое место в округе. Там дежурила женщина. Она сначала не хотела меня пускать, но потом, когда мы с ней разговорились, она не только предоставила мне ночлег на заправке, но и позвала на свадьбу сына. Я, правда, к сожалению, на неё не осталась.
Ещё мне очень помогали ДПСники. Часто я спала на диване у них на постах. Они узнавали про мою задумку с путешествием и предлагали переночевать и на обратном пути тоже. А иногда они даже передавали коллегам дальше по дороге, чтобы те меня приютили. Или же отправляли с фурой и просили следующие посты убедиться, что со мной всё в порядке.
Мыс Кекурский, Мурманская область
Вот чего-чего, а еды у меня всегда было полно, при том, что я никогда никого об этом не просила. Каждый приветливый водитель, к которому я садилась, каждая бабушка, у которой я останавливалась на ночлег, — все пытались меня угостить и дать продуктов впрок. Поэтому за два месяца я поправилась на семь килограммов. Правда, было три голодных дня, когда провизия закончилась. Тогда в ход пошли сухпайки — каши и супы быстрого приготовления. Я их заливала кипятком, который просила на заправках.
Но был и вот какой случай. Уже на обратном пути я поймала попутку в Хабаровске, чтобы доехать до Читы. За рулём был парень, который только что купил машину и как раз перегонял её в Читу. Сначала он сказал, что может подвести меня на 200 километров. Думаю, он просто не был уверен, что ехать вместе два дня окажется комфортно. В итоге мы разговорились и он согласился подбросить меня до самого конца. Мы болтали всю дорогу и никак не могли наговориться, так интересно нам было! А когда мы попрощались, я вышла из машины, он кинул в окно деньги и быстро уехал. Он понимал, что из его рук я их не возьму. А так мне пришлось собрать купюры, чтобы они не валялись на земле.
Так что в моём приключении было очень много добрых людей, которые помогали с едой и жильём. Но всё равно, во все последующие путешествия я уже брала с собой больше денег, потому что научилась лучше готовиться к поездкам.
Слева: вид на плато Путорана. Справа: Приэльбрусье
До Иркутска я ехала по федеральной трассе и очень редко сворачивала в закоулки. Но потом поняла, что если так двигаться дальше, то я ничего не увижу. Поэтому я открыла атлас автомобильных дорог, который был у меня с собой, зажмурила глаза и ткнула пальцем в первое попавшееся место. Это была северная часть, на север по реке Лене. Не раздумывая, я отправилась туда и влюбилась в это место с первого взгляда!
Впервые я переночевала одна на берегу Лены недалеко от тайги. Ещё познакомилась с местным писателем, он жил в небольшом доме у реки и сочинял стихи о тайге. Он тогда подарил мне свою книгу. А спустя пару лет я вернулась в те места и преподнесла ему уже свою книгу про путешествия.
Тот поворот, можно сказать, был судьбоносным! Наконец-то я оказалась в глубинке. Мне безумно понравилось! Я поняла, что вот именно о таком путешествии я и мечтала: ехать не по федеральным трассам и не по городским дорогам, а по грунтовкам, а где-то, где автомобиль не проходит, и вовсе идти пешком.
Я шла вдоль Лены на север. Иногда мне попадались небольшие дома или деревушки, я знакомилась с местными жителями, они рассказывали мне о своей жизни, а я им — о своём путешествии. Я чувствовала себя первооткрывателем и исследователем.
Сейчас река Лена — моё самое любимое место на Земле. Я стараюсь бывать там один или два раза в год. Например, в один из визитов я прошла на 500 километров по Лене от Иркутска вниз по течению. В другой раз ходила в районе Ленских столбов. Моя большая мечта — построить когда-нибудь дом на Лене в Качугском районе.
От Иркутска также автостопом я добралась до Владивостока и попутешествовала по Хабаровскому краю. В местном краеведческом музее я узнала про Владимира Арсеньева, географа и исследователя Дальнего Востока, и решила посетить некоторые места из его маршрутов.
Потом я поехала по дороге Лидога — Ванино, которая заканчивается на берегу Татарского пролива. Оттуда я планировала добраться до Сахалина, но меня не посадили на судно — я не сумела договориться с капитаном. И я решила двигаться обратно.
На обратном пути я останавливалась в каждом регионе подольше, а ещё заехала в Краснодарский край. В итоге вместо запланированного месяца моё путешествие длилось больше двух. Родным я сказала, что отдыхаю в гостях у подруги на юге.
Могу сказать, что страна у нас действительно большая и очень разнообразная. Теперь я могу многое поведать об особенностях природы. А ещё, конечно, о людях. Через знакомства с ними, их бытом, историей их предков я узнавала настоящую Россию, действительно многогранную. Одно дело слышать, что у русского человека широкая душа, и совсем другое — это увидеть.
