Да, можно. Можно сменить поезд, место, вагон, класс, поменять
маршрут с сохранением конечной точки (с доплатой за более длинный
или возвратом части денег за более короткий), возобновить поездку
после опоздания или из-за болезни. Нельзя переоформить на другого
пассажира, нельзя менять конечную и начальную станции, перевозчика,
нельзя менять билет, если взрослому был куплен детский, или
наоборот. Есть особый порядок обмена на Сапсаны и поезда,
пересекающие границу страны. Стоимость билета при переоформлении
рассчитывается на момент переоформления в кассе, неважно,
электронный ваш билет или физический. Нужно обратиться в кассу
лично пассажиру, на которого оформлен билет, показать билет (или
его скриншот) и документ, по которому он был куплен. Сбор за
переоформление билета составляет 144 рубля 70 копеек.
Разница в том, что:
— при желании переоформить билет более чем за 8 часов до
отправления, дешевле сдать билет и приобрести новый. Так вы
потратите 2 рубля 30 копеек вместо 144 рублей за
переоформление.
— в диапазоне 0–8 часов до отправления переоформление выгоднее
возврата и покупки нового билета на довольно существенную
сумму.
На переоформление после опоздания даётся 12 часов в случае «я
раздолбай, простите» и пять суток — при болезни или несчастном
случае, также надо будет предъявить подтверждающие документы.
Могут ли провожающих не пустить в вагон?
Да, например, на территории Узбекистана действует такая же
система входа и пропуска, как и в наших аэропортах: есть бюро
пропусков для провожающих (например, если надо сопроводить
инвалида), но в общем случае все остаются за территорией вокзала. В
России провожающих обычно пускают в вагоны. И минут за 5–10 до
отправления проводник просит провожающих покинуть вагон, а
пассажиров — пройти с платформы внутрь вагона.
Можно сесть на промежуточной станции?
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка
пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном
документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от
01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не
вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления,
указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться
услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути
следования.
Пассажир может сесть на любой станции следования после станции
отправления, указанной в билете, при условии соблюдения срока
годности билета. По правилам ОАО «РЖД», если место окажется
проданным, то проводник должен предоставить либо место классом выше
без доплаты, либо место классом ниже с выплатой разницы.
Например, был случай, когда человек опоздал на поезд на
несколько минут, но смог быстро поймать такси и доехать до
следующей остановки поезда.
Это не касается электричек: заходить надо на своей станции.
Есть ли страховка в билете?
С 24 января 2013 года перевозчики, осуществляющие деятельность
по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте и входящие в
холдинг «РЖД», прекратили взимать страховой сбор при продаже
проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров
отменено в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.
В. Путина от 19 января 2013 года № 36. Новые правила предписывают,
что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам
будет страховая компания перевозчика (если пассажир самостоятельно
не оформил страховку в какой-либо страховой компании).
Сейчас выплачивается: за причинение вреда жизни пассажира до 2
млн 25 тыс. рублей, за причинение вреда здоровью пассажира — до 2
млн рублей, за причинение вреда имуществу пассажира — до 23 тыс.
рублей. Для того чтобы претендовать на компенсацию, пострадавший
должен направить перевозчику письменное заявление о выплате
страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и
документы со сведениями о потерпевшем, произошедшем событии и его
обстоятельствах, характере и степени повреждения здоровья
потерпевшего. Срок выплаты компенсации — 30 календарных дней со дня
получения страховщиком документов. В страховку не попадают
стихийные бедствия, народные волнения и забастовки, военные
действия и т. п. Дополнительно к этой страховке вам, возможно,
будут настойчиво предлагать добровольное страхование с более
высокими порогами и большим количеством страховых случаев. У
сервиса Поезда на Туту.ру есть страховка на время поездки – она
недорогая, можно поставить галочку, если хотите быть
застрахованными, например, если случайно поезд качнёт и вы
обольётесь кипятком по пути от титана к своему месту в вагоне. Ну
или при слезании с полки ногу подвернёте. Подробнее написано в
оферте АльфаСтрахование по ссылке в блоке страховок на шаге
«Завершение заказа».
