Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Автоинструктор Руслан: «Я люблю ехать, и неважно куда»

Автоинструктор Руслан: «Я люблю ехать, и неважно куда»

Профессия Руслана — обучать других вождению. Но с детства он мечтал не просто управлять машиной, а путешествовать за рулём. И сейчас отдаёт любимому хобби всё время. Вот рассказ Руслана, что видно через лобовое стекло, куда заводит любопытство и где в России самые хозяйственные люди.

Герой: Руслан, 36 лет, автоинструктор и автопутешественник

VK: https://vk.com/ruslanhabar

Фотографии: из личного архива Руслана

Текст: Софья, пишущий путешественник

Про радость автопутешествий

Автомобиль для меня — и дом, и офис, и средство для путешествий. Я обожаю водить! Могу быть в дороге несколько дней подряд, с перерывами на заправку и сон. Мне нравится сам процесс, наверное, поэтому я проехал по маршруту Хабаровск — Санкт-Петербург четыре раза и могу ещё десять или даже больше. Два раза я ездил в Монголию. Один раз, в детстве с отцом, но тоже на машине, побывал в Казахстане. Ну и ещё много гоняю по Дальневосточному округу, откуда я родом.

Да, я останавливаюсь в красивых местах и разных городах, чтобы осмотреться. Но главное для меня и что приносит удовольствие — это сама дорога. Возможно, это у меня в крови.

Суммарно в путешествиях за рулём я уже накрутил, наверное, несколько сот тысяч километров. Точно я никогда не считал, но по ощущениям я бы уже мог обогнуть Землю по экватору, и, вероятно, не раз.

Про детскую мечту

Я мечтал ездить по стране на машине с юности. В 2001 году, когда мне было четырнадцать, мы с папой отправились из Хабаровска, откуда я родом и где, жил с рождения, в Казахстан. У нас был тогда дизельный микроавтобус, даже не помню марку, но доверия он совсем не внушал. Однако мы решили рискнуть, потому что очень хотели посмотреть страну. И не зря! Получилось настоящее приключение.

Самым сложным в том путешествии оказалось отсутствие нормальных дорог. Помню, что от Читы начинался кусок грунтовки протяжённостью примерно 4 000 километров! Но и это было ещё не самое страшное. Потом дорога превращалась в рабочую — для лесовозов: разбитую, с глубокой колеёй и огромными камнями. И так ещё 500 километров.

Иногда на обочинах стояли машины с пробитыми колёсами, но у нас, к счастью, всё обошлось. Правда, один раз мы не рассчитали запас бензина. Топливо закончилось, а заправок посреди глухого леса не было. Нам повезло, что рядом проходили железнодорожные пути, а на них стоял тепловоз. Как сейчас помню, машинисты отлили нам 40 литров солярки, чем нас и спасли.

Мы ехали в одну сторону две недели. Очень многое я тогда увидел впервые. Например, меня удивила природа в Иркутской области. У нас, в Хабаровском крае, в основном леса. Там же были холмы и бескрайние степи.

Вокруг Улан-Удэ мне запомнились юрты и табуны лошадей. Дальше мы двигались вдоль Байкала, и я, конечно, искупался в озере. Стоял август, но вода всё равно была очень холодная. Кстати, в этом году я опять был на Байкале и тоже в августе. И снова купался — 22 года спустя. И опять вода была такая же ледяная, но всё равно очень приятная.

Дальше мы с папой тогда приехали в Новосибирск. Город меня особо не впечатлил, но я запомнил зоопарк. В Хабаровске, к слову, зоопарка нет до сих пор. У нас, на Дальнем Востоке, по улицам и даже иногда по торговым центрам ходят медведи, этим меня не удивить. А там я увидел животных, которые у нас не водятся, — льва и жирафа.

Автомобиль в итоге нас всё-таки подвёл — сломался, когда мы уже были в Иркутске. Закипел двигатель, но мы смогли его починить и добраться до казахского Семипалатинска. Там мы машину продали и отправились в Алматы, а потом и домой на поезде.

Это, кстати, был уже совсем другой опыт: просто сидеть и смотреть в окно. Можно подумать, что и в автопутешествиях всё то же, но на самом деле нет. На машине можно останавливаться в любой момент, заезжать в соседние с нужными вам города, выбирать, где остаться на подольше.

В общем, после того путешествия с папой я дал себе обещание, что когда вырасту, обязательно поеду ещё — уже сам. И я сдержал его!

