Герои рубрики #цифровойкочевник — люди, которые совмещают работу и путешествия. Наш новый собеседник — Лена. Уже год она путешествует на автодоме в компании глухой кошки и спортивной собаки. Вот её рассказ про шиномонтаж на границе, дальнобойщика-садовника и мечту сменить колёса на паруса.
Герой-кочевник: Лена, 41 год, блогер
Фотографии: из личного архива Лены
Текст: Софья, пишущий кочевник
Жить в автодоме суперкомфортно. Мне важно наладить ежедневный быт — на этом держится моя психика. Сейчас я знаю, что перед сном всегда приму горячий душ, потом займусь йогой на коврике, лягу на комфортную кровать, а с утра приготовлю один из любимых завтраков. Например, творог с орешками, ягодами и мюсли или яйца с лососем, чёрным хлебом и зеленью. А ещё я заварю кофе на овсяном молоке в гейзерной кофеварке.
Все привычные мне вещи со мной, где бы я не проснулась: на обрыве у моря, в центре города или на парковке у торгового центра. Кроме того, я адепт slow living (англ. — «неспешная жизнь»). Мне нравится размеренность и совсем не нравится надрываться. Я не спешу увидеть всё и сразу, как это было в моих прежних путешествиях. Стараться объять необъятное — большой стресс. На автодоме я могу выбирать, сколько километров проехать сегодня, как долго зависать у какой-то достопримечательности или на сколько дней остановиться в том или ином городе.
Чаще я задерживаюсь в городах, чтобы сходить на бьюти-процедуры или показать животных ветеринарам — со мной путешествуют кошка и собака. И ещё чтобы закупить продукты и дать собаке поиграть с другими собаками. Но я не очень люблю города, меня больше тянет на природу. Вместо архитектурных развалин и исторических достопримечательностей я всегда выберу лес, горы и море. Когда вы в автодоме, можно гармонично это сочетать. Например, сегодня в 06:30 утра я проснулась в центре большого европейского города и пошла с собакой гулять в парк. Но уже через неделю буду стоять на берегу Ионического моря, а вместо утренней прогулки у Каберне будет утренний заплыв. Вот такие моменты я больше всего ценю в жизни в автодоме.
Я из Норильска. В юности, как и многие, решила уехать учиться, поступила в университет в Петербурге. С 2002 года я четырнадцать лет строила карьеру как Java-программист. Мне удалось дорасти до руководящей должности и пожить в нескольких странах. Например, я поработала в Южной Корее на Samsung, в Нидерландах — на TomTom, в США — на Motorola и другие компании. В каждую страну я приезжала по специальной визе высококвалифицированного мигранта. Тогда было принято ходить в офис и контролировать всё на месте. Мне даже предлагал работу Google, но я отказалась, потому что к тому времени у меня случилось выгорание. Я поняла, что доросла до своего потолка в профессии и перестала видеть для себя перспективы. Вот тут случилась моя первая поездка не по делам, а чтобы разобраться, чего я хочу от жизни дальше.
В 2014 году я поехала в Таиланд: с рюкзаком, без плана, без ожиданий и без обратного билета. Я сразу влюбилась в этот формат путешествий! Сначала я проводила время, как и полагается, на пляже с кокосом в руках. Но потом мне стало скучно и я отправилась в Бирму. Тогда это было настоящее приключение. Скоростную трассу между странами ещё не построили, нужно было ехать по опасному одностороннему серпантину: по чётным дням дорогу открывали в одну сторону, а по нечётным — в другую. В Бирме не было банкоматов, и нужно было запасаться наличными. Сколько привезли — на то и рассчитывайте.
Кстати, я путешествовала автостопом, меня подобрала молодая семейная пара. Они вообще не говорили по-английски, зато накормили в каком-то местном кафе бобами и рисом. Правда, в конце поездки оказалось, что они ждут от меня 10 тысяч в местной валюте. Я решила поторговаться, а потом от них убежала — и это гораздо более яркое воспоминание, чем любой пляж с кокосами.
В итоге я провела в Азии полгода и посетила семь стран: кроме Бирмы ещё Вьетнам, Индию, Камбоджу, Лаос, Таиланд и Филиппины. Эмоции были потрясающие: вау, можно путешествовать не только по пакетным турам, можно торговаться за жильё с хозяином квартиры, можно не бояться ездить одной, ведь все страхи в основном надуманные! Я открыла для себя новый мир и тогда же задумалась, как бы мне монетизировать путешествия — стала пробовать разное.