Я не проходил электронную регистрацию и потерял свой билет. Что
делать?
Если поезд через границу — покупать новый. Если поезд внутри
страны — бежать к дежурному по вокзалу станции отправления,
назначения или продажи билета, платить 244 рубля 70 копеек и
показывать свой документ. И вспоминать поезд и вагон с местом.
Кстати, места, как правило, хранятся в вычислительном центре
первой станции отправления поезда.
Что делать, если я заболел?
Если вы заболели и не смогли поехать, то вернуть билеты можно
только в кассе на вашей станции отправления (и больше ни на какой
другой).
Необходимо предъявить:
- документ, данные которого были указаны в заказе (оригинал
паспорта и свидетельства о рождении для детей);
- билет на бланке (если билет без электронной регистрации) или
номер заказа (если билет с электронной регистрацией);
- документы, подтверждающие факт болезни — справку из больницы
или больничный лист.
Также в кассе будет необходимо заполнить заявление (бланк выдаст
кассир). Если вы оплатили билет банковской картой, то деньги
вернутся на нее. Вот тут
подробности.
Нужна ли виза в Калининград?
Для разовой поездки литовская виза гражданам РФ не нужна.
Достаточно оформить специальный упрощённый проездной документ на
железной дороге (УПД ЖД). УПД ЖД оформляется в кассах на вокзале,
которые одновременно направляют запрос в консульский отдел
посольства Литовской Республики в Москве. Через 28 часов после
подачи запроса пассажир должен обратиться в любую железнодорожную
кассу и узнать, получил ли он разрешение на право транзитного
проезда через Литву. Если разрешение не получено, то пассажир может
сдать билет и вернуть деньги. Оформление УПД ЖД производится
бесплатно.
Я еду с животным. Что делать?
Если животное мелкое (до 20 килограммов), то надо купить
документ в обычной кассе. Если животное крупное, то его надо
взвесить на багажных весах и получить документ на него в багажной
кассе. Это легально, но с точки зрения логики обработки большие
собаки — всё ещё багаж, а мелкие — ручная кладь. В зависимости от
вашего вагона провоз мелких животных может быть бесплатным либо
вообще не предусмотренным. Для крупных может потребоваться выкуп
отдельного места, всего купе, или аналогично он может быть не
предусмотрен. В одной клетке или ящике — не больше двух домашних
животных. Собаки — в наморднике и с поводком. Каждая собака
занимает одно место, их вместе с владельцами в купе не может быть
больше, чем мест в этом купе. К собакам-поводырям применяются
особые правила, с ними ехать куда легче: например, не надо платить
за дополнительное место. Диких животных возить нельзя. Домашние
животные перечислены в правилах перевозки: в частности, можно везти
полоза. В зависимости от животного и назначения перевозки может
понадобиться справка от ветеринара. Обратите внимание, что, если вы
везёте животных на выставку, то правила строже, чем если вы везёте
их просто покататься.
У меня суперсумка больше 180 см по трём измерениям. Что
делать?
Если багаж не укладывается в нормы ручной клади, то он
оформляется либо в багажном отделении вокзала, либо онлайн на сайте
«РЖД». Его грузят в отдельный вагон, а выдача производится только
при наличии у получателя багажной квитанции и проездного документа.
Если пассажир ехал с пересадкой — то проездного документа от
станции пересадки до станции назначения. В случае отсутствия у
получателя проездного документа с него взыскивается доплата до
тарифа грузобагажа.
Железные дороги обязаны производить операции по выдаче
прибывшего багажа на промежуточных станциях не позднее чем через
час после проследования поезда, а на конечных станциях — после
разгрузки багажного вагона.