Про работу

Я автоинструктор. Обожаю водить и обожаю знакомиться с людьми. Получается, я один из тех, кто максимально любит свою работу. Хотя образование у меня совсем в другой области: я повар-кондитер четвёртого разряда. По этой специальности, правда, так никогда и не работал.

После обучения я отслужил в армии, потом устроился по контракту в авиацию МЧС. Параллельно начал подрабатывать на авторынке и продавать подержанные машины. В МЧС через некоторое время я попал под сокращение, а на авторынке дела шли так себе, и вот я остался практически без работы и без денег.

Мой лучший друг в тот момент только устроился в автошколу и позвал меня. Я согласился и с тех пор там работаю — вот уже десять лет. Я преподаю практику, то есть вождение. Это моя основная работа и источник дохода, а в автопутешествия я еду по зову сердца или благодаря случайностям. Например, первый раз в Монголию я поехал, потому что мне было безумно интересно совершить такое путешествие. Второй раз меня нашли через чат фотографов в телеграме. Был нужен опытный водитель, который справится с уазиком на механике и уже бывал в Монголии, то есть знает местность. Я откликнулся, не зная людей, на свой страх и риск. Так случилась вторая Монголия.

В Санкт-Петербург или Москву я могу поехать и по делам, и просто так. Например, как-то мой друг участвовал в гонках под Москвой и я отправился с ним за компанию. А по родному Хабаровскому краю я просто катаюсь по выходным или в праздники.

Да, мне не сидится на месте. Поэтому едва я возвращаюсь из одной поездки, сразу начинаю планировать другую.

Про первое самостоятельное путешествие

После казахской эпопеи с папой мы то и дело выбирались с семьёй куда-нибудь недалеко — в радиусе тысячи километров, то есть по Хабаровскому краю. А в 2018 году я решился на большое двухнедельное соло-путешествие в Монголию. Я тщательно готовился: полгода смотрел маршруты, читал статьи, задавал в сети вопросы людям, которые там уже побывали.

План был такой: я выезжаю на своём авто из Хабаровска, пересекаю границу в городе Кяхте, оттуда еду до Улан-Батора, затем в пустыню Гоби, потом посещаю ещё пару туристических мест. До Улан-Батора всё шло по плану. В городе я провёл пару дней, посмотрел гигантский конный памятник Чингисхану, статую Марко Поло, разные храмы и двинулся дальше в сторону города Даланзадгада. Моей следующей точкой должен был стать каньон Хэрмэн-Цав, но выяснилось, что дожди сильно размыли дорогу к нему.

А ещё оказалось, что это место привлекает туристов, а вот монголы не очень-то его любят. Они не советуют ехать туда ни в хорошую, ни в плохую погоду. Как я понял, они считают, что там живут злые духи. Однако я решил всё же рискнуть — очень хотелось испытать себя и добраться до точки, где порой нет ни одной живой души.

На последней заправке перед каньоном мне встретилась туристическая группа из 40 машин, которая только что предприняла попытку прорваться к каньону — но безуспешно. «Там глинистая дорога. Завязнешь. А машины с туристами там раз в две недели ходят», — отговаривали они меня. Но я всё равно был настроен ехать.

К счастью, я разговорился с другой группой — уже из четырёх машин. Ребята сказали, что вместо Хэрмэн-Цава едут к горной гряде Баянзаг — там тоже каньон. А ещё там находили много фрагментов скелетов и кладки яиц динозавров. Вот в такое место ребята пригласили меня поехать с ними. Конечно, я согласился — и не пожалел!

Я увидел вулкан — название уже не вспомню, и 24-метровый водопад Улаан-Цутгалан на правом притоке реки Орхон, горячие источники. Посетил Каракорум — древний город, основанный, по преданиям, сыном Чингисхана. Послушал поющие пески в Хонгорын-Элс (это супер! А я-то думал, что ерунда). Ещё посмотрел на слияние двух рек — вода у одной темноватая, обычная, а у другой — ярко-бирюзовая.

Про шамана

В той группе был шаман. Я скептик и не очень-то верю в такие штуки, но было три ситуации, когда я усомнился в своих убеждениях.

В первый раз мы переезжали реку вброд и у моей машины отвалился номер. Река была не очень глубокая, но довольно бурная. Естественно, мы остановились, и я пошёл искать табличку. Бродил полчаса в воде, но безрезультатно. Тогда шаман сел на землю, покачал головой, поделал что-то ещё, потом зашёл в реку и достал номер!