Кажется, я перепробовала всё. Например, я удалённо продюсировала съёмки, была контент-фотографом, вела страницы соцсетей для других и писала о своих приключениях в блоге сама. К программированию у меня было отвращение, и я ни в коем случае не хотела в него возвращаться. К тому же удалённо предлагали гораздо меньше денег, чем если ты начальник в офисе. Для меня это тоже было психологическим барьером. В итоге моим основным занятием стало создание текстов и ведение соцсетей. Я хорошо писала для других и рассказывала о всех приключениях в своём блоге. Люди как-то находили меня и подписывались. Сейчас я жалею, что тогда, в 2016-м, не вкладывалась в раскрутку. Тем не менее с тех пор в моём блоге стало гораздо больше подписчиков и сейчас никакой другой работы, кроме блога, у меня нет. Я зарабатываю на рекламе, партнёрских проектах и веду курс по написанию интересных текстов. Это что-то вроде смеси математики, логики, юмора, психологии и копирайтинга. Я хороший аналитик, знаю, что заходит в соцсетях — и рассказываю об этом другим. То есть я про смыслы, а не про запятые.
После азиатского трипа я вернулась в Питер и на полгода вышла работать в офис. Однако поняла, что этот путь точно не мой — и придумала себе новую авантюру. Это был 2016 год. На блоге я тогда почти ничего не зарабатывала и продолжала вести аккаунты для других — это приносило мне около 20 000 рублей в месяц. У меня тогда была открыта трёхлетняя виза в США и куплен билет: ещё получая хорошую зарплату в офисе, я планировала автопутешествие с подругами. Вместо этого я разделила 20 000 рублей на тридцать дней, перевела в валюту — тогда курс был 60–70 рублей — и придумала проект «Кругосветка за девять баксов». Я должна была жить на эту сумму, путешествуя. Конечно, это казалось чем-то нереальным, но я рассудила так: если не получится, то просто займу денег на обратный билет и вернусь.
Дело в том, что в Америке очень распространена система каучсёрфинга: есть сайт с жильём, где хозяева разрешают остановиться у себя путешественникам бесплатно. А перемещаться я планировала автостопом. Поэтому деньги нужны были только на еду. Я анонсировала проект в блоге и улетела в Штаты. Конечно, самый обсуждаемый вопрос у комментаторов был, сплю ли я с владельцами жилья. Со стороны казалось, что хозяева не могут пускать переночевать просто так — и моя история выглядела как обман. Тем не менее мой план сработал! Я действительно жила на эту сумму и путешествовала. Конечно, я не покупала одежду, не шиковала, и не посещала платные аттракционы. Зато владельцы жилья часто показывали необычные местные достопримечательности.
Однажды один из моих постов завирусился, и ко мне за ночь пришло 30 000 новых подписчиков. Можно сказать, что тогда я проснулась знаменитой. Этот толчок очень помог мне: я стала дороже продавать рекламу в блоге, а люди всё приходили. Постепенно я увеличивала свой дневной бюджет и проехала все США и Мексику. А потом и Центральную Америку. Суммарно я провела в Америке чуть меньше года.
Началось всё с того, что я купила очень дешёвый билет туда из Бостона. В какой город, не помню, зато помню стоимость — 64 доллара. Потом я привычно зашла на сайт каучсёрфинга, выбрала нормальный вариант по оценкам и отзывам. Точка была где-то рядом с пристанью, и когда я приехала, то поняла, что это не дом, а лодка. Оказалось, что капитан — очень изобретательный человек. На яхте сломался автопилот. Вместо ремонта капитан придумал приглашать на борт людей, чтобы те стояли за штурвалом, пока он спит. Путешественники соглашались, потому что были в полном восторге от такого приключения. Что ж, я не стала исключением. Мы провели в море около недели. И это действительно было прекрасно. Больше всего мне запомнились дельфины в волнах и светящийся планктон в унитазе. Вода на яхте для некоторых нужд берётся прямо из-за борта — так он туда и попал.
Сначала на яхте было мирно и хорошо: капитан ко мне не приставал, я к нему тоже. Но в какой-то момент он начал намекать: «Ты привлекательная, я тоже ничего, давай что-нибудь придумаем». И однажды на рассвете, когда мы в очередной раз причалили к берегу, я просто сбежала — уехала вглубь Мексики и поехала дальше по стране. Так что ни в этот раз, ни в какой другой отношений с владельцами жилья у меня не возникло.