Я потерял вещь, и теперь…
При потере вещей в поезде нужно обратиться в камеру хранения
вокзала конечного пункта следования поезда. То есть если вы
потеряли вещь в поезде Петербург — Москва где-то в Ленинградской
области, а ехали до Твери, то обращаться надо в камеру хранения в
Москве.
В ваши вещи заглянут.
Если среди вещей есть съестные продукты, то они сразу же
списываются по санитарному акту.
Если в вещах есть документы или другие бумаги, по которым можно
установить личность или связаться с владельцем, то сотрудники это
делают.
Хранятся вещи 30 дней, после чего, если не было обращений,
утилизируются. При обращении нужно будет сказать сотруднику
вокзала, где их потеряли, в каком поезде и т. д., что именно
потеряли, как это всё выглядит. После этого вещи передаются
владельцу с приложением их описи на день поступления. При возврате
владелец должен оплатить каждый день стоимости хранения по тарифам
примерно как в камере хранения: это защита от тех, кто
целенаправленно терял объёмные сумки, чтобы их хранили на
вокзале.
Если я вышел погулять на промежуточной станции и не успел сесть
в поезд, то…
1. Обратитесь к дежурному по станции, чтобы он связался с
дежурным по станции дальше или сразу с проводниками (если есть
возможность): это нужно, чтобы ваши вещи попали в FAQ выше
более-менее целыми.
2. В теории можно догнать поезд на такси: в некоторых городах на
машине вполне реально проехать быстрее на следующую станцию. Это
довольно дорого, вероятно, водитель будет нарушать правила, есть
повышенный риск аварии.
3. Обратитесь к дежурному по станции или начальнику вокзала. Есть
вероятность сесть на следующий поезд, если есть свободные места. Но
колл-центр РЖД на момент публикации не знает, как обрабатывать
такие ситуации, поэтому всё довольно размыто.
Что за история с невозможностью купить билет ночью?
С 3:30 до 3:50 по Москве в Экспрессе-3 — технологический
перерыв. По вторникам он чуть дольше, до 4:07. В это время при
поиске билетов не будет возможности получить самое актуальное
расписание поездов, цены и наличие мест.
На билете местное время или пункта прибытия?
Раньше указывалось время станции отправления. Для трансграничных
поездов — отправление по Москве, прибытие указывается местное. Для
поездов не из России и не в Россию — местное. Для старта из
Финляндии время будет местное (минус час от Москвы), а по прибытию
в РФ будет указано время станции прибытия.
С 1 августа 2018 года указывается местное время.
Можно ли посмотреть фактическое движение поезда?
Да, для поездов дальнего следования — на сайте
«РЖД». Для электрички — можно у нас вот
здесь. Поезда дальнего следования опаздывают крайне редко,
поэтому обычно необходимости в отслеживании поезда в реальном
времени нет. А маршрут поезда можно посмотреть вот здесь — на этой странице
есть поиск по номеру поезда. Либо на странице расписания по
направлению кликнуть по номеру поезда и перейти по ссылке на его
маршрут с временем
остановок и картой. Ну и в мобильном приложении удобно иметь
эту инфу всегда под рукой.
Комментарии
Могу ли я сойти с поезда на станцию раньше моей станции прибытия, указанной в билете??
Добрый день! Выходить раньше можно, но необходимо уточнить, будет ли остановка на необходимой вам станции. Рекомендуем обратиться за уточнениями на горячую линию РЖД: 8 800 775-00-00.
Здравствуйте. Могу ли я сесть на свой поезд, на сортировочной станции, находящейся дальше (По маршруту следования поезда), а не на предыдущей станции, которая указана в билете, как место для моего отправления? Так получается что нет возможности попасть на нужной станции...
Илья, здравствуйте! Садится на последующих станциях на поезд можно, но необходимо уточнить, делает ли поезд остановку на нужной для вас станции. Рекомендуем обратиться за уточнениями на горячую линию РЖД: 8 800 775-00-00.