Автобусные перевозки бьют все рекорды по уровню
анархичности в сравнении с другими видами транспорта.
Перевозчики и автостанции исчисляются тысячами, и даже
у небольших есть свои стандарты. Возить пассажиров
на автобусах можно официально — такие перевозчики
называются «белыми». А можно не очень, и тут речь
уже про «серых».
«Белый» рейс
«Белые» рейсы настолько «правильные», что и сказать про них
особо нечего. Вот что важно понимать:
— «Белый» рейс ходит по чёткому маршруту
и следует расписанию.
— У пассажиров есть все гарантии на случай, если
что-то пойдёт не так — например, рейс отменят или автобус
сломается. Речь идёт про лицензирование официальные перевозки.
— На «белом» рейсе вам обязаны организовать первую
помощь при необходимости. Любая ваша проблема на «белом» рейсе
= проблема перевозчика.
— «Белые» рейсы отправляются только с автовокзалов
и принимают/высаживают пассажиров только на официальных
остановках.
Некоторые остановки могут быть обязательными,
а некоторые — по требованию (но все они должны
быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен
проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен
остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого
нет, а она указана как необязательная). А ещё
он должен заранее вас предупредить про такую остановку.
«У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное
предупреждение. Бывают остановки без посадки — например,
конечные для высадки пассажиров.
— Автобус должен быть исправен, а водитель —
пригоден. Первое проверяется механиком на начальном
и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом
осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом
городе, а не на вокзале). Водитель же должен
иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен
управлять. Если рейс дальний и дорога длится дольше
8 часов, в салоне обязан находиться второй водитель.
Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы
понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При
ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может
принять решение о начале рейса. Если в дороге будет
выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят
в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель
откажется так делать, то может попасть под статью.
Если на рейс будет допущен пьяный водитель, ответственность
понесёт медик. Если на рейс будет допущен сломанный
автобус — механика.
«Серый» рейс
У «серого» рейса есть целый ряд косяков, которые
и делают его неофициальным. Вот они:
— Нет единых стандартов и требований — нет гарантии
того, что ваш автобус будет безопасен. На «серый» рейс могут
выпустить откровенно некачественный транспорт. Техосмотр такие
автобусы не проходят
— «Серый» рейс может прикидываться заказным,
но по факту им не являться. Билеты
на такие рейсы продаются незаконно — часто их можно
найти в сервисах по поиску попутчиков. «Серый» рейс может
нигде не документироваться: пассажиры оплачивают билеты,
но не получают никаких подтверждающих документов.
— «Серые» рейсы далеко не всегда отправляются
с автовокзалов. Они могут подхватывать людей в более
выгодных местах — то есть, по сути, воровать
пассажиров у «белых».
— Автобус, следующий «серым» рейсом, может остановиться
практически где угодно. Так можно высадить пассажиров, которые
попросились выйти «вон там, у столба», или набрать новых.
Нелегальные остановочные пункты — один из столпов,
на которых держатся такие рейсы. При этом «серые» маршруты
могут специально дублировать «белые». Разницу можно
не заметить.
— Если у вас возникла какая-то проблема во время
«серого» рейса, её вряд ли кто-то будет решать.
— Водитель «серого» рейса не проходит медосмотр перед
выездом. Если он спал два часа за последние двое суток,
никто не остановит его в желании сесть за руль.
Комментарии