Тофалария, Иркутская область
Когда я вернулась из поездки, я выложила фото на свою страничку во ВКонтакте. Подписчики попросили написать пару-тройку постов. Я села их составлять и увлеклась. В итоге у меня получилось материала на целую книгу! Я решила издать её сама и открыла сбор средств на краудфандинговой платформе. За три дня я получила необходимую сумму и напечатала первый тираж. Он разошёлся достаточно быстро, но, к сожалению, я всё равно ушла в минус, поэтому больше с книгоизданием связываться не хотела. Но спустя некоторое время мне написало издательство «Бомбора» и предложило переиздать книгу уже за их счёт. Конечно, я согласилась! А сейчас у меня вышла уже вторая книга — про путешествие в Магадан.
После первого путешествия автостопом я не смогла остановиться. Год спустя, летом 2011-го, я собралась в новое — по Сибири. Но вместо того, чтобы ездить, я целый месяц прожила в таёжной общине в Западных Саянах. Мне так сильно запала в душу та местность, что мне захотелось поглубже узнать её.
В 2013-м я отправилась ещё в одно большое приключение — из Санкт-Петербурга в Магадан. О нём как раз моя вторая книга. Я осуществила свои мечты — сплавилась по Лене и добралась до Якутии на вёслах. А уже оттуда доавтостопила до Магадана.
В следующие три года я периодически возвращалась на Урал и в Сибирь, ещё побывала в Карелии и на Кавказе. Большинство этих поездок тоже были автостопом.
А с 2016-го я активно путешествую по российской глубинке из-за работы.
Исток реки Лены, Иркутская область
Я искренне не советую перемещаться девушкам автостопом, тем более в одиночку. Своё поведение я могу объяснить только одним — юношеский максимализм. Несмотря на то, что хороших людей мне встречалось в первой поездке — во Владивосток — гораздо больше, я понимаю, что один плохой человек мог бы стоить мне жизни.
Расскажу пару страшных случаев. Но заранее успокою, что в итоге я не пострадала.
Первый такой: я ехала на фуре уже пару часов, оставалось километров 30 до Казани. Водитель рассказывал мне про свою семью и про то, что у него недавно родился третий ребёнок и что он как раз возвращается из рейса домой к любимой жене. Я слушала и думала: «Как хорошо, что есть вот такие люди». Но потом вдруг он начал ко мне приставать. Было сильное разочарование. Сначала он позволял себе дурацкие комплименты и намёки в духе «А может это... Ну то самое...». Я неловко отказывалась, но уже понимала, что ситуация выходит из-под контроля. Водитель свернул с шоссе на просёлочную дорогу и поехал в поле. Не долго думая, я схватила рюкзак — благо он стоял у меня в ногах, выпрыгнула на ходу наружу и со всех ног понеслась по полю в темноту, подальше от света фар. Водитель высунулся из окна и начал кричать и извиняться: «Наташа, прости, я не хотел, я не буду!» Но я, конечно, не вернулась. После того как он уехал, мне попалась другая машина и я уехала. Кстати, если бы она не остановилась, то я бы не продолжила путешествие и вернулась в Петербург.
Второй случай пожёстче. Правда, это произошло не в ту поездку до Владивостока, а в другой раз, мне тогда нужно было добраться из Санкт-Петербурга в Москву. Ко мне не приехал водитель BlaBlaCar, и я решила поймать попутку. Остановился приятный парень, на вид лет 20. Мы проехали буквально километров 20, и он свернул в лес. Заехал достаточно далеко, остановил машину. Выпрыгнуть и убежать у меня не получилось. Он вышел и вытащил меня наружу, потом ударил электрошокером и закинул к себе на плечо. Я была в сознании, но вырваться не могла. Мне оставалось только одно — молиться. Вслух я стала читать молитву Святой Наталии. Внезапно он остановился, опустил меня и заговорил. Рассказал, что ходит в церковь отмаливать грехи, спросил, хожу ли я. Потом немного подумал и отпустил меня. Это был последний раз, когда я ездила в одиночку автостопом.
Думаю, что оба раза меня спасало чудо. Сейчас я больше в такие путешествия отправляться не хочу и не планирую. И очень советую всем, кто намеревается ехать автостопом, хорошо всё обдумать и как минимум озаботиться безопасностью, а лучше всё же выбрать другой вид перемещений.
