Как летать ребёнку?

В целом есть три варианта, с кем ребёнок до 18 лет может попасть на борт самолёта:

1. Вместе со взрослым пассажиром. Это может быть его родственник, знакомый, тренер — в общем, любой сопровождающий.

2. Вместе с проводником от авиакомпании, если летит самостоятельно.

3. Вообще один.

Не все варианты универсальны — тут многое зависит от возраста ребёнка и требований авиакомпании.

На что влияет возраст?

Для детей разных возрастов — разные правила авиаперелётов. Всего есть три варианта.

1. Дети до 2 лет (категория INF — инфант, младенец)

В одиночку они точно не летают — нужно сопровождение взрослого пассажира (имеется в виду либо совершеннолетний, либо человек до 18 лет, досрочно признанный дееспособным). Те же правила работают и с детьми-инвалидами до 12 лет.

На внутренних рейсах ребёнок до 2 лет может летать бесплатно, но только на коленях у взрослого. В любом случае для этого нужно оформлять так называемый нулевой билет. То же самое и на международных рейсах — только уже со скидкой 90%. При этом на коленях у взрослого может разместиться строго один младенец. Если ребёнку до 2 лет всё-таки покупают отдельное место, то с 50-процентной скидкой. Это работает, если нет каких-то противоречащих тарифных условий.

Детское питание, люльку и коляску можно взять с собой на рейс бесплатно сверх нормы ручной клади. Если того позволяют установленные перевозчиком габариты, конечно. Всё это нужно как-то безопасно разместить, чтобы не мешать другим.

И ещё один важный момент. Авиакомпании иногда устанавливают минимальный порог по возрасту — если у вас совсем маленький ребёнок, про это стоит спросить у перевозчика. Например, Уральскими авиалиниями можно полететь через неделю после рождения.

2. Дети от 2 до 12 лет (категория CHD — чайлд, ребёнок)

Им можно лететь вместе со взрослым пассажиром или самостоятельно — но во втором случае строго под наблюдением перевозчика. Тогда ребёнка называют несопровождаемым. Заказать сопровождение от авиакомпании — отдельная платная услуга. Чтобы её оформить, законный представитель ребёнка (то есть родитель, усыновитель, опекун или попечитель) пишет специальное заявление. Такое сопровождение предлагают не во всех авиакомпаниях — об этом ещё будет ниже.

А ещё ребёнка иногда называют несопровождаемым, если он летит с родителями одним рейсом, но в разных классах обслуживания. Например, мама с папой в бизнес-классе, а ребёнок в экономе или наоборот. Тогда он тоже может считаться самостоятельным путешественником и нужно будет заказывать сопровождение. Когда это правило работает и в каком именно возрастном диапазоне — нужно уточнять у авиакомпании.

В реальности большинство авиакомпаний берут на сопровождение детей от 5–6 лет, а не от 2, как пишет Минтранс. Так что детали стоит обязательно уточнять перед покупкой билета. Например, S7 вообще не сажает на борт детей до 12 лет без взрослых и услугу сопровождения тоже не оказывает. А вот у Red Wings для ребёнка можно заказать сопровождение, но только если ему от 6 до 12 лет.

Дети до 12 лет летают со скидкой (обычно от 25 до 50%). Но если речь идёт про самостоятельное путешествие ребёнка, то и платить придётся по взрослому тарифу.

3. Дети от 12 до 18 лет

Этот случай самый простой, потому что формально подросток уже считается взрослым пассажиром. То есть в большинстве случаев можно спокойно лететь без сопровождения. Но если очень хочется, то оформить услугу всё-таки можно — аж до 16 лет. Это делают только по просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Бывают, правда, исключения, когда перевозчик требует обязательно сопровождать детей вплоть до 14 лет (чаще всего речь про зарубежные авиакомпании). Вот почему перед покупкой билета нужно обязательно уточнять этот момент в правилах авиакомпании — возможно, сопровождение заказывать всё-таки придётся.

Бывает, что во время путешествия ребёнок отмечает день рождения и переходит в другую возрастную группу. Тогда может возникнуть путаница в правилах. По закону, возраст ребёнка определяется на дату начала перевозки. Но в реальности у разных авиакомпаний разные мнения на этот счёт. Одни оформляют путешествие по тарифу «туда — обратно» — тогда учитывается возраст ребёнка на момент первого вылета. Другие предлагают оформить два разных, не зависящих друг от друга билета — тогда обратный рейс для ребёнка официально проходит уже в новом возрасте и по новым правилам.

Как работает платное сопровождение?

Некоторые авиакомпании предлагают услугу «Перевозка несопровождаемых детей». Она очень пригождается одиноким путешественникам от 2 до 12 лет — ребёнок получает кого-то вроде телохранителя. Смысл в том, что на каждом этапе пути за ним внимательно следят сотрудники авиакомпании: они забирают ребёнка у провожающего, проводят его через зону досмотра, сажают на рейс, контролируют в полёте и наконец передают в руки встречающего. Если рейс с пересадкой, то перевозчик может установить минимальное и максимальное время стыковки.

Важно заранее решить, кто именно будет провожать и встречать ребёнка. Это нужно обозначить в заявлении. У каждой авиакомпании для него свой шаблон, но смысл один: скорее всего, вас попросят оставить все контакты, паспортные данные, адреса взрослых и т.д. Это нужно, чтобы сотрудники авиакомпании в случае чего могли легко найти встречающего или провожающего. Если встречающий не явился и его даже на горизонте нет, то проводник остаётся с ребёнком до победного. В аэропорту никто никого точно не бросит — будут разбираться.

