Туту.ру Путеводитель Россия Великий Новгород Как делают калейдоскопы

Как делают калейдоскопы

Автор: Елизавета Короткова

Калейдоскопист — профессия очень редкая. В России таких мастеров раз-два и обчёлся. Один из них — Сергей Яковлев — работает в Великом Новгороде. 30 лет назад с этого человека началась новая эра калейдоскопов в России: тогда он показал, что это не просто детская игрушка с цветными стекляшками внутри.

Сейчас в мастерской Сергея Яковлева делают профессиональные калейдоскопы на заказ, а ещё проводят мастер-классы. Туда можно заглянуть в поездке по Новгородской области, чтобы сделать свой первый «неигрушечный» калейдоскоп.

Какие бывают калейдоскопы

Вот вы повернули калейдоскоп, и частицы внутри сложились в какой-то красивый узор. Повернули ещё раз — а того узора уже нет и не будет. Рисунок в калейдоскопе не дублируется никогда. Ну ладно, почти никогда: американский калейдоскопист Чарльз Буш подсчитал, что орнамент из 25 цветных камушков повторяется раз в 500 миллионов лет.

Да и сами калейдоскопы у Сергея Яковлева в большинстве случаев тоже не повторяются — всё ведь ручная работа. Вот тут по центру, например, калейдоскоп-маяк:

Похожий Сергей Александрович как-то делал на заказ для одного американского ресторана возле маяка. Потом появилась целая серия таких калейдоскопов-маяков.

А вот калейдоскопы-берестяные грамоты:

Новгород Великий же — рекордсмен по количеству найденных берестяных документов. Так что это ещё и оригинальный сувенир из поездки в Новгородскую область.

А так футуристически выглядит самый большой калейдоскоп Сергея Яковлева, шестиметровый:

 Фото Сергея Яковлева
Фото Сергея Яковлева

Внутрь этой белой кабины можно зайти: стоять прямо в калейдоскопе и смотреть на узоры вокруг. Сейчас он находится в Сочи и работает как аттракцион.

В общем, по дизайну калейдоскопы бывают совершенно разные. И по технологии создания, кстати, тоже — вот четыре главных разновидности:

1. Насыпной. Это самый простой: цветные стеклянные кусочки лежат в пустом контейнере. Вы вращаете — они пересыпаются. Такие калейдоскопы многие помнят из детства.

2. Масляный. В контейнер с цветными отражающими частицами заливают масло. В нём детальки двигаются особенно плавно — получается эффект живой перетекающей картинки. А ещё масло по-особому преломляет свет. Он попадает в калейдоскоп ещё и сбоку: трубу даже не нужно направлять на окно, чтобы увидеть красивый орнамент.

 Фото Сергея Яковлева
Фото Сергея Яковлева

3. Объектный. Вместо стекляшек в роли отражающих частиц здесь что угодно. Под «что угодно» в калейдоскопе делают специальный контейнер и дальше уже пляшут от него — форма может быть самая разная. Есть даже калейдоскопы, где контейнер можно самому наполнять и смотреть, что получается.

4. Витражный. Вместо отражающих частиц в этом калейдоскопе витражное стекло. Вращать его нужно за ручку — узор получается, хоть и достаточно простой, но очень яркий. Тут витражные пластины идут в комплекте:

А ещё у калейдоскопа есть названный брат — телейдоскоп. Эта штука преображает вообще всё, что видит, с помощью специального шара впереди. Конкретно этот, например, сейчас преображает ковёр на стене:

Калейдоскоп — детям не игрушка?

В СССР калейдоскоп был пластмассовой трубкой с цветными стёклышками внутри. Такие активно штамповали на фабриках детских игрушек в 60-е годы. Сейчас в интернете продаётся куча китайских аналогов советских насыпных калейдоскопов. Цена за штуку, как правило, рублей 300. И если бы не Сергей Яковлев, то других калейдоскопов в России бы и не знали.

Когда-то давным-давно мастер работал с лаковой миниатюрой: по профессии часто ездил за рубеж и сотрудничал с галереями. В одной из таких поездок по США он впервые наткнулся на профессиональный калейдоскоп. Оказалось, в Америке вообще культура калейдоскопов на высоком уровне: там много мастеров-калейдоскопистов и галерей, заточенных специально под их творения. Тогда Сергей Яковлев загорелся продвигать это дело и в России. Приехал и стал создавать здесь настоящие калейдоскопы — уже совсем не только для детей (а может, и не для детей вовсе).