После американских путешествий я вернулась в Питер. Правда, ненадолго: так как доходы существенно выросли и вернулись к тем, что были в офисные времена, я вскоре отправилась осуществлять свои тревел-хотелки. Побывала в Австралии, Новой Зеландии, на Бали. Снова вернулась в Латинскую Америку и оттуда добралась на огромном круизном лайнере до Антарктиды. Каждое из этих путешествий длилось шесть—девять месяцев. Я перемещалась из отеля в отель, и, честно говоря, это выматывало. Больше всего я устала от отсутствия постоянного места, привычного расписания жизни и от смены еды — когда не знаешь, будет тебе вкусно или нет, особенно на завтрак. Поэтому когда случилась пандемия, я была очень рада оказаться дома в Питере, наладить быт и неожиданно для себя завести двух животных.
Сначала я взяла кошку. Друзья обнаружили котят в подворотне. Я выбрала самого активного и здорового на вид. Но врачи нашли потом у неё скрытые инфекции. Я долго её лечила, но возникли осложнения на уши, она не слышит, и на мозг — иногда у неё не очень с координацией, но это не особенно заметно. Я назвала кошку Шираз — в честь одноимённого сорта вина. А чуть позже у меня появилась Каберне — золотистый ретривер. Я выбирала породу, которая будет хорошо ладить с кошкой. Но мы с Каберне тоже отлично ладим — она мой лучший компаньон во всех приключениях. Я никогда не была собачницей, но считаю, что взять Каберне — одно из лучших решений в моей жизни.
Во время пандемии в Питере я ездила с животными на легковушке за город. Уже тогда я поняла, что и Шираз, и Каберне отлично чувствуют себя в дороге. Думаю, что этот фактор тоже во многом повлиял на моё решение об автодоме.
Лет пять назад я летела из Австралии — с пересадкой. Первый рейс длился 16 часов. И всё это время я была зажата между полным мужчиной и качком. Я тогда пообещала себе, что больше никогда не буду путешествовать экономклассом. С тех пор я всегда беру билеты в бизнес, неважно, сколько они стоят. Тот момент был поворотным: я поняла, что зарабатывать деньги просто так неинтересно, а вот ставить какую-то цель — круто. И важна не конкретная сумма, а состояние, в котором я хочу жить. При этом я понимаю, что на всё нужно время. В самом начале я ездила на девять долларов в месяц, но ставила цель — работать удалённо и обеспечивать себе высокий уровень комфорта. Считаю, у меня получилось её достигнуть.
Я жила с двумя животными в Питере и размышляла, что делать дальше. Тогда мне на глаза попался ролик в YouTube про автодома. Я сразу поняла, что это именно то, что мне нужно. На тот момент у меня была легковая машина, которую я просто заправляла, мыла и иногда возила на ТО. Но я абсолютно ничего не понимала в автодомах, поэтому первое, что пошла делать — смотреть всевозможные ролики на YouTube на английском языке. Мне кажется, я пересмотрела все, что были на тот момент. Это заняло примерно полгода. После этого я сформулировала требования к своему автодому. Большинство автодомов рассчитаны на семью, там мало места для хранения вещей, зато очень много кроватей. Мне, конечно, это совсем не подходило.
Я поняла, что мне нужны хорошая кровать, не раскладная, а чтобы можно было и ночью спать, и днём завалиться в любой момент; большой шкаф, чтобы повесить одежду на плечики и аккуратно разложить вещи; отдельные ящики для хранения еды животных и лотка Шираз; хороший душ и туалет — мне совсем не хотелось опять зависеть от отелей или кемпингов. Ещё в мой список вошли: посудомойка, фен, блендер, кондиционер... В общем, я планировала обустроить настоящий автономный дом на колёсах. Поиски показали, что таких нет. Тогда я приняла решение купить пустой фургон и собрать начинку сама. Я брала новый, чтобы избежать поломок в дороге. Машина обошлась мне примерно в четыре миллиона, были накопления, и ещё столько же ушло на ремонт. Он длился около полутора лет. Что-то я делала сама, например, вырезала окна и стелила пол. Ремонт в автодоме — это не то же самое, что в квартире. Тут нужно помнить, что каждую секунду в движении происходит вибрация, и если что-то плохо закрепить, оно просто отвалится. В России, в отличие от США или Европы, культура путешествий на автодомах развита очень слабо, поэтому и мастеров, которые с ними работают, тоже, считай, нет.