Дорога на Якутск
Зимовье на берегах реки Лены
После вуза я стала думать, чем мне заниматься дальше, и сформировала очень своеобразный запрос во Вселенную: мне хотелось найти такую работу, где мне нужно было бы заниматься путешествиями по России и именно в глубинку. Кроме того, хотелось осознанных, исследовательских поездок, что-то вроде экспедиций. Ещё это должно было быть связано с людьми, социальной составляющей и чтобы это приносило пользу. То есть обычные экскурсии или работа в турбюро мне не подходили. Мне казалось, что мои требования просто не могут соединиться в одной вакансии. А потом мне на глаза попалась вакансия в Международном генеалогическом центре. Я тут же поняла — это моё!
Правда, взяли меня туда не сразу. Меня даже не хотели приглашать на собеседование. Тогда я нашла контакт директора центра в соцсетях. Мне предложили работу офис-менеджером, но через три дня я поняла, что мне скучно и собралась уволиться. Дальше была сцена как в кино: я ухожу из офиса, директор останавливает меня в дверях окриком «Стоооой», я разворачиваюсь и он спрашивает: «Ну а чем бы ты хотела заниматься?» Думаю, он оценил, что я горю делом, что испытываю истинный интерес.
Компания занимется тем, что составляет генеалогическое древо для клиентов. Мы находим информацию о прабабушках, прадедушках и других родственниках. Я участвую в экспедициях по России в поисках предков клиентов и освещаю процесс для клиентов и в соцсетях: сама снимаю видео и фото. Бывает, что вначале мы знаем только имя и, к примеру, название университета, где учился родственник чуть ли не сто лет назад. Мы едем на место, копаемся в архивах, разговариваем с местными и по крупицам собираем данные, чтобы найти корни.
Мой самый любимый проект — «Тайна моего дедушки». К нам обратилась девушка, которая хотела найти своего предка, но знала о нём очень мало. Мы взялись за это дело бесплатно, но на условиях, что сделаем на его базе реалити-шоу. Большую часть работы я сделала сама, проведя в одиночных экспедициях. В итоге у нас вышел полнометражный фильм.
Если вы хотите построить своё древо, то это можно сделать абсолютно бесплатно на нашем сайте. А экспедиции и расследования уже, конечно, стоят прилично.
Ленские щёки, Иркутская область
Однажды я была в рабочей поездке в Красноярском крае, мы с командой делали исследование для клиента. Я знала, что рядом, на западе Иркутской области, есть Тофалария — небольшой регион в Саянах с древним коренным народом — тофами. Я предложила работодателю сделать о них фильм, и он дал мне добро. Было очень здорово: мы ночевали в тайге на мху, исследовали местность, знакомились с людьми, а я всё это снимала!
Ещё одно интересное место — культурно-этнографический комплекс «Ямщицкое подворье» в посёлке Синск в Якутии. Дело в том, что во времена правления Екатерины II на восток отправляли много ямщиков для налаживания почтовой связи с дальними территориями. И в этом поселении живут потомки тех самых государственных ямщиков. На подворье они встречают гостей в традиционных костюмах, поют песни, рассказывают истории про то, как их предки вели быт два века назад. Когда я их слушала, у меня текли слёзы, настолько сильно меня это тронуло. Поселение находится на месте впадения реки Синей в реку Лену. И летом попасть в него или привезти грузы можно только на лодках.
Или вот ещё случай. Я шла на вёслах вдоль берега Лены в районе деревни Паршино и увидела на лесопилке мужчину. Он представился Николаем Каурцевым. Мы разговорились. Так я узнала, что он последний житель деревни. Да и то приезжает только летом, а на зиму перебирается в город. А ещё он рассказал истории о том, как медведи помогали жителям деревни в хозяйстве. Например, был медведь-нянька, который следил за ребёнком, пока его мама работала в огороде. Ещё был медведь-грузчик, которого хозяин нашёл медвежонком и вырастил. За медведя даже платили хозяину дополнительную ставку, потому что он был полноценным работником. И на обед он ходил со всеми, у него была своя медная миска и столик в углу. Спал он тоже как человек, на лежанке в комнате с хозяином. Николай очень убедительно обо всём этом рассказывал, мне даже удалось это заснять!
Встреча с медведем на Валдае
Чем больше я исследую Россию, тем больше понимаю, что хочу ещё и ещё! Россия — необъятная, это правда. Главное — сворачивать с больших дорог, тогда можно найти настоящие изумруды-поселения, у каждого из которых своя история, свои особенности, свои сокровища. Мой основной посыл — не смотрите поверхностно, интересуйтесь, узнавайте подробности, тогда перед вами распахнётся целый новый мир!
В каждой поездке я открываю такие миры, но при этом вижу, что большая часть истории и наследия оседает в непопулярных краеведческих музеях или в памяти местных. Мне хочется сохранить память о нашем прошлом и донести это знание до большего количества людей. Именно за это я люблю свою работу и путешествия.