Сопровождение платное. Это дополнительный расход к стоимости билета. Заказывать и оплачивать услугу нужно заранее. На tutu и подобных сервисах этого сделать нельзя — опция довольно специфическая, поэтому её обычно оформляют через офис авиакомпании или кол-центр.

Подробные правила сопровождения детей нужно уточнять на сайте авиакомпании. В целом они похожи — вот несколько примеров.

  • Аэрофлот. Под наблюдением авиакомпании могут лететь дети от 5 до 16 лет. К стоимости билета за это доплатите 4700 рублей на внутренних рейсах и 85 евро на международных. Оформить услугу могут только законные представители ребёнка: одновременно с покупкой билета им нужно заполнить заявление и заявку по образцу. Это делают в офисах Аэрофлота или агентов оффлайн.
  • Utair. С сопровождением могут полететь дети от 5 до 16 лет. Законные представители пишут заявление и проходят верификацию (можно пройти в чате онлайн или в аэропорту). Услуга стоит 4500 рублей на внутренних рейсах и 65 евро на международных. Число детей, которые могут лететь с сопровождением на одном рейсе Utair, не бесконечно. Так что с авиакомпанией это нужно согласовать заранее — понять, попадаете ли вы в квоту.
  • Уральские авиалинии. На рейсах по России и СНГ сопровождение дают детям от 5 до 11 лет, а на рейсах в страны дальнего зарубежья — детям от 6 до 11 лет. Для пассажиров от 12 лет заказать услугу тоже можно, но, как и везде, по желанию. Правда, про верхнюю планку по возрасту в 16 лет на сайте авиакомпании ничего не сказано. Размер доплаты зависит от места вылета: например, на рейсах из России это 6000 рублей, если заказывать услугу вместе с билетом. Позже сумма возрастает до 10 000 рублей. Запросить сопровождение можно через кол-центр, в кассах авиакомпании или офисах агентов.

Все цены актуальны в октябре 2023 года.

Какие нужны документы?

Если лететь по России

Детям до 14 лет нужно свидетельство о рождении, а подросткам от 14 лет — паспорт. Если ребёнок от 2 до 16 лет летит в статусе несопровождаемого, то документов нужно больше. Точный список зависит от перевозчика, но чаще всего он выглядит так:

  • заполненное заявление на услугу «Сопровождение». Его пишет законный представитель ребёнка. Сколько экземпляров заявления нужно — лучше уточнять у авиакомпании;
  • квитанция об оплате услуги;
  • паспорта провожающего и встречающего (они понадобятся перед вылетом и после посадки соответственно).

Если лететь за рубеж

Если ребёнок летит с кем-то из родителей, то нужны только загранпаспорт и виза (второе, конечно, опционально — смотря в какую страну будет рейс). Но бывает, что ребёнок летит за границу без сопровождения законных представителей (а это, напомним, только родители, усыновители, попечители или опекуны). Тогда с собой ему нужно иметь ещё и нотариально оформленное согласие на выезд от одного из перечисленных. То есть даже если формально пассажир до 18 лет летит за рубеж не один (а, например, с тренером, учителем или даже с бабушкой), то к нотариусу идти всё равно придётся.

И вот ещё важный момент: в российском законе речь только про согласие от одного представителя. Но по факту некоторые страны могут потребовать такое разрешение сразу от обоих родителей. Например, это актуально для Чили.

Вывод: какой бы авиакомпанией вы ни летели, для въезда в другую страну или выезда из неё нужно будет учесть все правила этого государства. Посмотреть, какие именно нужны документы, можно на консульских информационных порталах. О такой необходимости пишут и некоторые авиакомпании. Например, на сайте Аэрофлота есть список документов для оформления услуги «Перевозка под наблюдением авиакомпании». Там сказано, что для международных рейсов понадобятся загран и все необходимые документы. И здесь больше всего вопросов вызывает как раз второе. «Официальную информацию о документах, необходимых для въезда в страну, можно получить только в консульстве той страны, в которую въезжает ребёнок», — подчёркивают в авиакомпании.

Какой багаж можно взять ребёнку?

Фиксированных норм тут нет — нужно ориентироваться на конкретные тарифы авиакомпаний. Причём чёткой границы между ситуациями, когда ребёнок летит с кем-то и в одиночку, тоже нет.

Если ребёнок летит не один. Сколько багажа может взять ребёнок в сопровождении родителя или другого взрослого — зависит от тарифа. Детали удобнее всего изучать уже во время покупки билета. Вот тут можно прочитать правила нескольких популярных российских авиакомпаний.

Аэрофлот

S7

Уральские авиалинии

Победа

Азимут

Похожие страницы есть на сайтах почти всех перевозчиков.

Если ребёнок летит один. Когда речь идёт про несопровождаемых детей, детали про багаж лучше всё-таки уточнять у перевозчика. На самом деле далеко не все пишут об этом открыто. Но всё же некоторые авиакомпании (например, Смартавиа и Азимут) напрямую говорят, что самостоятельные дети могут взять с собой столько же багажа, сколько и взрослые. То есть формально ребёнка можно нагрузить 23-килограммовым чемоданом и отправить в полёт, если это предполагает тариф. Представитель авиакомпании, который сопровождает ребёнка, поможет ему разобраться с багажом.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 26 апреля 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Поездки по России Въезд в Россию для иностранцев Поездки за рубеж для россиян Авиасообщение Ж/д сообщение Автобусное сообщение Советы путешественникам Пандемия коронавируса объявлена в марте 2020 года, а завершилась в мае 2023 года.  В этой статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы про поездки в пандемию.  Тесты или QR-коды для поездок по Ро
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,