Но самой проблемной оказалась электроника — её переделывали несколько бригад. Зато теперь у меня аккумулятор на 550 ампер-часов и мощный инвертор, который позволяет без электросети одновременно пользоваться феном, посудомойкой и заряжать ноутбук. Хотя большинство автодомов могут полноценно существовать только будучи подключёнными к розетке. Кроме того, у меня в автодоме есть полноценное рабочее место и кухня с раскладывающейся столешницей на случай, если мне приспичит приготовить что-нибудь сложное. Длина моей машины — семь метров.
Я уехала из Питера в Финляндию почти год назад. С тех пор я успела побывать в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Австрии, Италии, потом поехала в Словению, Хорватию, Черногорию, Сербию, Турцию, Грецию. Сейчас я в Албании, а путь держу в Исландию. Всё так прекрасно, что я планирую продолжать! Будут ещё Испания, Португалия и снова Норвегия.
Норвегия стала для меня сюрпризом: это очень красивая страна. Но в первый раз я оказалась там осенью и на летней резине. Кое-где уже была гололедица, поэтому я не везде смогла проехать. Теперь я уже на всесезонке и планирую останавливаться и купаться в каждом озере!
Большинство видео про автодома в соцсетях показывают, как одним прекрасным утром человек открывает дверь или окно — а там потрясающий вид. И такое действительно случается. Но ещё бывает, что ты открываешь дверь, а за ней трасса или заправка. Потому что до любого красивого места нужно доехать, и не всегда удаётся сделать это за один день. Например, как-то я ехала по Дании, шли дожди, мне не хотелось где-то надолго останавливаться. Я пробиралась на юг, в более тёплые страны. А подписчики комментировали мои посты тогда в духе «Да что это за путешествие такое — по парковкам!». Я понимаю, что люди привыкли видеть красивые картинки и не задумываются, что за ними стоит. Но ведь даже чтобы поехать на выходные куда-нибудь в Подмосковье, нужно взять вещи, зайти в магазин и добраться до природы. Но ночёвки на заправках и трассе стоят того, чтобы одним утром открыть дверь и восторженно посмотреть на бескрайний морской простор.
Для выбора стоянок есть удобное приложение — Park4night. Оно создано как раз для кемперов и показывает ближайшие стоянки и места, где можно слить грязную воду и заправиться чистой, зарядиться, переночевать. А иногда я просто еду наобум и ночую в понравившемся мне месте. Важно соблюдать правила дорожного движения и никому не мешать. А так можно останавливаться везде, где нет на это запрета. Так я делала, например, в Норвегии. Но, справедливости ради, там везде красивые места. Ещё останавливаюсь на заправках или на парковках у торговых моллов. Бывает, встаю где-нибудь в центре города, но не на главной улице, а в переулке, рядом с парком и хорошими кафе для завтрака. Так я чувствую себя резидентом в гуще событий. А вообще, я всегда доверяю себе. Если мне хочется задержаться где-то, то не отказываю себе в этом, а если совсем не нравится место, то просто еду дальше.
Я специально брала новую машину, чтобы избежать неожиданных поломок — и это было максимально правильное решение. Для обычного ТО я ищу мастерские на Google-картах, смотрю, какие отзывы и есть ли опыт обслуживания автодомов.
Однако, пару раз я всё же попадала в неприятности в дороге. Когда переезжала границу Черногории и Сербии, прошла один контроль и мне поставили штамп, но ещё не прошла второй. И тут пограничник заметил, что у меня спустило колесо. Так я оказалась в максимально неудобном положении: даже не могла вызвать помощь, потому что буквально находилась между двумя странами. Я сначала сделала то, что полагается девочке — села и поплакала. Потом взялась читать мануал про машину. И тут кто-то постучал мне в окно. Оказалось, что пограничник с четырьмя коллегами пришли мне помогать менять колесо. Они быстро справились, и я счастливая отправилась дальше.