Вторая история не про меня. Мы остановились у кафе. К нам подошёл пастух, пожаловался, что потерял табун лошадей. Шаман вызвался помочь. Он надел майхабши — специальную ритуальную шапку, постелил коврик прямо на улице, сел на него и погрузился в транс. Он качался около минуты и что-то говорил. Потом встал и указал пастуху направление движения. Кстати, мы поехали в ту же сторону. И обогнали пастуха. Километров через 20–30 мы встретили ничейный табун. Уж не знаю, тот самый ли, но я был поражён.

Ну и третья история. Шаман как-то делал массаж нашему гиду и при этом говорил то голосом старухи, то голосом маленькой девочки. Так себе представление, честно говоря. А потом он повернулся ко мне и первое, что сказал: «Ты в детстве ведь в аварию попал». Это правда — нам навстречу вылетел лесовоз, и папа, уходя от столкновения, съехал в кювет. Машина перевернулась.

Потом шаман посоветовал мне быть осторожным в 36 лет. Сейчас мне как раз 36, день рождения у меня в июне. Пока, слава Богу, всё хорошо.

Про путешествия через всю Россию

Два раза я ездил из Хабаровска в Москву и один раз — в Санкт-Петербург. Скажу честно: дорога и вид за окном достаточно однообразные. И пейзаж, и города по пути не очень отличаются. Хотя, некоторые всё же запоминаются. Например, Тюмень произвела на меня впечатление развитого города.

Ещё могу вспомнить Нижний Новгород. Там своя культура и атмосфера, есть старые постройки, соборы — красиво! При этом повсюду новые кафе, видно, что город развивается.

В Красноярске мне больше всего запомнилась дамба. С неё можно увидеть сброс воды из Енисея — потрясающее зрелище. А вот Омск и Иркутск большого впечатления, к сожалению, не произвели.

А вот что хорошо заметно, когда так долго едешь, — это есть ли у региона хороший управленец. Это понятно и по качеству дорожного покрытия, и по ухоженным обочинам, и по наличию освещения и инфраструктуре на трассах, и по обработанным полям вокруг.

Допустим, в Башкирии и Татарстане всё так, просто супер! Там все дороги подсвечиваются, все заправки чистые, есть кафе и туалеты. Можно сделать очень комфортную остановку. Но, к сожалению, не на всей трассе от Хабаровска до Москвы так. Однако, если вспомнить, что раньше где-то дорог не было совсем, то становится ясно, что мы уже сильно продвинулись. Сейчас автопутешествие не проблема: навигатор в каждом телефоне, связь есть на протяжении почти всей дороги. Построены заправки, отели, кафе.

На самом деле большинство городов очень похожи. Через несколько дней пути они сливаются в один. Я говорю исключительно о первом впечатлении, потому что понимаю: чтобы узнать любое место по-настоящему, там нужно остаться не на один день. А мне такие поездки нравятся, потому что я люблю ехать и неважно куда.

Дорожная романтика

Мне очень нравится процесс движения. Усталости за рулём я не чувствую. И даже на знакомой дороге мне интересно: я каждый раз обращаю внимание на что-то новое.

Бывают люди, которые проедут тысячу километров за сутки и всё, больше за руль месяц не сядут. Я не такой. Мне кажется, я могу десять раз вокруг Земли объехать! Вот, например, скоро мне опять из Хабаровска нужно попасть на машине в Санкт-Петербург. И я уже предвкушаю радость перемены мест.

Обычно я сам за рулем. В редких случаях, когда еду с кем-то, могу пустить напарника, но я должен быть уверен в нём как в хорошем водителе. Сам стараюсь ехать весь световой день, пораньше ложиться спать и пораньше вставать. С четырёх до девяти утра — самые свободные дороги. В основном это связано с графиком движения фур. Обычно грузовики выезжают в районе десяти или одиннадцати утра, и тогда начинаются пробки. Удача — успеть проскочить до них.

Стационарными рациями, кстати, как у дальнобойщиков, я не пользуюсь. Так что и их переговоры не слышу, да мне они и неинтересны. А вот переносные беру, если едем в группе. Это очень удобно. Можно договориться об остановке и заправке или решить свернуть и посмотреть что-то в пути. И просто иногда приятно поболтать с кем-то в дороге.

Когда я еду один, то частенько могу съехать с трассы в город или деревню: походить, размяться, перекусить. А могу и просто прокатиться по главной улице и посмотреть на город из окна.

А ещё я никогда не выбираю точки остановок заранее. В основном мой дом и мой офис — машина. Конечно, иногда я ночую в отелях, чтобы принять душ и зарядить технику. Но иногда я остаюсь спать в машине или ставлю рядом с ней палатку — я её вожу с собой. А гаджеты заряжаю от пауэрбанков.