С фабричными китайскими калейдоскопами мастерская Сергея не конкурирует. Это два разных рынка, где делают совершенно разные вещи, объясняет мастер. Там и материалы другие, и задумка, и рабочий процесс, и применение.

Самые простые насыпные калейдоскопы в мастерской Сергея Яковлева стоят от 3000 рублей (в марте 2024 года). Ну а дальше предела нет. На заказ можно сделать практически любой калейдоскоп с любыми надписями и рисунками. При этом почти всегда дороже всего не материалы, а ручной труд.

 Фото Сергея Яковлева
Фото Сергея Яковлева

Как делают калейдоскопы

Каждую заготовку для будущего калейдоскопа Сергей Александрович делает сам вместе со своими подмастерьями. Сначала составляет эскиз.

Дальше оттачивает все нужные детали на токарном станке и обрабатывает их на полировальном. Все заготовки должны подходить друг другу по размеру чётко — настолько чётко, чтобы конструкция держалась даже без клея. Любимый инструмент мастера — штангенциркуль.

Вот так выглядят уже «оттокаренные» заготовки, которые потом на мастер-классах превратятся в чьи-то «первые в жизни калейдоскопы»:

Цилиндр будущего масляного калейдоскопа украшают: обтягивают кожей или шпоном, декорируют металлом, берестой или аппликацией. Самое сложное — добиться того, чтобы шва не было видно. Вот такие пустые цилиндры-заготовки получаются:

Внутри любого калейдоскопа спрятана призма, которая много-много раз отражает цветные стёклышки и создаёт тот самый орнамент. Чтобы всё получилось, нужно правильно расположить зеркала относительно друг друга, сделать из них цельную деталь и закрепить её в трубе калейдоскопа мягким жгутом. Количество зеркал (минимум два) и угол между ними определяют, сколько раз изображение одного предмета повторится внутри и сколько симметричных секторов узора в итоге получится.

 Фото Сергея Яковлева
Фото Сергея Яковлева

В плане зеркал калейдоскоп — штука привередливая. Годятся только алюминиевые, потому что они друг друга не затемняют. Сейчас такие найти уже сложно — технология устарела, потому что в производстве замешан мышьяк. Приходится заказывать алюминиевую амальгаму (отражающий слой зеркала) специально.

А теперь, пожалуй, главное: нужно смастерить узорную камеру — самую сложную деталь калейдоскопа.

На токарном станке вытачивают цилиндр, из него делают капсулу и наполняют разноцветными деталями (это и есть отражённые объекты). Парчовые нити, металлические волоски, кусочки сусального золота, перламутровые плёнки, бусины и блёстки — всё это «сырьё» для будущего орнамента. В конце капсулу наполняют маслом (если калейдоскоп нужен именно масляный, конечно).

Когда все «запчасти» готовы, калейдоскоп можно собирать. Детали устанавливают, уплотняют и вклеивают друг в друга. В начале цилиндра ставят линзу и окуляр. Тут важно не сбить угол настройки — его регулируют по ходу сборки.

Мастер-классы у калейдоскописта

В мастерской можно засмотреться на красивую витрину с калейдоскопами, заглянуть в каждый понравивщийся и выбрать свой, а ещё увидеть, как работают мастер и его подмастерья.

Или вообще приехать на мастер-класс — такие проводят в отдельном помещении по другому адресу. Все составные части калейдоскопа за вас сделают заранее, а собирать будете сами. 

Вопросы, советы и отзывы пользователей

Написать комментарий

Напишите комментарий

Как вас зовут?
Электронная почта
можно не указывать
Ваш вопрос, совет или отзыв
Спасибо! Ваш вопрос отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Больше информации о Великом Новгороде

Главная достопримечательность города — Новгородский кремль или детинец, одна из древнейших в России каменных крепостей: первые упоминания о ней относятся к 1044 году. Свой нынешний вид кремль обрёл в пятнадцатом—семнадцатом веках. Новгородский кремль Левобережную сторона реки Волхов, где находится кремль, традиционно называют Софийской. Помимо стен и башен в музейный комплекс
Софийский собор (Новгород) — самый ранний из всех храмов, построенных в Древнерусском государстве. На протяжении веков он служил святыней и духовным центром всей Новгородской земли. Пятинефный крестово-купольный храм интересен как единственный в стране памятник церковной архитектуры ранневизантийского стиля, характерного для русских церквей XI века. Дом Святой Софии — главный собор