Ещё был случай, когда я поехала в национальный парк на севере Швеции и у меня загорелась красная лампочка с каким-то значком. Друг по телефону объяснил, что это значит: у машины закончились сразу и масло, и антифриз. А я была в 150 километрах от цивилизации. Тот же друг посоветовал залить немного воды вместо антифриза и спокойно добраться до автостанции. Я так и сделала, и уже к вечеру с машиной всё было в порядке.
Со временем становится понятно, что безвыходных ситуаций не бывает, что всегда найдётся кто-то рядом, чтобы помочь. Кроме того, я научилась относится к проблемам, как к задачам, которые нужно просто решить. Если не можешь решить сам, значит, нужно делегировать.
Безвыходных ситуаций не бывает, всегда найдётся помощник. А ещё благодаря своему прошлому в роли руководителя ко всем проблемам я отношусь как к задачам и сразу прикидываю, что могу сделать в этой ситуации.
За всё время со мной произошёл один неприятный случай: я остановилась в Финляндии на парковке у дороги и в зеркало заднего вида заметила, что прямо за мной припарковалась фура. Из неё вылез дальнобойщик с лопатой и пошёл в мою сторону. Я знала, что там были случаи нападения на машины с российскими номерами, поэтому не стала проверять, идёт он бить окна или приглашать сажать цветы. И просто быстро уехала. Говорят, что на автодома «покушаются» в Испании. Проверим.
Мне пришлось перевести фургон по документам в разряд автодома, потому что когда я его покупала, он назывался грузовиком. Это прямо прописывается в ПТС. В остальном на машину нужен стандартный набор документов, права самой обычной категории В. Сама я путешествую со старой шенгенской визой, которую мне выдали на пять лет. По ней можно находиться 90 дней на территории Евросоюза, потом нужно выезжать тоже на 90 дней — и можно заезжать снова. В принципе, это удобно, потому что машина тоже может находиться в Европе на зарубежных номерах не больше полугода. Потом нужно выехать и можно опять заехать на полгода. А вот в Турции машине разрешено находиться только 90 дней, а потом нужно выехать. Заехать обратно можно только через полгода.
Отдельная история со страховкой. Обычная российская не подойдёт. Страховка «Зелёная карта», которую раньше оформляли россияне, выезжая в Швейцарию и Евросоюз, с 1 июня тоже перестаёт работать. Но уже появились альтернативы: европейские компании начали делать страховки для россиян.
С животными тоже есть нюансы. Например сейчас, когда я буду въезжать в Грецию из Турции, то есть на территорию Евросоюза, мне нужно будет предъявить паспорта животных с отметками о чипировании, а также подтверждение, что у моих животных есть все необходимые прививки — это обязательное требование везде. А вот на въезде в Турцию ещё нужны были титры на бешенство. Но все вопросы с документами решаемы. Главное — заниматься всем этим заранее.
С шенгеном и российским загранником на самом деле доступна вся Европа — и Балканы, а там очень много интересных мест!
У меня машина с баком на 100 литров воды и аккумулятором на 550 ампер-часов. Это значит, что я могу спокойно жить четыре дня в лесу и ни в чём себе не отказывать: ежедневно работать и заряжать технику, готовить еду, принимать душ, пользоваться посудомойкой и феном. Ещё один плюс аккумулятора моего автодома — три вида подзарядки. Первый — от солнечных батарей, это особенно удобно в тёплых странах, например, в Турции я могла зарядиться так почти до ста процентов. Второй — в движении, когда накапливается лишняя энергия от работы двигателя. Ну и третий — от самой обычной розетки на 220 вольт. Бывает, я нахожу кафе, у которого есть терраса и совсем рядом парковочное место — и прошу разрешения подключиться к ним. Чаще мне разрешают, но иногда и отказывают, и это тоже окей.
Воду можно пополнять на заправках, как, например, в Турции, или на специальных парковках для кемпинга. А однажды я заправлялась из пожарного гидранта: на заправке не работал водопровод и работники предложили вот такую альтернативу. Но, конечно, с началом путешествий на автодоме я научилась по-другому относиться к ресурсам, более осознанно. Я всегда помню, сколько у меня осталось электричества и воды, и планирую, когда смогу их пополнить и, исходя из этого, разумно трачу.
Основное, что помогает мне путешествовать одной на автодоме, — самостоятельность. А ещё то, что я не паникую в сложных ситуациях, а ищу решение. Если что-то случилось и сама я не могу с этим разобраться, то делегирую. Ну и ещё мне свойственна рациональность. Я никогда не еду до изнеможения. Есть правило: когда я устала или нервничаю, просто ложусь отдохнуть, поспать или звоню подруге, чтобы меня виртуально взяли на ручки, пожалели, успокоили — и наутро всё налаживается.
Я самодостаточная, мне не нужно общение в большом количестве изо дня в день и мне совсем не нужен человек рядом, чтобы делиться эмоциями от путешествия. Хотя у меня есть друзья, с которыми я часто созваниваюсь. Иногда по три раза в сутки. Наверное, именно поэтому я никогда не чувствую себя одинокой. Я ощущаю поддержку близких на расстоянии. Я научилась звонить сама друзьям, если они пропадают. Парадокс, но наше общение стало более частым и качественным. Когда я жила в Питере, то общалась с друзьями реже. Казалось, что вот они, на расстоянии получаса, но времени на общение не находилось. Это тот самый синдром одиночества в большом городе. На расстоянии я начала больше ценить людей. А ещё, конечно же, я не чувствую одиночества из-за животных. Они мои большие друзья!
Мне очень нравится наблюдать за животными в новых условиях. Например, в Турции мы с друзьями арендовали яхту, и было забавно наблюдать, как кошка всё время сидела на носу и смотрела на рыбок. А собака при виде сапа сразу же начинала радоваться, ведь это значило, сейчас хозяйка будет катать её вокруг бухточек.
Вообще собака — мой главный компаньон. Когда мы с ней гуляем где-то по парку, я общаюсь с собачниками. Как правило, они очень приветливые и дружелюбные, сразу сдают все явки и пароли: где лучший грумер, в какую ветеринарную клинику обращаться, в какое кафе пускают с собакой и так далее. Здорово, что в Европе есть много специальных парков, куда можно прийти с питомцем. В остальном правила очень простые — собака должна быть на поводке на улице и за ней нужно обязательно убирать.
Из сложностей вспоминаются бродячие собаки в Турции — их там было очень много и они кидались на Каберне. Хотя с людьми они довольно дружелюбны. Ну и, конечно, путешествие с животными увеличивает расходы. Не могу сказать сколько точно трачу на животных в месяц, но думаю, около тысячи евро. Тем не менее я благодарна себе за то, что решила их завести, а Шираз и Каберне — просто за то, что они есть. Из-за животных моя жизнь изменилась к лучшему.
Как говорится, у меня есть план, и я его придерживаюсь. Он заключается в том, чтобы обследовать животных в бюджетных странах. Последний раз я делала это в Сербии. До того был неприятный опыт: кошка разболелась в Норвегии. Приём врача, УЗИ и лекарства обошлись мне в 1500 евро. Поэтому когда я еду через страну, в которой в принципе жизнь дешевле, то ищу и ветеринаров.
Кстати, сама я тоже выбираю, где обращаться к врачам. Недавно, когда была в Турции, прошла плановое обследование там. Я раньше слышала, что медицина в Турции на высоком уровне и весьма доступная — и это оказалось правдой. Превентивные меры гораздо лучше проактивных. А сейчас я изучаю возможность оформления для себя расширенной медстраховки, чтобы иметь возможность обратиться к врачу для планового обследования, а не только в критическом случае. Например, посетить стоматолога, гинеколога или терапевта. Для животных, к сожалению, такой страховки нет.
Когда я была в Турции, туда приехали мои друзья и мы взяли в аренду яхту. Для меня это был вызов, потому что у меня морская болезнь. Но оказалось, что она хорошо лечится таблетками и специальным пластырем, который клеят за ухо. Мы потрясающе провели время. И я, и животные остались в полном восторге! Собака научилась плавать, а кошка с удовольствием гуляла по палубе — конечно, на поводке. Тогда и родилась моя новая мечта — купить парусный катамаран и в компании моих животных пересечь Атлантический океан. При этом я хочу не какую-нибудь раздолбанную и подержанную лодку, а самую хорошую! Я бы взяла 32-футовый катамаран, где будет ещё больше места, чем в автодоме. Для этого нужно накопить около 500 000 евро — я постепенно иду к этой цели. Думаю, мне понадобится около четырёх лет. А сейчас я учусь на капитана и буду периодически тренироваться выходить куда-нибудь недалеко. Я представляю, как обставлю всё внутри: будет много растений — пока мне кажется это хорошей идеей, бамбука, красивая и удобная мебель. Ещё в интерьере будет много натуральных материалов, льна и хлопка. Моя тайная страсть — дизайн интерьеров. Так что всё будет потрясающе красиво!
Прочитать другие истории цифровых кочевников можно здесь.
Комментарии
Красивая. Умная. Самостоятельная. Молодец. Попутного ветра!
Прекрасная статья. Статья курьёз, т.к. для большинства граждан нашей страны абсолютно невозможна к повторению. Ну представьте себе высокопрофессионального рабочего-станочника живущего в автодоме и перемещающегося по странам когда вздумалось... Или медсестру, или учителя, или офицера...Я уже не говорю о машинистах метро или пожарных. Нас таких , привязанных к одному месту подавляющее большинство. А таких как упомянутая Елена (будем считать, что в статье описан реальный человек) ничтожное меньшинство и от них ничего в жизни государства не зависит ни на малую копеечку. Если внезапно умрёт рабочий или пожарный или какой-то другой специалист, то у его начальства голова болеть будет, кем его заменить, а если эта Елена внезапно пропадёт где-то в пространстве, то и родители не сразу узнают и печали никакой никому из-за её отсутствия не будет.Заменят быстро, чай не сантехник. Поэтому эта статья, всего лишь разновидность сообщений на тему "Вот как люди живут". Им никто не нужен (из людей) и они никому не нужны.. Чем тут можно восхититься - не вижу.
Java-программист и Елена, мне кажется это что-то из области фантастики)))
Ну и реклама блога и автодома это конечно интересно!
На 99% - выдумки)
Дмитрий, поделитесь, пожалуйста, почему вы так думаете?
Леночка, читаю и радуюсь за вас и ваших питомцев! Вы большая умница! Расскажу о вас дочери и задумалась о покупке автодома! Продолжайте нас радовать своими впечатлениями от стран...всех благ и любви от окружающих вас людей, питомцев и природы!
Это просто бамбалейла! Тоже мечтаю об автодоме, только прицепе и как свалю на пенсию, буду реализовывать эту мечту. Елена, Вы молодец! Спасибо, за то, что поделились своим опытом.
Только недавно начала интересоваться темой автодомов и очень рада была, что в эту рассылку попала статья с таким интересным рассказом и героиней. Очень вдохновляющий путь и самые сладкие кошачьи и собачьи носы)
Анастасия, здорово, что тема публикации оказалась для вас интересной!
👍👍👍❤️
Прекрасный вариант на несколько лет жизни, если у тебя нет обязательств перед детьми, родителями, пока нет проблем со здоровьем, ты - не медик, строитель, педагог, швея, ученый и пр. и пр. Твое занятие - выдавать тексты. Для этих целей - идеальная жизнь!
Человеку нужен человек. Недавно вышел фильм Discontinued 2022 года. Там как раз изучают этту тему. Заменили бы мне красивые виды и пара животных жизнь среди людей - сомневаюсь.
Лена с интересом прочитал ваши рассказы, вы смелая девушка! Это здорово, как вы так легко уезжаете из дома и путешествуете по миру! По вам точно можно сказать, что вы человек мира! Я желаю вам дальнейших успешных и счастливых поездок! Пусть вам сопутствует удача в дороге и встречаются только хорошие люди!
Очень интересная информация! Можно только позавидовать! Рада за путешественников! Отличных впечатлений и легких дорог! Но причем здесь Ту.Ту.? Или Ту.Ту. теперь занимается только описанием чужих путешествий? А вот оформленных уведомлений об открытии продаж билетов я от них так и не дождалась уже 3 раза за лето! Печально! Больше не буду обращаться!
Добрый день, Елена! Темы наших публикаций связаны с путешествиями, одна из них — истории цифровых кочевников. Рады, что вам было интересно!
По поводу уведомлений, они работают так: есть робот Надежда, который пробует сообщить вам о билете, как только он появится в продаже. Это никак не гарантирует, что он 100% вас уведомит, но часто очень и очень помогает. В смысле, что робот Надя старается сделать всё от неё зависящее. Иногда у неё это не получается.
Тут мы можем только принести за неё извинения и ещё раз напомнить, что Надя ничего не обещала. А мы за неё обещали, что она постарается, как может. Ещё раз простите.
Классно , завидую Вам белой завистью )! Удачи и отличных дорог в ваших путешествиях🙌