Про общение в пути

Я обожаю случайно остановиться где-нибудь и разговориться с человеком. Самое интересное, что есть у людей — их истории.

Недавно я ехал по Приморскому краю и в бухте Муравьиная вдруг вижу самолёт ТУ-134. Откуда он там? Я притормозил. Смотрю — около самолёта ходит мужчина. Он мне рассказал, что лайнер летал в 1980-х, потом его списали в Челябинске по сроку службы, разобрали и частями привезли сюда. Планировали открыть в нём ресторан, но из-за ковида всё затянулось, вот он и простаивает без дела. Через некоторое время к нам подошёл ещё один человек и сообщил, что когда-то летал на этом самолёте в качестве пилота. Поверить в такое было сложно. Но мужчина забрался в кабину и вынул из потайного кармана бумаги с именами пилотов. Его имя было там! Он показал мне паспорт, всё сходилось!

Думаю, что главное качество путешественников — любопытство. Именно поэтому мне нравится говорить с людьми, они хранители знаний о местности, через них можно получить совсем другой опыт.

Про машину

Если вы отправляетесь в автопутешествие, то должны или хорошо разбираться в машине, чтобы при случае починить её самостоятельно, или иметь хороший сервис, который подготовит всё должным образом. А в идеале, как в моём случае, пусть лучше будет — и то и то.

У меня Land Cruiser Prado («Ленд-Крузер-Прадо») [или: У меня японский внедорожник с повышенной проходимостью]. В машине я абсолютно уверен и знаю её вдоль и поперёк. Ещё у меня был не самый приятный опыт с уазиком — ездил второй раз в Монголию на нём и то и дело устранял какие-то мелкие поломки — и с Toyota Harrier. Так что свой крузак я ни на что не променяю. За все мои автопутешествия с этой машиной ни разу ничего не случалось.

Из расходников я беру только масло и антифриз плюс набор инструментов, ну и запаску. Перед каждым дальним броском загоняю авто в знакомый сервис. Иногда и сам ковыряюсь в гараже с ними. Мы устраняем любые дефекты, даже самые незначительные, потому что в дороге всё может сыграть роль.

А с уазиком была такая история. Когда я отправился в качестве водителя в Монголию с группой фотографов, машину в сервис перед поездкой загнали без меня, поэтому оценить её состояние заранее я никак не мог. Первая поломка случилась в районе Новосибирска, мы обзвонили и объехали сервисов сорок, и нигде нам не могли помочь, а требовалось всего-то поменять сальник. Только через 500 километров, в Горно-Алтайске, нашёлся специализированный сервис, где нам всё сделали и заодно устранили другие недочёты, о которых мы даже не подозревали.

Во второй раз уазик подвёл уже в Монголии. На заправке я заметил под днищем большую лужу. Оказалось, что потёк расширительный бачок. И не то, чтобы он отошёл, он треснул по заводскому шву. Конечно, никаких сервисных центров рядом не было, но нам помог механик с заправки. Он закурил сигарету и взял клей «Момент». Протёр тряпочкой бачок, потом промазал шов клеем, стряхнул туда пепел и перемешал. И так несколько раз. Починил! Весь оставшийся путь мы проделали без проблем.

У уазика 2020 года выпуска было на момент приключений 56 000 километров пробега. Даже условно новую машину нужно досконально проверять перед путешествием и не вестись на «до Москвы дотянет». Если что-то можно поменять — поменяйте заранее.

Про культуру вождения

Говорят, что в России две проблемы: дураки и дороги. Могу сказать, что иногда это правда, но всё же большая часть трасс очень даже хорошая. От Хабаровска до Санкт-Петербурга 97% дороги вообще отличные. Если раньше где-то было невозможно проехать, то теперь — без проблем. Например, тот же участок от Читы.

Со мной сложных ситуаций в пути, к счастью, не случалось. Наоборот, я сам стараюсь помогать, если вижу, что кто-то стоит у обочины. Однажды остановился возле дедушки со сломанной машиной. Кто знает, вдруг он давно там и у него нет еды и воды.

Самые проблемные водители на трассах — перегонщики. У них, как правило, нет номеров, поэтому они не боятся камер — несутся и подрезают. Ещё есть у меня наблюдение, что после Уральского хребта по направлению к Москве повышается концентрация неадекватных фур, водители которых считают себя главными. Будто для них не существует правил. Выезжают на встречку — а вы, будьте добры, им уступите.

Чем больше людей будет ехать спокойно и не лихачить, тем меньше будет аварий, тем безопаснее будет ездить. Это касается каждого.

