В этом вопросе пассажиров чаще всего волнует, как делить
отсеки для ручной клади и столик, а ещё, можно ли
меняться местами.
Первое и самое важное: ваше место — то, которое
прописано в билете. Так что пассажир сверху может посидеть
внизу только с согласия попутчика. И есть только одна
неоспоримая причина, когда вам точно не могут в этом
отказать. Речь про приём пищи.
Пассажир сверху может поесть снизу
У пассажиров сверху есть законное право поесть
на чужой территории. Существуют даже определённые часы, когда
вам точно никто не сможет возразить:
- утром: с 07:00 до 10:00 — не больше
30 минут;
- днём: с 12:00 до 15:00 — не больше
часа;
- вечером: с 19:00 до 21:00 — не больше
30 минут.
Вот цитата из приказа
Минтранса на этот счёт:
«По требованию проводника вагона поездов дальнего
следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан
предоставить место у столика пассажиру, проезжающему
на верхней полке, для приёма пищи. Время для приёма пищи
составляет в утренние часы (с 07:00 до 10:00)
и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более
30 минут, в обеденное время (с 12:00 до 15:00)
не более 1 часа».
И тут главный вопрос — что именно можно назвать
приёмом пищи. Если вы сидите на нижней полке и все
полчаса пьёте полкружки чая — это считается? Судя
по правилам, похоже, что да. Пока нет правоприменительной
практики на этот счёт, поэтому в спорных ситуациях можно
обратиться к проводнику. Если проблема всё равно
не решилась, просите помощи у начальника поезда как
у высшей инстанции. Но, кажется, конфликты на этой почве
очень маловероятны. Если они всё-таки будут, то про практику
их разрешения мы узнаем в первые же месяцы.
Нижний отсек для ручной клади сначала загружает пассажир
снизу
Тут всё просто: у пассажира снизу всегда приоритет
на нижний отсек для ручной клади. И наоборот: пассажир
сверху первым претендует на «третью полку» сверху, хотя бои
за неё обычно и не ведут. Речь именно про железные
преимущества на случай споров.
То есть механизм такой. Сначала ручную кладь в нижний
отсек грузит пассажир снизу. Если осталось место — пассажир
сверху может добавить туда свои вещи, а если нет —
он убирает их наверх.
А вот цитата из приказа
Минтранса, которой вы сможете вооружиться на случай
конфликта:
«Преимущественное право для использования в поездах
дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет
пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего
места — пассажир, проезжающий на верхней полке. При этом
если конструктивными особенностями вагона предусмотрено только
нижнее (верхнее место) для размещения ручной клади,
то пассажиры вне зависимости от занимаемого места имеют
равные права на использование нижнего (верхнего) места для
размещения ручной клади».
Меняться местами нельзя
Согласно правилам Минтранса, проезд иных лиц на оплаченных
пассажиром местах не допускается. Как минимум проезд
на верхней и на нижней полках стоит по-разному,
поэтому никакие аргументы со стороны попутчиков
не работают. Единственное, что можно сделать в таком
случае, — прямо на месте выкупить нужное место
на полке по полному тарифу, если оно вдруг оказалось
свободно.
Вот подтверждение:
«Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа
(билета) занимать место, указанное в его проездном документе
(билете), при проезде в поезде дальнего следования
и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии
свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные
места при условии оплаты их полной стоимости и оформлении
дополнительных проездных документов (билетов). Проезд иных лиц
на оплаченных пассажиром местах не допускается».
Где искать все эти правила?
Все способы взаимодействия между пассажирами верхних
и нижних полок в поезде регламентируются Минтрансом. Вот
здесь собраны все самые
актуальные правила перевозок.
Комментарии