Опять же, по моим наблюдениям, культура вождения в России растёт. Если говорить очень грубо, то мы переходим от азиатского стиля вождения, где все мечутся и передвигаются хаотично, к европейскому, где никто никуда не спешит и уважительно относится к другим участникам движения. Меня такая тенденция очень радует.

Про Хабаровский край

Я очень его люблю, многие места уже тут исследовал. Могу посоветовать посетить окрестности посёлков Ванино или Совгавань. Отвесные скалы и Охотское море. Ещё, конечно, Шантарские острова. Но, чтобы добраться туда, нужно потратить много времени и денег. Туда ходят катамараны и летают вертолёты. Если такой возможности нет, то поездить по бухточкам Охотского моря — тоже отличная идея. Особенно красиво в золотую осень. Ещё там можно встретить морских котиков и огромных орлов.

Конечно, лучше ездить с гидом или специальной группой. Особенно в тайгу. Там действительно много животных, которые будут рады встретить вас в обеденное время — вы же понимаете, о чём я. Но, например, Большехехцирский государственный заповедник стоит того, чтобы посмотреть его. Там и природа красивая, и если повезёт, увидите гималайского медведя или амурского тигра.

Рядом с Комсомольском-на-Амуре есть озеро Амут, тоже потрясающее место. Туда ехать примерно 500 километров по хорошей дороге от Комсомольска и потом ещё несколько десятков километров по грунтовке. Зимой, кстати, там работает горнолыжный курорт.

Другое озеро — Большой Сулук. Находится в кратере бывшего вулкана. Ехать из Комсомольска чуть дольше — километров 800 (500 по хорошей дороге, 300 по грунтовке), а потом 6–8 часов пешком. Кажется, что сложно, но когда приходишь, понимаешь, что проделал весь путь не зря.

Ещё раньше был Хинганский карьер, а в нём озеро с супербирюзовой водой, потому что завод сливал туда какие-то отходы. Но сейчас владельцы завода сменились и забетонировали карьер. Правда, путь туда остался, там красивая лесная дорога.

Про будущее

Пока в ближайших планах поездка из Хабаровска в Санкт-Петербург. Потом надеюсь продолжать выезды по стране, может, посмотрю другие регионы. Иногда меня спрашивают, не хочу ли я купить автодом. Но я пока не созрел. Да и не вижу у нас инфраструктуры для подобных путешествий. Если я один, то мне и в своей машине комфортно. А для автодома нужны стоянки, возможности заправиться водой, слить отходы. Так что такая история меня не привлекает.

А вот ездить за рулём планирую, пока не сядет батарейка!

Советы:

1. Отгоните автомобиль на ТО. Насколько бы вы ни были уверены в машине, обязательно перед поездкой устраните все недочёты, даже мелкие.

2. Держите всегда в салоне запас воды 2–3 литра на человека: попить, помыть фрукты или овощи, залить в бачок омывателя или вместо антифриза.

3. Берите аптечку. Она почти никогда не пригождается, но с ней вы будете чувствовать себя гораздо увереннее. Я, к слову, ни разу ей не воспользовался, но всегда беру её с собой.

4. Подберите музыку. Очень здорово заранее составлять плейлисты под разное настроение: грустное, весёлое или мечтательное.

5. Зарядите пауэрбанки. Лучше быть готовыми к любой ситуации: а вдруг у вас разрядится и аккумулятор в машине, и мобильный телефон. Понятное дело, что вероятность мала, но лучше предусмотреть всё заранее.

6. Возьмите дополнительную фототехнику. Например, у меня есть дрон, благодаря которому я могу рассмотреть местность лучше и получить более яркое впечатление. Единственное, стоит проверять правила региона — много где дроны сейчас запрещены.

7. Захватите с собой палатку и спальник. По дороге вы можете оказаться в каком-то красивом месте, о котором не знали заранее, и захотеть там переночевать. Со мной такое случалось не раз.

8. Соберите косметичку со средствами гигиены. Одноразовые салфетки, антисептик, пакеты, запасная зубная щётка и паста (в дополнение к основной), даже одноразовые стаканчики — всё это поможет сделать поездку комфортнее.

9. Берите перекус. Бывают участки дороги, на которых не встретишь магазин, или вам просто не захочется есть в придорожном кафе. Лучше иметь небольшой запас еды с собой.

10. Если планируете ехать не один, то заранее познакомьтесь со спутниками. Лучше путешествовать с близкими по духу людьми, с теми, кто вас понимает и с кем вы на одной волне. Это добавляет впечатлений и положительных эмоций.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
Обновлено 26 апреля 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле